Аудиовизуальный сектор культурной сферы Европейского Союза.
Панорама Культурной Акции была бы неполной без упоминания о секторе аудиовизуальных средств, который находится на границе многих направлений политики ЕС. Директива «Телевидение без границ» создает единый рынок в данном секторе, устанавливая условия свободного движения телевизионных программ по территории ЕС, программы серии “Медиа” должны стимулировать развитие европейской аудиовизуальной индустрии.
Директива «Телевидение без границ» (принята Советом ЕС 3.10.1989 г.(№ 89/552/ЕЭС), исправлена Европарламентом и Советом ЕС 30.06.1997 г. (№ 97/36/ЕС)) основывается на двойном принципе — свободный прием телевизионных передач и единое законодательство для их распространителей. Страны-участницы не могут препятствовать показу программ другого государства ЕС. Каждая телестанция должна подчиняться регламентации лишь той страны, где она расположена. Был установлен минимум общих правил в «координируемых» областях.
Директива Европейского Союза "Телевидение без границ" исходит из того, что трансграничное вещание - один из путей достижения целей, ради которых и было создано сообщество европейских стран
Единые правила для телевещания на уровне объединенной Европы впервые были введены 3 октября 1989 года. В директиве устанавливаются правила работы телевещательных компаний на общеевропейском уровне, что является одним из важнейших путей укрепления единства Старого Света.
Директива "Телевидение без границ" устанавливает законодательные рамки для свободного перемещения служб и услуг телевещания в Европейском Союзе, чтобы способствовать развитию общеевропейского рынка телевещания и связанных с ним сфер деятельности, таких, как телевизионная реклама и производство аудиовизуальных программ. Согласно директиве, государства ЕС должны обеспечить свободу принимать программы и не ограничивать передачу на их территорию телевидения из других стран Союза.
Впрочем, государства-участники могут вводить для находящихся под их юрисдикцией вещательных компаний более детализированные или жесткие правила, чем это предусмотрено в директиве. В ведении государств находится также составление списка мероприятий, которые должны передаваться в общедоступной форме, даже если права на их показ принадлежат платным телестанциям. Основываясь на принципе взаимного признания, они должны обеспечивать исполнение этого списка каждой из телестанций. Речь идет как о событиях национального масштаба, так, например, и об Олимпийских играх или европейском первенстве по футболу.
В директиве 1989 года предусмотрены минимальные правила и стандарты, регулирующие телевизионную рекламу и спонсорство спортивных и других мероприятий, в частности стандарты для защиты несовершеннолетних. Именно тогда впервые на межнациональном уровне были введены некоторые запреты на рекламу отдельных видов продукции, в частности полный запрет на рекламу табака, а также ограничения в рекламе алкоголя и некоторых видов медицинской продукции.
В пересмотренной в 1997 году директиве все эти правила остались практически неизмененными, однако были введены некоторые новые для программ телемагазинов. Тогда же были внесены уточнения в допустимое время показа рекламы, хотя, по сути, оно осталось таким же - не более 20 процентов каждого часа.
Среди других существенных изменений - увеличение защиты несовершеннолетних. В частности, предусмотрено, что программы, которые могут нанести им ущерб, должны сопровождаться четким и ясным звуковым предупреждением, а также во время программы на экране должны присутствовать соответствующие визуальные символы. Измененной директивой было укреплено "право ответа" для тех, чья репутация была задета сообщавшимися по телевидению заявлениями.
Кроме того, измененная в 1997 году директива устанавливает более детальный список критериев, по которому определяется, под юрисдикцию какого государства попадает телевещатель, что очень важно для государств-участников, которые сталкиваются с подобной проблемой в отношении спутниковых каналов.
Согласно статье 2 Директивы № 97/36/ЕС государства-члены Евросоюза должны были привести свое национальное законодательство (законы, инструкции, административные акты) в телевизионном секторе культуры в соответствии с условиями данной Директивы не позже 30.12.1998 года. На данный момент все 15 старых стран-членов Евросоюза имплементировали свое внутреннее законодательство в соответствии с условиями Директивы № 97/36/ЕС. На очереди - 10 новых стран, вступивших в Евросоюз 1 мая 2004 года.
Эта директива была дополнена в 1993 году еще одной — «Авторские права в секторе спутниковой связи» (№ 93/83/ЕЭС от 27.09.1993 г.) — с тем, чтобы учитывать растущую роль этих новых путей вещания. Главная цель — создать условия для свободного движения программ — включает и культурный аспект в той мере, в которой она способствует развитию общего рынка аудиовизуальных средств, благоприятствуя распространению европейской продукции.
