logo search
1-7

96. Регулирование занятости в Германии: опыт, проблемы, перспективы.

Система социально-трудовых отношений, формировавшаяся в Германии с конца XIX веке (во многом усилиями канцлера Бисмарка) и получившая свое завершение в 70-х годах ХХ столетия, всегда считалась компромиссной, что в большой мере обусловливалось политическими факторами.

Значительное влияние на характер рынка труда оказывает система соучастия работников в управлении. В акционерных обществах наблюдательные советы формируются на паритетной основе: половина мест принадлежит акционерам, половина наемным работникам.

Действующая в ФРГ система поддержки безработных оказывает им довольно щедрую помощь. Тот, кто за последние три года не работал как минимум 12 месяцев, получает в течение года пособие по безработице в размере не более 67% зарплаты за вычетом налогов. После этого выплачивается, как правило, неограниченное время помощь в размере до 57% чистого дохода.

Ряд германских экспертов считает, что для повышения стимулов к труду необходимо регулярно и последовательно снижать ставки социальных трансфертов. Длительно безработным в дополнение к социальной помощи предлагается выдавать соответствующие их квалификации «чеки занятости», которые сделают их привлекательными для потенциальных работодателей. При найме безработного чек передается работодателю, который может предъявить его к оплате в компетентные социальные органы. Сумма чека увеличивается с увеличением срока нахождения без работы и достигает максимума после двух лет безработицы.

Безработица, превратившаяся в основную социально-экономическую проблему страны и носящая структурный характер, даже в условиях роста уменьшается незначительно. Между тем уже сегодня есть возможность применения санкций против тех, кто отказывается от предлагаемой работы или прекращает профессиональное обучение: биржа труда может прекратить выплату пособия на 12 недель.

Одной из наиболее сложных проблем при попытке сократить число «социальных нахлебников» является законодательство. Для решения данной проблемы эксперты по рынку рабочей силы предлагают «ассистированное посредничество»: в проблемных случаях сотрудники биржи должны беседовать с претендентом и обязать безработных проявлять больше инициативы.

Критики существующей системы помощи безработным предлагают также ограничить срок их поддержки одним годом, так как исследования показали, что безработные гораздо активнее ищут новое место, если знают, что помощь заканчивается.

Коммуны пытаются по возможности максимально разгрузить свой бюджет и уменьшить бремя ответственности за своих безработных. Для этого они расширяют помощь безработным в поиске рабочих мест и создают дополнительные рабочие места, в частности в третичном секторе. Возвращение безработных на рынок труда является для коммун единственной возможностью снизить нагрузку на свой бюджет. Перераспределение компетенции между государственными властями разных уровней предполагает системы социального страхования.

Как показала история Германии, активная политика на рынке труда далеко не всегда содействует росту занятости (если не считать увеличение числа чиновников и служащих министерства труда и бюро по трудоустройству). Эффективность осуществляемых в ее рамках мер часто невысока. Так, много денег тратится на организацию общественных работ для безработных, однако, как показывает практика, после их завершения шансы участников на получение нормального рабочего места не только не повышаются, но скорее снижаются. Вместе с тем статистика безработицы выглядит более благополучной именно благодаря государственным мерам по предоставлению временной работы.