logo search
1-7

100. Опыт социальной работы с безработными и их семьями.

Помощь в преодолении стрессовой ситуации является первым шагом на пути трудоустройства безработного. Следующим направлением помощи является обучение безработного навыкам самопрезентации, планирования своего трудоустройства, путем очередности постановки целей поиска работы. При проработке всех этапов: составление резюме, объявление в газету, обучение деловому общению безработный испытывает эмоциональный подъем.

Социальный работник также способствует направлению безработного на социально - психологический тренинг, в ходе которого восстанавливаются утраченные коммуникативные способности, повышается уверенность в себе

Безработица очень сильно деструктивно влияет на важный социальный институт - семью. Это приводит к снижению ее жизненного уровня и частичному выполнению либо невыполнению основных функций, возложенных на нее государством, а так же к ее разрушению. В семьях безработных значительно чаще встречаются случаи жестокого обращения с детьми, наблюдаются отклонения у детей, нервные расстройства.

Для вывода из кризиса безработных и их семей социальный работник применяет различные виды помощи. Прежде всего, он изучает состояние семей безработных. Определив основные проблемы (наличие асоциального поведения, плохие жизненные условия, неуспеваемость детей) социальный работник применяет определенное направление помощи, которое может включать привлечение других организаций. Это может быть оказание юридической помощи (защита прав в случае необоснованного увольнения, неправильная выплата пособий и т.д.). Также социальный работник должен направлять людей, находящихся в стрессовой ситуации, не только безработных, но и членов их семей, в службу психологической помощи. Исследования показывают, что в помощи профессиональных психологов нуждается от 60 до 90 % людей разного возраста. Социальный работник совместно с предприятиями и организациями, находящимися на данной территории, может заниматься организацией досуга и отдыха детей из семей безработных.

Социальный работник может содействовать безработному в поиске работы и его трудоустройстве. Особое внимание следует обращать на то, насколько полно работа будет реализовывать профессиональный потенциал человека, на какое время она предоставляется, как она соотносится с прошлым местом работы, уровнем заработной платы.

Социальный работник может помочь безработным в создании их ассоциаций. Объединившись, безработные могли бы создавать собственные предприятия. Функциями социального работника в этом деле может быть оказание разовых консультаций ассоциациям, которые обращаются за помощью, сбор информации о существующих группах и направление туда клиентов.

Необходимый аспект деятельности социального работника - это проведение предупредительных мероприятий, способствующих сокращению возможности безработицы. Одним их таких мероприятий является просветительская деятельность социального работника в школе. По данным, полученными профсоюзами, школа оказывает помощь в выборе профессии лишь 2 % выпускников. Поэтому большинство школьников ориентируются на профессии, которые общепринято считать высокооплачиваемыми: юрист, экономист, фотомодель и т.д. Уже на начало 2001 г. числится около 60 % безработных людей с высшим и средним образованием, в то время как 78 % вакантных рабочих мест предназначены для рабочих имеющих высокую квалификацию. В соответствии с этим, деятельность социального работника направлена на информирование о спросе на профессии, его перспективах, подготовке выпускников школ к осознанному выбору профессии.

Следующим необходимым аспектом предупредительной деятельности социального работника является участие, помощь в организации курсов, кружков и школ, в том числе частных (компьютерные курсы, операторов ПЭВМ, секретарей, бухгалтеров, менеджеров и т.д.). Целью их создания является обучение и переобучение работников навыкам, необходимым для успешной трудовой деятельности, конкурентоспособности на рынке труда.

Использование в комплексе этих мер способствует восстановлению утраченных функций безработного, возвращению в профессиональную деятельность, улучшению эмоционального состояния его и членов семьи, а так же активного взаимодействия с обществом в целом.

Для эффективного включения безработного в трудовую деятельность необходим механизм, который на макроуровне включает в себя проведение активной политики государственными службами занятости, закрепленные правовыми нормами. На микроуровне деятельность социального работника заключается в применении конкретных мер обеспечения занятости, которые помогают восстановить безработному веру в свои силы, вернуть к активной трудовой деятельности, а так же к плодотворному сотрудничеству с людьми и полноценной реализации себя в обществе.