ВЫВОДЫ: На современном этапе развития ЕС политика в сфере культуры в полной мере еще не сформировалась. Разобщенность и несогласованность действий между странами-членами Евросоюза в осуществлении общей культурной политики (следствие статьи 151 ДЕС, в соответствии с которой исключается какая-либо гармонизация национального культурного законодательства) затрудняет европейский интеграционный процесс, одним из катализаторов которого является и культура.
Культурная политика Евросоюза действует одновременно с политикой национальных и региональных властей, эффект от работы которых, по мнению ряда исследователей данного вопроса, на порядок больше по сравнению с работой общесоюзных чиновников от культуры. Культурная политика, проводимая на уровне страны-члена Европейского Союза, менее пафосная и лучше учитывает реалии, а национальное культурное законодательство более масштабное и структурированное, нежели законодательство в сфере культуры ЕС. Проблема сохранения культурного наследия от негативного влияния глобализационных процессов гораздо лучше решается на уровне отдельно взятой страны ЕС, нежели на уровне самого Европейского Союза.
Для увеличения степени эффективности культурной политики Европейского Союза, во-первых, нужны более детализированные программы и мероприятия, обязательно учитывающие местную специфику и более приближенные к реалиям, во-вторых, следует существенно расширить финансирование сферы культуры (повышение доли в общесоюзном бюджете), в третьих, необходима кодификация общесоюзного культурного законодательства и в четвертых, - культурное движение снизу должно быть дополнено взаимным согласованием интересов муниципальных, государственных и общеевропейских организаций.
- Пояснительная записка
- Тематика контрольных работ
- Список рекомендуемой литературы
- Раздел 1. Лекция 1. Понятия «досуг», «свободное время», «рекреация» в зарубежной социологии досуга План лекции
- 1. Введение
- Историко-философские истоки формирования представлений о досуге и свободном времени за рубежом.
- 3. Определение понятий «досуг», «свободное время», «рекреация».
- Из этих определений вытекают два методологических принципа:
- Лекция 2. Современные зарубежные концепции досуга План лекции
- 1. Классификация концепций досуга м.Каплана, Дж.Шивере
- 2. Признаки досуговой деятельности
- 3. Интегративная модель досуга Джона Келли
- 3. Досуговые модели зарубежных стран.
- Список литературы
- Раздел 2. Организация культурно-досуговой деятельности в зарубежных странах Лекция 3. Управление и финансирование культурно-досуговой сферы План лекции
- Введение
- 2. Модели взаимоотношений культуры и государства в европейских странах
- 3. Культурно-досуговая деятельность за рубежом и особенности культурной политики передовых стран Запада
- 4. Организация и управление культурно-досуговой деятельностью в развитых странах
- 5. Организация культурно-досуговой деятельности на местном уровне
- Список литературы
- Лекция 4. Организация досуга населения в вакационных парках на примере сша. План лекции
- Список литературы
- Лекция 5. Специфика социально-культурного развития стран Западной Европы План лекции
- 1. Специфика западноевропейской культуры.
- 2. Особенности культурной политики во Франции и Италии
- 3. Теоретические основы и модели организации социокультурной анимации во Франции.
- Список литературы
- Лекция 6. Общественно-культурное развитие стран Центральной, Восточной Европы План лекции
- 1. Постсоциалистические страны центральной и восточной Европы. Учреждения культуры и система ценностей в процессе перемен
- 2. Современное состояние национального телевидения и кинематографа в постсоциалистических странах.
- Лекция 7. Содержание и организация досуга в Японии План лекции
- 1. Общая характеристика японского общества
- 2. Развитие культуры в Японии в послевоенный период до сегодняшнего дня.
- 3. Роль и место досуга в жизни японцев
- 4. Типы учреждений культуры и досуга Японии
- Японский сад
- 5. Содержание современного досуга в Японии
- Японские праздники
- Список литературы
- Лекция 8. Культурная политика Европейского Союза на современном этапе План лекции
- 1. Политика Европейского Союза в области сохранения культурного наследия.
- 2. Культурная политика ес.
- 3. Культурная Акция ес.
- 4. Культурные программы Европейского Союза.
- 5. Программа Культуры (2007-2013)
- Аудиовизуальный сектор культурной сферы Европейского Союза.
- Список литературы
- Лекции 9. Основные направления социокультурного обмена и сотрудничества между странами План лекции
- Введение
- Культурный обмен в системе международных отношений
- Понятие международного культурного обмена
- Основные формы и направления международного культурного обмена на рубеже XX-XXI вв.
- 2. Международные связи в области образования
- Теория международных связей в области образования
- Заключение
- Список литературы:
- 1. Яценко е.П. Динамика культуры в странах ес
- 2. Досуговая деятельность французских детей и подростков
- 3. Мировое культурное наследие: понятие, проблемы сохранения
- 4. Охрана культурного наследия: международный опыт
- 5. Всеобщая Декларация Прав Человека
- Интернет-ресурсы по дисциплине скр за рубежом