1. Политика Европейского Союза в области сохранения культурного наследия.
Основные задачи по сохранению и защите культурного наследия стран-членов ЕС прописаны в целом ряде официальных документов Европейского Союза. Это прежде всего статья 151 Договора о Европейском Союзе (Амстердамский договор 1997 года, раздел 12).
Также это- ряд документов законодательного органа Евросоюза-Совета ЕС:
-Резолюция совещания министров культуры в рамках Совета от 13.11.1980 г. о защите европейского архитектурного наследия;
-Резолюция совещания министров культуры в рамках Совета от 13.11.1986 г. о сохранении произведений искусства;
-Резолюция совещания министров культуры в рамках Совета от 7.06.1991 г. о подготовке руководящих работников в сфере культуры;
-Решение Совета от 17.06.1994 г. о составлении плана действий Сообщества по охране культурного наследия;
-Резолюция Совета от 25.07.1996 г. о свободном доступе к культурным ценностям;
-Резолюция совещания министров культуры в рамках Совета от 2.04.1998 г. по использованию культурной политики в целях развития.
На основе принципов, изложенных в Резолюциях, министры культуры стран-членов Евросоюза определили следующие пять целей культурной политики:
Цель 1: сделать культурную политику ключевым компонентом стратегии развития.
Задачи для достижения данной цели:
создать и принять новую культурную политику либо пересмотреть существующую политику таким образом, чтобы она стала ключевым компонентом устойчивого развития в рамках существующей системы;
сотрудничать с ЮНЕСКО в рамках программ культурного развития;
обеспечить участие деятелей искусства и их профессиональных организаций в реализации нового взгляда на национальную культурную политику;
способствовать развитию и совершенствованию координации между различными направлениями культурной политики;
сотрудничать на международном и региональном уровнях, чтобы средствами культуры решать проблемы, связанные с урбанизацией, глобализацией и стремительными переменами в области технологий;
расширять понимание населением и органами, ответственными за принятие решений, важности фактора культуры для процесса устойчивого развития;
способствовать обмену и диалогу между гражданами стран-членов Евросоюза в области культуры.
Цель 2: поощрять творчество и участие в культурной жизни.
Задачи для достижения данной цели:
обеспечивать уважение ко всем частям нации и предоставлять им равные возможности развития, поощряя местные инициативы, отражающие культурное многообразие;
укреплять связи между культурой и системой образования для того, чтобы культура и искусство получили признание как фундаментальные дисциплины в составе всеобщего обязательного образования, развивать художественное образование и творческие дисциплины в образовательных программах на всех уровнях;
обращать большее внимание на роль культуры в процессе социальных преобразований;
пропагандировать достижения женщин в области культуры и развития и обеспечить участие их в формировании и претворении в жизнь культурной политики на всех уровнях;
изыскивать необходимые средства на образование, исследования в области культуры и информации, необходимые для выработки и реализации культурной политики.
Цель 3: защищать и развивать материальное и духовное, движимое и недвижимое культурное наследие и поддерживать индустрию культуры.
Задачи для достижения данной цели:
выполнять национальные обязательства по применению Конвенций и Рекомендаций ЮНЕСКО и Решений Совета ЕС и Европарламента, направленных на сохранение движимого и недвижимого культурного наследия, защиту традиционной и массовой культуры и статуса деятеля искусства;
усилить эффективность работы культурного сектора посредством программ обучения национальных работников культуры и деятелей искусства, администраторов и руководителей в области культуры и предоставить женщинам равные возможности с мужчинами в этой области;
всеми законными и дипломатическими путями добиваться возвращения и/или реституции произведений искусства в страны своего происхождения;
обеспечить защиту зданий, в том числе с прилегающими территориями, архитектурных ансамблей и ландшафтов как культурных ценностей на городском и региональном уровнях при разработке планов и программ развития, учитывать этот фактор в политике развития;
напрямую вовлекать граждан и местные сообщества в программы сохранения культурного наследия, фиксировать и придавать гласности примеры успешной реализации политики сохранения культурного наследия;
предотвращать незаконное перемещение культурных ценностей на общесоюзном уровне, особенно приобретение музеями и частными коллекционерами произведений искусства сомнительного происхождения.
Цель 4: способствовать развитию культурного и языкового многообразия в рамках информационного общества для его дальнейшего совершенствования.
Задачи для достижения данной цели:
рассматривать возможность финансирования общественного радио и телевидения, а также предоставления пространства для вещания на местном уровне и на языках меньшинств с целью борьбы с любыми формами насилия;
внедрять в начальное и среднее образование новые информационные технологии и обучение работе с ними и одновременно вести борьбу с насилием и нетерпимостью, распространяемыми этими технологиями, в частности поддерживая организации и учреждения, специализирующиеся на такой борьбе;
способствовать развитию и использованию новых технологий, новых коммуникационных и информационных услуг, организации доступа к базовым информационным услугам по доступным ценам и на родном языке, применению новых технологий для службы обществу;
разработать и усовершенствовать политику сохранения и развития архивов, музеев, библиотек, а также информации, созданной и/или собранной органами власти и неправительственными организациями, насколько это возможно, в электронном виде, и обеспечить доступ к информации, включая поддержку этих учреждений как центров по сбору и распространению информации, просвещению и непрерывному образованию;
пропагандировать распространение знаний о культурном и природном наследии стран-членов Евросоюза электронными средствами, предоставляемыми новыми технологиями;
Цель 5: предоставить для развития культуры дополнительные человеческие и финансовые ресурсы.
