logo
Контр

3. Культурная Акция ес.

Самым значительным культурным мероприятием Евросоюза в 90-х годах явилась Культурная Акция ЕС, запущенная в действие X Генеральной Дирекцией (Информация, Культура, Связь, Аудио-визуальные средства) и занесенная в статью 128 Договора о Союзе (Маастрихтский договор 1992 года).

Вступление в силу Маастрихтского договора вводит юридическое измерение культурной политики, которая отныне представляет собой один из инструментов, предназначенных для воплощения идеи единого гражданства в Европейском Союзе. Интеграционный процесс больше не ограничивается экономическими и социальными аспектами: цель состоит в том, чтобы укрепить чувство принадлежности к единому сообществу. И роль культуры в данном процессе не только признана, но и активизирована.

Культурная Акция претворяется в жизнь через содействие современному творчеству, поддержку транснациональной и международной кооперации, в том числе в рамках программы, разворачивающейся в сотрудничестве с Советом Европы. Деятельность ЕС направлена на распространение европейской истории и культуры, повышение уровня знаний о них, сохранение общеевропейского достояния, оказание поддержки культурному обмену и художественному творчеству.

Программа действий ЕС в области культуры принята по предложению Европейской Комиссии Советом и Парламентом согласно процедуре «совместного принятия решений», с учетом точки зрения Комитета Регионов. В Совете требуется единогласие при голосовании. Речь идет о сфере интересов, которые конституционально являются чрезвычайно чувствительными для некоторых стран - участниц, в частности для федеральных государств (особенно Германии и Бельгии).

Чтобы официально оформить свою акцию, Европейская Комиссия в программе, разработанной в 1994 году, выделила 3 привилегированных направления: культурные достояния, книга и чтение, художественное творчество. Эти приоритеты учтены в программах “Калейдоскоп”, “Ариан” и “Рафаэль”. Политика в сфере аудиовизуальных средств, рассматриваемая, прежде всего с экономической точки зрения, включает также и культурный аспект, который входит в программу “Медиа”.

Для реализации общественных культурных проектов Еврокомиссия привлекает множество операторов, которые проходят через строгий тендер. И только после процедуры аккредитации культурных операторов Генеральный директорат по культуре Еврокомиссии выделяет финансовые средства из бюджета ЕС в пропорции 60/40% (Регламент Еврокомиссии ЕС № 2342/2002 от 23.12.2002 г. принятый в исполнении решения Совета ЕС № 1605/2002 от 25.06.2002 г.). Т.е. культурные проекты Евросоюзом финансируются не полностью (не на 100%). Часть средств изыскивает сами культурные операторы, заинтересованные в осуществлении тех или иных проектов в сфере культуры (их доля обычно составляет 40-50%).