Мирзаева т.А. Проблема статуса женщины в исламе
Первоначальный ислам, отражавший переход арабов-кочевников от варварства к более высокому культурному уровню в период становления первых классовых отношений не мог регламентировать и положение женщины. Об этом свидетельствуют суры Корана, запрещающие кровосмесительные браки, убийство новорожденных девочек, подробная регламентация имущественных и семейно-брачных отношений.
Коран утверждает, что хотя женщина и создана для того, чтобы скрасить земную жизнь мужчины (сура 30, аят 20; сура 7, аят 189), быть для него верной подругой и утешением в дни горестей, но она все же недостойна мужчины, хотя бы уже потому, что «вырастает в думах только о нарядах и в бестолковых спорах» (сура 43, аят 17).Женщина, став собственностью мужчины, лишилась равноправия в семье и племени, и даже совместная молитва, как зафиксировано историками, стала редкостью.
Установления ислама о социальной неполноценности женщины, затворничестве и ношении ритуальных покрывал, о многоженстве, браке, разводе и т.д. закрепляли в догматике, законоведении и этике существовавшие в феодальном обществе мусульманского Востока социально-экономическое неравенство женщины.
В исламе существует направление, связанное с культом святых женщин. Основы культа святых женщин были заложены уже в первоначальном исламе – в обоожествлении Марии, матери Иисуса, Амины, матери Мухаммеда и его дочери Фатимы. Святой выступает своеобразным посредником между Аллахом и верующими.
Красочные описания благочестия и чудес, которые «творили» святые женщины не уступали житиям святых и благочестивых ученых мужей. Они воспитывали в духе покорности судьбе и воле Всевышнего не только самих женщин, но и всего подрастающего поколения.
Народные предания всех мусульманских народов высоко ценят женщину за материнство, светлый ум, трудолюбие. Об особой роли женщины-матери говорят такие строки из Корана: «Дорога в рай находится под ногами ваших матерей». Ведь именно на матери лежит ответственность за воспитание детей в духе традиций и веры.
Распространение ислама на территории Северного Кавказа началось примерно с середины VII века, вскоре после своего возникновения. С 657 года арабы начинают сеять семена ислама в Южном Дагестане.
Эта религия проникает во все сферы жизни людей, в результате чего происходит изменение в представлениях верующих и формируется особое мусульманское мировосприятие. Несмотря на то, что ислам оказал большое влияние на сознание и быт народов Северного Кавказа – дагестанцев, чеченцев, осетин, кабардинцев, карачаевцев и других, обычаи женского затворничества и закрывания лица не имели распространения и большого успеха.
Прежде всего это объясняется тем, что экономические и бытовые условия этих народов не соответствовали требованиям ислама о женском затворничестве. Кроме экономического фактора активную роль в сохранении по отношению к женщине народных обычаев, сыграло и то, что у этих народов не получило широкого развития схоластическое мусульманское богословие, оказавшее огромное влияние на закабаление женщин у народов Ближнего и Среднего Востока, Средней Азии и Магриба. В Дагестане до революции женщине запрещалось находиться в обществе мужчин, принимать участие в общественных сходах и семейных торжествах. В состоятельных семьях взрослых девушек держали в специальных комнатах взаперти, как затворниц. Дагестанки не носили ритуальных покрывал (чадру, паранджу), однако лицо они обязательно закрывали наполовину платком.
Зависимое положение женщины в семье особенно подчеркивалось при посторонних мужчинах. Приветствовать гостей, сидеть с ними в одном помещении, участвовать в беседе вместе с мужчинами считалось для женщины зазорным. Женщина не имела права называть по имени своего мужа, его родителей и родственников. Если муж и жена идут по улице, то она должна следовать за ним, отстав от него на несколько шагов, - по шариату женщина недостойна идти рядом с мужчиной.
До принятия ислама жизнь горских народов Северного Кавказа регламентировалась адатами (совокупность обычаев каждого народа, служащая ему правилом для семейной и общественной жизни). Бытуя в течение многих веков среди горцев Северного Кавказа, адаты во многом переплелись нормами мусульманского права, а в ущемлении прав женщины многие адаты даже превосходили ислам. Так, по обычаем некоторых народностей Дагестана девушка с детства всецело зависела у себя дома от мужской части семьи. Над ней имели власть даже младшие братья. Рождение девочки считали несчастьем для семьи и желая предотвратить рождение девочки, мусульманские семьи нередко прибегали к магическим приемам.
Например, давали девочкам имена Кыз-Таман (достаточно девочек), Бесханум (больше не нужны девочки), Углан –Ирек (сын нужен), Сацита (хватит).
Таким образом, многие религиозные Обряды горцев превратились в традиции и привычки, повседневные правила жизни и быта, передаваемые от поколения к поколению.
