Багдасарова а.Б. Этнонациональное самосознание как феномен культуры
Актуальность исследования этнонационального самосознания как феномена культуры с позиции социально-философского знания представляется очевидной.
Необходимость расширить границы данной проблемы продиктована целым рядом факторов, и в первую очередь, возможностью исследования этнонацио-нального самосознания с позиции междисциплинарного подхода.
Еще в XIX веке Г.В.Ф.Гегель сформулировал термин «самосознание народов», которое «состоит существенно в том, чтобы созерцать себя в других народах» (1). Гегель считал, что самосознание народа – важнейшее качество в характеристике национальной общности. По выражению немецкого философа каждый народ осознает себя таким, каким его видят и воспринимают другие народы. Правда, «для этого они должны доказать, что являют собой самостоятельные народы» (2). Таким образом, Гегель обратил внимание на существенный фактор в характеристике национальной общности – этносоциальную на-правленность самосознания, предполагающую эмоционально-оценочное отношение к представителям своей и другой этнонациональной группы. Впоследствии эта особенность самосознания оформилась в рамках тезиса – противопоставления – «мы - они».
Одна из формулировок категории «этнос», предложенная русским этнографом С.М. Широкогоровым в начале XX столетия, содержала в себе группу «наиболее существенных» признаков, среди которых – «общее коллективное сознание», иначе – осознание представителями того или иного народа факта их этнического единства (3). Данный признак к концу 40-х годов в отечественной научной литературе выделился в самостоятельный и получил наименование – «этническое самосознание».
В определении категории «этнос», сформулированном Л.Н. Гумилевым, нашла отражение способность этнической общности соотносить и осознавать себя (посредством противопоставления – «мы» и «не мы») по отношению к дру-гим подобным коллективам, которая определяется положительным, либо отрицательным ощущением (реакцией), подсознательной взаимной симпатией (антипатией), особей, подчеркивающая деление на «своих» и «чужих» - самоиден-тификация. Так, Л.Н. Гумилев подошел к обозначению ведущего признака этнической общности – этнического самосознания, характеристика которого основана на своеобразном стереотипе поведения, содержащего тезис – противопоставление – «свои» и «чужие» («мы такие-то, а все прочие – другие») (4).
В отечественной научной литературе наметились различные подходы в определении содержательной стороны этнического и национального самосознания.
Этнограф П.И. Кушнер в своих работах обозначил проблему всестороннего научного изучения этнического самосознания. П.И. Кушнер рассмотрел роль национального самосознания, обладающего этноопределяющей функцией «в ситуации непосредственного межэтнического контакта вдоль «этнического рубежа» компактно проживающих и взаимодействующих между собой этнических групп» (5). Теоретическое обоснование П.И. Кушнера заключается в том, что этническое самосознание – ведущий признак этноса.
Определенный научный интерес в плане разработки концептуальных оснований категории «этническое самосознание» вызывают работы С.А. Токарева и Н.Н. Чебоксарова, в которых этническому самосознанию отводится роль решающего, в конечном счете, этноопределителя, способного отражать различные социальные связи: к которым принято относить «общность происхожде-ния, языка, территории, в ряде случаев, государственной принадлежности, эко-номических связей, общности культуры и религии» (6). Данная трактовка категории «этническое самосознание» охватывает социально-экономическую, политическую и духовную сферу жизни этноса, что в научном плане представляется верным, так как нельзя роль этнического самосознания сводить только лишь к способности этноса, соотносить себя по отношению к представителям иноэтничных общностей (самоидентификации).
Аналогичной позиции придерживался Ю.В. Бромлей, который в начале 70-х годов указывал, что этническое самосознание является важным «компонентом» и «непременным условием функционирования каждого этноса». По его мнению, этническое самосознание включает «суждения членов этноса о характере действий своей общности, ее свойствах и достижениях… Эти суждения неразрывно связаны с представлениями о других этносах…» (7). Таким образом, Ю.В. Бромлей утверждал, что этническое и национальное самосознание это не только идентификация, но и представления о своем народе, его происхождении, историческом прошлом, нормах поведения и обычаях.
