logo search
1-7

98. Рынок труда и занятость в Швеции.

Масштабы и характер политики на рынке труда постоянно меняются в зависимости от экономического и социально-политического развития. Стимулирование занятости осуществляется: во-первых, с помощью бирж труда и прочих органов по трудоустройству, которые информируют соискателей работы, регистрируют их, дают консультации по вопросам выбора профессии и т.д.; во-вторых, посредством конкретных мер политики на рынке труда - программ профессиональной подготовки, в том числе молодежи, системы пособий по безработице и т.п. Характер осуществляемых в рамках политики на рынке труда программ значительно не менялся, однако постоянно меняется приоритетность отдельных программах. Каждая региональная биржа труда может обеспечить полный пакет услуг в области трудоустройства и консультирования. Под контролем бирж труда фактически осуществляются конкретные программы в области занятости, направленные на поддержку безработных, повышение общеобразовательного и профессионального уровней и т.д. Особенностью шведского рынка труда является концентрация всей деятельности по трудоустройству в одной организации - Службе трудоустройства (СТ). 

Это позволяет оптимально использовать финансовые ресурсы, более эффективно проводить государственную политику на рынке труда и адаптироваться к его изменениям. Основным принципом  деятельности СТ является равное представительство предпринимателей и наемных работников в органах, занимающихся проблемами занятости. СТ осуществляет надзор за страхованием от безработицы, помощь безработным в поиске рабочего места, содействует трудоустройству дискриминируемых социальных групп и отдельных лиц, например инвалидов. Ежегодно в стране заполняется 800-1300 тыс. вакансий, однако поиск рабочего места с каждым годом обходится все дороже. Это затрудняет деятельность органов трудоустройства.

Политика на рынке труда играет важную роль в стимулировании найма, в частности, посредством субсидирования заработной платы молодежи, инвалидов и лиц, прошедших профподготовку в рамках специальных программ. Политика на рынке труда учитывает, что при экономическом спаде предприниматели реже сообщают об имеющихся вакансиях или дают рекламу в прессу, зато чаще используют неформальные каналы найма.

Прочие меры политики занятости получили распространение в 60-70-х годах, когда в результате глубоких структурных изменений в шведской промышленности огромное число работников стали безработными. В этих условиях были приняты законы по оказанию помощи в первую очередь наиболее дискриминируемым пожилым и немощным работникам, в частности, по созданию центров реабилитации и адаптации к новым условиям труда. Особую роль играют меры по стимулированию профессиональной подготовки в рамках отдельных компаний, по подготовке работников к возможному перемещению на другое рабочее место и т.п. Они призваны повысить адаптивность рабочей силы к новым требованиям рынка труда. В 1984 г. был принят закон о молодежи, предусматривающий гарантии постоянной занятости для молодых, в частности, четыре часа оплачиваемой работы в день на объектах федерального управления. В 1986 г. вступила в действие программа подготовительной профессиональной подготовки для молодежи, предусматривающая занятость целый рабочий день при условии частичного субсидирования федеральными властями заработной платы на протяжении до шести месяцев. В 1989 г. аналогичная программа начала осуществляться и в государственном секторе. Безработица несет основную ответственность за дефицит государственного бюджета, поскольку налоговые поступления сокращаются, а расходы на пособия по безработице растут. В 1993 г. они превысили 40 млрд. шведских крон. В 1993 г. примерно 770 тыс. человек получили пособия, а 148 тыс. не имеющих еще права на регулярное пособие по безработице - денежную помощь.