5. Содержание современного досуга в Японии
Как уже говорилось выше традиционный досуг и современные его формы - вот составляющее досуга в Японии. Наряду с играми существовавшими Японии до Рождества Христова, завезенными из других стран существуют суперсовременные. Виртуальная страна яркое тому подтверждение. Каждый месяц в Японии имеет не менее трех праздничных дней, здесь присутствуют как религиозные, так и светские праздники. Япония – страна массового спорта. Большинство японских единоборств распространилось на материк. Большое внимание уделяется спортивному воспитанию молодежи. Существует любительский и профессиональный спорт, но большее распространение имеет любительский спорт. Широкое распространение получили завезенные из Европы и Америки игры: бейсбол, гольф. Туризм – массовый вид активного отдыха. Это форма поощрения рабочих и служащих, и т.д.
Популярные японские игры. Японцы любят не только рисовать «аниме» и «мангу», но и играть в командные игры и заниматься спортом и боевыми искусствами. Также с древних времен в Японии известен целый ряд интеллектуальных игр - близких аналогов шахмат, шашек, домино. Хотя некоторые правители считали, что игра отвлекает воинов от мыслей о воинской науке, полностью запретить эти игры не удавалось даже самым суровым полководцам.
Аналоги европейского лото до сих пор используются в японских семьях для того, чтобы учить стихи и иероглифы - на карточках писались стихи или иероглифы с их смыслом, разрезались надвое и перемешивались. Побеждал тот, кто быстрее подберет нужное количество правильных пар. Так игры способствовали процессу образования. Какие же игры популярны в современной Японии?
Спортивные игры. Прежде всего, в Японии весьма популярны спортивные европейские и американские игры. Первые места здесь у мальчиков занимают бейсбол и футбол, а у девочек - теннис и волейбол. Популярны, разумеется, и другие командные спортивные игры. Также в Японии есть аналоги европейских «салочек», пряток, прыжки через скакалку, бег наперегонки. Отметим, что японцы предпочитают побеждать, а не просто играть ради игры. Лозунг «главное не победа, а участие» для японцев - лишь слабое утешение проигравшему.
Сёги - одна из старейших японских интеллектуальных игр. Она была завезена в VIII веке из Китая и происходит от древней индийской игры «чатуранга». Чатуранга - общий предок шахмат и сёги. Поэтому сёги во многом похожа на шахматы. Современный вид сёги приобрела в XIV веке.
Доска сёги - квадрат 9x9 клеток, нумерующихся сверху вниз и справа налево. Сверху расставляется в три ряда белые «фигуры» - пятиугольные дощечки с иероглифическими надписями, снизу – «фигуры» черных в зеркальном отображении порядка «белых». «Белые» и «черные» - это цвета играющих, а не фигур, их принадлежность определяется направлением острого угла дощечки. Направленные вниз - белые, направленные вверх - черные. Сейчас вЯпонии в сёги играют около 20 млн человек.
«Го», как и сёги, появилась в Китае и была привезена в Японию. За 1300 лет истории го в Японии она изменилась настолько, что сейчас уже считается японской игрой. Доска го состоит из сетки 19 вертикальных и горизонтальных линий. Каждому из двух игроков выдается большое количество, соответственно, белых и черных камней. Ставить камни можно только на пересечения линий доски. Цель игры - захватить как можно большую территорию, окружая ее камнями своего цвета. Когда ни один из игроков уже не может сделать хода, игра считается законченной. Выигравшим объявляется тот, внутри территорий, которого больше пустых пересечений. При этом от числа пустых пересечений игрока отнимается число его камней, которые были захвачены противником. Го - игра довольно простых правил, но огромного количества комбинаций. Сейчас в Японии в го играют около 7 млн. человек.