По определению Л.М. Дробижевой этническое самосознание: во-первых, самоидентификация, и во-вторых, включает в себя представления этноса о своем происхождении, историческом прошлом, языке, культуре, территории проживания. Заметим, что элементы, составляющие структуру этнического само-сознания, в трактовке Л.М. Дробижевой по сути являются производными от признаков этноса, своеобразное наложение. Причем, в понятие этнического самосознания Л.М. Дробижева включает и этнические интересы, как осознаваемые людьми потребности народа и этноса, что очень важно в современных условиях (8). По мнению Л.М. Дробижевой этническое самосознание включает в себя три элемента: «когнитивные, рациональные элементы – это наши знания, представления о народе; эмоциональные элементы – мы переживаем за свою культуру, язык, так или иначе, относимся к историческим событиям, памятникам и т.д.…И, наконец, элементы регулятивные, т.е. те, которые от знаний и переживаний приводят к действиям людей» (9).
Авторы «Краткого этносоциологического словаря-справочника» А.В.,В.А. Авксентьевы определяют национальное самосознание как самосознание нации. Причем, сущностью «национального (в более широком смысле–этнического) самосознания является внутригрупповая идентификация; члены этнического коллектива осознают собственную идентичность, определенную тождественность, «одинаковость» всех членов этноса и в то же время отличают себя от других этнических коллективов. Формирование национально-этнического самосознания происходит по схеме «мы и они» (10).
Хабибуллин К.Н. считает, что «наряду с представлениями об истории, о прошлом и настоящем в жизни этноса, становление этнического самосознания связано с познанием характера этнических отношений с другими, знаниями прошлого и настоящего тех отношений, которые существовали с этими «другими», в какой мере они могут быть интерпретированы -положительно или отрицательно с позиций национальной справедливости» (11).
По мнению В.Б. Иорданского, в самосознании этноса находит отражение «совокупность исторических преданий, мифологических образов, культурных традиций, поведенческих стереотипов, религиозных убеждений, представлений о мироздании, о национальном характере и отличиях от других народов» (12).
В свою очередь, Ф.С. Файзуллин определяет самосознание этноса как важнейший структурный элемент этнической культуры. Причем, в этническом самосознании находит отражение осознание представителями этнической общности себя как субъектов действия, осознание своих интересов, потребностей, своего места в общественном прогрессе, истории и культуре своего народа (13).
По определению Г.Т. Тавадова этническое самосознание это «сознание и чувство принадлежности к определенному этносу, осознание своего отличия и сходства при соотнесении с другими этническими общностями, важный при-знак этнической общности, являющийся отражением объективного бытия этой общности» (14). Автор считает, что в этническом самосознании центральное место занимает «представление об общности происхождения и исторических судеб, опирающееся на общие генеалогические предания, участие в исторических событиях, на связь с родным языком и родной землей…» (15).
В работе «Этнонациональные конфликты и их разрешение: Политические теории и опыт Запада» Е.А. Нарочницкая использует категорию «этнонациональное сознание». Автор раскрывает характер этнонационального сознания через соотношение в нем генетических, культурных, гражданско-территориальных и различных прагматических элементов (16).
Таким образом, этнонациональное самосознание - конституирующий признак этнонациональной общности, важнейший этноопределитель, влияющий на уровень межэтнического взаимодействия. Этнонациональное самосознание представляет собой духовное образование, в котором находят отражение наиболее общие представления о своей общности и ее месте в этносоциальной сфере.
- Министерство образования Российской Федерации
- Часть I. Исследовательские программы и проекты 7
- Часть II. Научные диалоги 144
- Часть III. Новые имена: теоретический семинар. 159 Руководитель – доктор философских наук, профессор н.Г.Айдемиров 159
- Часть IV. Альтернативы 228 эволюция идеи войны в культуре 228
- Часть V. Сведения об авторах 241
- Примечания
- Авксентьев в.А., Бабкин и.О., Новиков а.С. События в кендже-кулаке: локальный конфликт или часть целого?