Многие установления Корана и шариата направлены на закрепощение женщины.
- Министерство образования Российской Федерации
- Часть I. Исследовательские программы и проекты 7
- Часть II. Научные диалоги 144
- Часть III. Новые имена: теоретический семинар. 159 Руководитель – доктор философских наук, профессор н.Г.Айдемиров 159
- Часть IV. Альтернативы 228 эволюция идеи войны в культуре 228
- Часть V. Сведения об авторах 241
- Примечания
- Авксентьев в.А., Бабкин и.О., Новиков а.С. События в кендже-кулаке: локальный конфликт или часть целого?
- Примечания
- Айдемиров н. Г. Ислам и межэтнические отношения
- Аствацатурова м.А. Современные диаспоры: сложности теоретического осмысления
- Примечания
- Бабкин и.О., Майборода э.Т., Хоц а.Ю. Отношение к контртеррористической операции в Чеченской республике в массовом сознании населения Ставропольского края
- Багдасарова а.Б. Этнонациональное самосознание как феномен культуры
- Примечания
- Типы динамики этнической структуры населения северного кавказа
- Воробьев с.М., Ерохин а.М. Состояние этнополитических процессов на Ставрополье: в оценках и представлениях массового сознания
- Самооценка денежных доходов респондентов
- Ожидают улучшения материального положения
- О социально-политической и межнациональной обстановке в восточных районах Ставропольского края
- Иванова с.Ю. Мультикультурализм: идеология и социальная практика
- Примечания
- Этнология и гендерология в свете современной российской глобалистики
- Современная социоестественная и социокультурная реальность
- Глобальные идентификаторы и социальные индикаторы
- Система ментальной безопасности: социоестественный код цивилизации.
- Система цивилизационной безопаности: социокультурны код цивилизации
- Примечания
- Лукьяшко р.А. К вопросу о латинизации тюркских алфавитов
- Нахушев в.Ш. Межнациональный диалог и субъект-субъектные отношения как источники сближения народов
- Примечания
- Новикова о.С., Ерохин а.М., Бабкин и. О., Хоц а.Ю. Роль региональных элит в консолидации межэтнических отношений в местах цивилизационных разломов
- Рязанцев с.В. Интеграция этнических мигрантов в европейское общество: проблемы управления
- Факторы, стимулирующие или затрудняющие интеграции иммигрантов на рынке труда
- Примечания
- Щербина е.А. Межнациональные отношения в условиях конфликтности общества (на примере кчр)
- Часть II. Научные диалоги Авксентьев в.А., Шнюков в.В. От реактивности к аналитичности:
- Примечания
- Примечания
- Болганова и. В. Взаимосвязь геополитических и этнических процессов в современной россии
- Волошина е.А. Взаимодействие старожильческого населения и мигрантов в Краснодарском крае
- Примечания
- Головатая л.В. Воспитание толерантности - путь к миру
- Примечания
- Зинев с. Н. Феномен харизматической личности и его роль в этнических процессах
- Примечания:
- Золотова б. Х. Культура межнационального общения: сущность и содержание
- Примечания
- Кохов ю.Я. Диалог культур как фактор снижения напряженности в северо-кавказском регионе
- Примечания
- Лубянецкая е.В. Этнический экстремизм на Северном Кавказе
- Ляшенко 0.В. Феномен исторического мифотворчества как один из факторов, способствующих усилению социальной напряженности в сфере межэтнических отношений. (на примере осетино-ингушского конфликта)
- Примечания
- Мамасьян с.А. Этнокультурное содержание Военного образования
- Примечания
- Мирзаева т.А. Проблема статуса женщины в исламе
- Примечания
- Назарова е. С. Моделирование политического экстремизма: к постановке проблемы
- Примечания
- Ольшанский д.А. Национальная психология русского народа в ‘l’idйe ruse’ Владимира Соловьёва
- Примечания
- Рындина и.Н. Некоторые проблемы взаимодействия государства, церкви и интеллигенции в России
- Примечания
- Симонян л. Ю. Проблема этнической правосубъектности в современной россии
- Примечания:
- Тлюняева а.А. О некоторых аспектах проблемы беженцев
- Примечания
- Трунаева в. В. Северный Кавказ: культура русских в философском и социологическом аспектах
- Шишканова а.В. Роль русского языка в историческом диалоге народов и культур
- Примечания
- Ягьяева м.А. Религия в современном межэтническом диалоге
- Часть IV. Альтернативы
- Эволюция идеи войны в культуре
- Сухоруков а.В. Высшая мера социальной защиты: «за» и «против»
- Труфанова а. А. Социально-психологические методы коррекции деформации «временной перспективы» личности.
- Примечания
- Часть V. Сведения об авторах