logo
Этнические проблемы современности (вып

Мирзаева т.А. Проблема статуса женщины в исламе

Первоначальный ислам, отражавший переход арабов-кочевников от варварства к более высокому культурному уровню в период становления первых классовых отношений не мог регламентировать и положение женщины. Об этом свидетельствуют суры Корана, запрещающие кровосмесительные браки, убийство новорожденных девочек, подробная регламентация имущественных и семейно-брачных отношений.

Коран утверждает, что хотя женщина и создана для того, чтобы скрасить земную жизнь мужчины (сура 30, аят 20; сура 7, аят 189), быть для него верной подругой и утешением в дни горестей, но она все же недостойна мужчины, хотя бы уже потому, что «вырастает в думах только о нарядах и в бестолковых спорах» (сура 43, аят 17).Женщина, став собственностью мужчины, лишилась равноправия в семье и племени, и даже совместная молитва, как зафиксировано историками, стала редкостью.

Установления ислама о социальной неполноценности женщины, затворничестве и ношении ритуальных покрывал, о многоженстве, браке, разводе и т.д. закрепляли в догматике, законоведении и этике существовавшие в феодальном обществе мусульманского Востока социально-экономическое неравенство женщины.

В исламе существует направление, связанное с культом святых женщин. Основы культа святых женщин были заложены уже в первоначальном исламе – в обоожествлении Марии, матери Иисуса, Амины, матери Мухаммеда и его дочери Фатимы. Святой выступает своеобразным посредником между Аллахом и верующими.

Красочные описания благочестия и чудес, которые «творили» святые женщины не уступали житиям святых и благочестивых ученых мужей. Они воспитывали в духе покорности судьбе и воле Всевышнего не только самих женщин, но и всего подрастающего поколения.

Народные предания всех мусульманских народов высоко ценят женщину за материнство, светлый ум, трудолюбие. Об особой роли женщины-матери говорят такие строки из Корана: «Дорога в рай находится под ногами ваших матерей». Ведь именно на матери лежит ответственность за воспитание детей в духе традиций и веры.

Распространение ислама на территории Северного Кавказа началось примерно с середины VII века, вскоре после своего возникновения. С 657 года арабы начинают сеять семена ислама в Южном Дагестане.

Эта религия проникает во все сферы жизни людей, в результате чего происходит изменение в представлениях верующих и формируется особое мусульманское мировосприятие. Несмотря на то, что ислам оказал большое влияние на сознание и быт народов Северного Кавказа – дагестанцев, чеченцев, осетин, кабардинцев, карачаевцев и других, обычаи женского затворничества и закрывания лица не имели распространения и большого успеха.

Прежде всего это объясняется тем, что экономические и бытовые условия этих народов не соответствовали требованиям ислама о женском затворничестве. Кроме экономического фактора активную роль в сохранении по отношению к женщине народных обычаев, сыграло и то, что у этих народов не получило широкого развития схоластическое мусульманское богословие, оказавшее огромное влияние на закабаление женщин у народов Ближнего и Среднего Востока, Средней Азии и Магриба. В Дагестане до революции женщине запрещалось находиться в обществе мужчин, принимать участие в общественных сходах и семейных торжествах. В состоятельных семьях взрослых девушек держали в специальных комнатах взаперти, как затворниц. Дагестанки не носили ритуальных покрывал (чадру, паранджу), однако лицо они обязательно закрывали наполовину платком.

Зависимое положение женщины в семье особенно подчеркивалось при посторонних мужчинах. Приветствовать гостей, сидеть с ними в одном помещении, участвовать в беседе вместе с мужчинами считалось для женщины зазорным. Женщина не имела права называть по имени своего мужа, его родителей и родственников. Если муж и жена идут по улице, то она должна следовать за ним, отстав от него на несколько шагов, - по шариату женщина недостойна идти рядом с мужчиной.

До принятия ислама жизнь горских народов Северного Кавказа регламентировалась адатами (совокупность обычаев каждого народа, служащая ему правилом для семейной и общественной жизни). Бытуя в течение многих веков среди горцев Северного Кавказа, адаты во многом переплелись нормами мусульманского права, а в ущемлении прав женщины многие адаты даже превосходили ислам. Так, по обычаем некоторых народностей Дагестана девушка с детства всецело зависела у себя дома от мужской части семьи. Над ней имели власть даже младшие братья. Рождение девочки считали несчастьем для семьи и желая предотвратить рождение девочки, мусульманские семьи нередко прибегали к магическим приемам.

Например, давали девочкам имена Кыз-Таман (достаточно девочек), Бесханум (больше не нужны девочки), Углан –Ирек (сын нужен), Сацита (хватит).

Таким образом, многие религиозные Обряды горцев превратились в традиции и привычки, повседневные правила жизни и быта, передаваемые от поколения к поколению.

Многие установления Корана и шариата направлены на закрепощение женщины.