- Примечания
- Айдемиров н. Г. Ислам и межэтнические отношения
- Аствацатурова м.А. Современные диаспоры: сложности теоретического осмысления
- Примечания
- Бабкин и.О., Майборода э.Т., Хоц а.Ю. Отношение к контртеррористической операции в Чеченской республике в массовом сознании населения Ставропольского края
- Багдасарова а.Б. Этнонациональное самосознание как феномен культуры
- Примечания
- Типы динамики этнической структуры населения северного кавказа
- Воробьев с.М., Ерохин а.М. Состояние этнополитических процессов на Ставрополье: в оценках и представлениях массового сознания
- Самооценка денежных доходов респондентов
- Ожидают улучшения материального положения
- О социально-политической и межнациональной обстановке в восточных районах Ставропольского края
- Иванова с.Ю. Мультикультурализм: идеология и социальная практика
- Примечания
- Этнология и гендерология в свете современной российской глобалистики
- Современная социоестественная и социокультурная реальность
- Глобальные идентификаторы и социальные индикаторы
- Система ментальной безопасности: социоестественный код цивилизации.
- Система цивилизационной безопаности: социокультурны код цивилизации
- Примечания
- Лукьяшко р.А. К вопросу о латинизации тюркских алфавитов
- Нахушев в.Ш. Межнациональный диалог и субъект-субъектные отношения как источники сближения народов
- Примечания
- Новикова о.С., Ерохин а.М., Бабкин и. О., Хоц а.Ю. Роль региональных элит в консолидации межэтнических отношений в местах цивилизационных разломов
- Рязанцев с.В. Интеграция этнических мигрантов в европейское общество: проблемы управления
- Факторы, стимулирующие или затрудняющие интеграции иммигрантов на рынке труда
- Примечания
- Щербина е.А. Межнациональные отношения в условиях конфликтности общества (на примере кчр)
- Часть II. Научные диалоги Авксентьев в.А., Шнюков в.В. От реактивности к аналитичности:
- Примечания
- Примечания
- Болганова и. В. Взаимосвязь геополитических и этнических процессов в современной россии
- Волошина е.А. Взаимодействие старожильческого населения и мигрантов в Краснодарском крае
- Примечания
- Головатая л.В. Воспитание толерантности - путь к миру
- Примечания
- Зинев с. Н. Феномен харизматической личности и его роль в этнических процессах
- Примечания:
- Золотова б. Х. Культура межнационального общения: сущность и содержание
- Примечания
- Кохов ю.Я. Диалог культур как фактор снижения напряженности в северо-кавказском регионе
- Примечания
- Лубянецкая е.В. Этнический экстремизм на Северном Кавказе
- Ляшенко 0.В. Феномен исторического мифотворчества как один из факторов, способствующих усилению социальной напряженности в сфере межэтнических отношений. (на примере осетино-ингушского конфликта)
- Примечания
- Мамасьян с.А. Этнокультурное содержание Военного образования
- Примечания
- Мирзаева т.А. Проблема статуса женщины в исламе
- Примечания
- Назарова е. С. Моделирование политического экстремизма: к постановке проблемы
- Примечания
- Ольшанский д.А. Национальная психология русского народа в ‘l’idйe ruse’ Владимира Соловьёва
- Примечания
- Рындина и.Н. Некоторые проблемы взаимодействия государства, церкви и интеллигенции в России
- Примечания
- Симонян л. Ю. Проблема этнической правосубъектности в современной россии
- Примечания:
- Тлюняева а.А. О некоторых аспектах проблемы беженцев
- Примечания
- Трунаева в. В. Северный Кавказ: культура русских в философском и социологическом аспектах
- Шишканова а.В. Роль русского языка в историческом диалоге народов и культур
- Примечания
- Ягьяева м.А. Религия в современном межэтническом диалоге
- Часть IV. Альтернативы
- Эволюция идеи войны в культуре
- Сухоруков а.В. Высшая мера социальной защиты: «за» и «против»
- Труфанова а. А. Социально-психологические методы коррекции деформации «временной перспективы» личности.
- Примечания
- Часть V. Сведения об авторах