Маджонг - популярнейшая в Китае и Японии азартная игра в фишки, идеологически близкая к американскому покеру, но без понятия «блеф». Набор для игры в маджонг состоит из 136 фишек - наборы из нумерованных от одного до девяти фишек типа Символы-Мандзу, Палки-Содзу и Шары-Пиндзу, 4 Ветра-Кадзэ (Восточный, Южный, Западный и Северный) и три Дракона-Сан-Гэн-Пай (Белый, Зеленый и Красный). Фишка каждого вида входит в набор в четырех экземплярах. Играют четыре игрока. Каждый из игроков может одновременно иметь 13 фишек. Задача играющего - собрать три набора по четыре фишки (одинаковых или идущих по порядку номеров для Символов, Палок и Шаров) и аналогичный набор из пары фишек. Для этого он должен в свой ход брать из общей кучи фишку и либо объявить свой выигрыш, либо сбросить любую фишку из своего набора, которую теперь могут «перекупать» другие игроки. Ход последовательно переходит от игрока к игроку.
Полные правила маджонга довольно сложны, запутаны и сильно варьируются (как и его терминология) от страны к стране и от компании к компании. Игра требует внимания и везения, но не считается интеллектуальной, так как ее исход полностью зависит от случая.
В настоящее время популярность маджонга в Японии несколько падает, поскольку для проведения свободного времени есть более увлекательные занятия, а маджонг еще и требует, как минимум, компании из четырех игроков. Тем не менее, в 1950-60-х годах он был весьма популярен.
Патинко - общее название множества азартных игр в электронных автоматах, установленных в людных местах Японии. Собственно, это знаменитые «однорукие бандиты», которые сейчас можно встретить и в России. Появились они в Японии после Второй мировой войны и стали популярным «бездумным» времяпрепровождением для азартных японцев. В патинко можно выиграть довольно большие деньги, но обычно играющие проигрываются - иногда весьма серьезно.
Карточные игры - это сравнительно новое развлечение, получившее развитие в последние годы. Речь идет не о карточных играх вроде нашего «дурака», а о сложных и сравнительно интеллектуальных игр вроде популярной сейчас в России игры «Magic: the Gathering». В основе этих игр лежит идея «сражения» с противником, используя специально подобранные колоды карт множества типов, каждый из которых означает заклинание, чудовище, игровой эффект и так далее. Победу дает, прежде всего, оптимально подобранная и составленная колода. Карты же продаются в случайных наборах в запечатанном виде. Поэтому, чтобы найти наиболее сильные и редкие карты, надо либо выкупить их у других игроков, либо очень долго покупать фирменные наборы. Естественно, вокруг этих игр возникают сложно организованные «черные» и «серые» рынки карт, а собирание сильной колоды требует большого времени и количества денег.
Карточные игры такого рода выпускаются по мотивам популярных видео-игр, аниме-сериалов и так далее.
Одной из главных составляющих японского образа жизни, определяющих ее темп, является система праздников. Есть праздники государственные – день рождения императора, день основания государства, дни конституции, спорта, культуры, озеленения, моря, детей, – почитания старости и труда, совершеннолетия, весеннего и осеннего равноденствий и т.д. Некоторые странные на первый взгляд праздники введены отнюдь не случайно – в эти дни до 1945 г. отмечали праздники, признанные после войны «реакционными», «милитаристскими» или просто «политически некорректными». Пятнадцать государственных праздников, которые официально объявлены нерабочими днями, дополняют общенациональные религиозные: буддийские (дни поминовения усопших) и синтоистские (Новый год, детский праздник в честь тех, кому исполнилось 3 и 5 лет).
По существу общенациональным стал даже праздник 1 мая. Не включенный в официальный список «красных дней календаря», он фактически является нерабочим и прочно утвердился в целом созвездии праздников на стыке апреля и мая, известных как «золотая неделя» и выполняющих роль весеннего сезона отпусков.
Кроме того, в каждой префектуре, городе или деревне есть свои традиционные праздники «мацури» – любования цветущей сливой и вишней, ирисами и хризантемами, фестивали колесниц и воздушных змеев, шествия «львов» и «злых духов», костюмированные постановки-годовщины знаменитых битв и т.п. Отмечается бесконечное множество праздников в тысячах буддийских и синтоистских храмов и монастырей.