Задачи для достижения данной цели:
поддерживать и увеличивать инвестиции в развитие культуры на национальном уровне, а также выделять, где это возможно, определенный процент правительственного бюджета на эти цели в соответствии с общими задачами, приоритетами и программами развития;
применять налоговые льготы для культурной деятельности, чтобы привлекать частные инвестиции в развитие культуры, и разработать механизмы дополнительного финансирования, такие как общественные фонды и коммерческие проекты в учреждениях культуры, туризме и спорте.
В блоке нормативно-правовых документов в сфере культуры ЕС можно выделить следующие наиболее значительные задачи:
поощрение сотрудничества между государствами-членами ЕС в сфере культуры и искусства, что предполагает:
расширение и распространение знаний о культуре и истории европейских народов;
сохранение и защита культурного наследия европейской значимости;
некоммерческий культурный обмен;
художественное и литературное творчество, включая аудиовизуальный сектор;
проведение практических мероприятий по трем основным направлениям:
содействие расцвету культуры на пространстве Евросоюза;
культурное наследие, литература, аудивизуальный сектор;
сотрудничество с третьими странами и международными организациями;
защита и сохранение культур и языка малых европейских народов;
отстаивание на конференциях ВTO принципа, запрещающего доминирующие позиции в отношении торговли в культурной сфере.
Для решения этих задач нужна соответствующая культурная политика, опирающаяся на законодательство в сфере культуры (нормативно-правовые документы и судебные решения).
- Пояснительная записка
- Тематика контрольных работ
- Список рекомендуемой литературы
- Раздел 1. Лекция 1. Понятия «досуг», «свободное время», «рекреация» в зарубежной социологии досуга План лекции
- 1. Введение
- Историко-философские истоки формирования представлений о досуге и свободном времени за рубежом.
- 3. Определение понятий «досуг», «свободное время», «рекреация».
- Из этих определений вытекают два методологических принципа:
- Лекция 2. Современные зарубежные концепции досуга План лекции
- 1. Классификация концепций досуга м.Каплана, Дж.Шивере
- 2. Признаки досуговой деятельности
- 3. Интегративная модель досуга Джона Келли
- 3. Досуговые модели зарубежных стран.
- Список литературы
- Раздел 2. Организация культурно-досуговой деятельности в зарубежных странах Лекция 3. Управление и финансирование культурно-досуговой сферы План лекции
- Введение
- 2. Модели взаимоотношений культуры и государства в европейских странах
- 3. Культурно-досуговая деятельность за рубежом и особенности культурной политики передовых стран Запада
- 4. Организация и управление культурно-досуговой деятельностью в развитых странах
- 5. Организация культурно-досуговой деятельности на местном уровне
- Список литературы
- Лекция 4. Организация досуга населения в вакационных парках на примере сша. План лекции
- Список литературы
- Лекция 5. Специфика социально-культурного развития стран Западной Европы План лекции
- 1. Специфика западноевропейской культуры.
- 2. Особенности культурной политики во Франции и Италии
- 3. Теоретические основы и модели организации социокультурной анимации во Франции.
- Список литературы
- Лекция 6. Общественно-культурное развитие стран Центральной, Восточной Европы План лекции
- 1. Постсоциалистические страны центральной и восточной Европы. Учреждения культуры и система ценностей в процессе перемен
- 2. Современное состояние национального телевидения и кинематографа в постсоциалистических странах.
- Лекция 7. Содержание и организация досуга в Японии План лекции
- 1. Общая характеристика японского общества
- 2. Развитие культуры в Японии в послевоенный период до сегодняшнего дня.
- 3. Роль и место досуга в жизни японцев
- 4. Типы учреждений культуры и досуга Японии
- Японский сад
- 5. Содержание современного досуга в Японии
- Японские праздники
- Список литературы
- Лекция 8. Культурная политика Европейского Союза на современном этапе План лекции
- 1. Политика Европейского Союза в области сохранения культурного наследия.
- 2. Культурная политика ес.
- 3. Культурная Акция ес.
- 4. Культурные программы Европейского Союза.
- 5. Программа Культуры (2007-2013)
- Аудиовизуальный сектор культурной сферы Европейского Союза.
- Список литературы
- Лекции 9. Основные направления социокультурного обмена и сотрудничества между странами План лекции
- Введение
- Культурный обмен в системе международных отношений
- Понятие международного культурного обмена
- Основные формы и направления международного культурного обмена на рубеже XX-XXI вв.
- 2. Международные связи в области образования
- Теория международных связей в области образования
- Заключение
- Список литературы:
- 1. Яценко е.П. Динамика культуры в странах ес
- 2. Досуговая деятельность французских детей и подростков
- 3. Мировое культурное наследие: понятие, проблемы сохранения
- 4. Охрана культурного наследия: международный опыт
- 5. Всеобщая Декларация Прав Человека
- Интернет-ресурсы по дисциплине скр за рубежом