Японский праздник – это целая симфония национальной культуры. В эти дни люди надевают японскую одежду, едят и пьют только традиционные яства, танцуют под народную музыку. Праздниками кормятся сотни ремесленных мастерских, обеспечивающих всем необходимым – от сваренной по старинному рецепту бумаги «васи» до огромных связок фейерверков. Многие помнят яркую церемонию открытия зимних Олимпийских игр в Нагано, она была составлена из фрагментов нескольких общенациональных и местных фестивалей.
- Пояснительная записка
- Тематика контрольных работ
- Список рекомендуемой литературы
- Раздел 1. Лекция 1. Понятия «досуг», «свободное время», «рекреация» в зарубежной социологии досуга План лекции
- 1. Введение
- Историко-философские истоки формирования представлений о досуге и свободном времени за рубежом.
- 3. Определение понятий «досуг», «свободное время», «рекреация».
- Из этих определений вытекают два методологических принципа:
- Лекция 2. Современные зарубежные концепции досуга План лекции
- 1. Классификация концепций досуга м.Каплана, Дж.Шивере
- 2. Признаки досуговой деятельности
- 3. Интегративная модель досуга Джона Келли
- 3. Досуговые модели зарубежных стран.
- Список литературы
- Раздел 2. Организация культурно-досуговой деятельности в зарубежных странах Лекция 3. Управление и финансирование культурно-досуговой сферы План лекции
- Введение
- 2. Модели взаимоотношений культуры и государства в европейских странах
- 3. Культурно-досуговая деятельность за рубежом и особенности культурной политики передовых стран Запада
- 4. Организация и управление культурно-досуговой деятельностью в развитых странах
- 5. Организация культурно-досуговой деятельности на местном уровне
- Список литературы
- Лекция 4. Организация досуга населения в вакационных парках на примере сша. План лекции
- Список литературы
- Лекция 5. Специфика социально-культурного развития стран Западной Европы План лекции
- 1. Специфика западноевропейской культуры.
- 2. Особенности культурной политики во Франции и Италии
- 3. Теоретические основы и модели организации социокультурной анимации во Франции.
- Список литературы
- Лекция 6. Общественно-культурное развитие стран Центральной, Восточной Европы План лекции
- 1. Постсоциалистические страны центральной и восточной Европы. Учреждения культуры и система ценностей в процессе перемен
- 2. Современное состояние национального телевидения и кинематографа в постсоциалистических странах.
- Лекция 7. Содержание и организация досуга в Японии План лекции
- 1. Общая характеристика японского общества
- 2. Развитие культуры в Японии в послевоенный период до сегодняшнего дня.
- 3. Роль и место досуга в жизни японцев
- 4. Типы учреждений культуры и досуга Японии
- Японский сад
- 5. Содержание современного досуга в Японии
- Японские праздники
- Список литературы
- Лекция 8. Культурная политика Европейского Союза на современном этапе План лекции
- 1. Политика Европейского Союза в области сохранения культурного наследия.
- 2. Культурная политика ес.
- 3. Культурная Акция ес.
- 4. Культурные программы Европейского Союза.
- 5. Программа Культуры (2007-2013)
- Аудиовизуальный сектор культурной сферы Европейского Союза.
- Список литературы
- Лекции 9. Основные направления социокультурного обмена и сотрудничества между странами План лекции
- Введение
- Культурный обмен в системе международных отношений
- Понятие международного культурного обмена
- Основные формы и направления международного культурного обмена на рубеже XX-XXI вв.
- 2. Международные связи в области образования
- Теория международных связей в области образования
- Заключение
- Список литературы:
- 1. Яценко е.П. Динамика культуры в странах ес
- 2. Досуговая деятельность французских детей и подростков
- 3. Мировое культурное наследие: понятие, проблемы сохранения
- 4. Охрана культурного наследия: международный опыт
- 5. Всеобщая Декларация Прав Человека
- Интернет-ресурсы по дисциплине скр за рубежом