Этнология и гендерология в свете современной российской глобалистики
Современная российская глобалистика основывается на идеях великих представителей русского космизма. Их учения о том, что все человечество имеет одно будущее и делает «общее дело» по его каждодневному созданию (Н.Ф. Федоров, 1828-1903), что «научная мысль как планетное явление» определяет это будущее (В.И. Вернадский, 1863-1945), что «физические факторы исторического процесса» часто являются решающими, поскольку Земля находится «в объятиях Солнца» (А. Л. Чижевский, 1897-1964), а «альтернативные пути развития человечества» зависят от его Коллективного Интеллекта (Н.Н. Моисеев, 1917-2000) уже находят отражение в общественном сознании. Однако самое главное открытие в их трудах – это синтезное мышление. Его возможности в условиях глобальной информационной культуры, на наш взгляд, еще недостаточно осмыслены современниками.
Преимущества синтезного мышления, по нашему мнению, заключаются прежде всего в том, что соединяя возможности научного анализа с преимуществами философского самоуглубления, оно проявляет смысл Бытия как целого посредством Времени. Оно создает научно-философскую (формальную) картину мира, развивающуюся в «текучем» бесконечном времени, и обыденно-философскую актуальную картину жизни, развивающуюся в «вечном», дисперсном (ограниченном целостностью живого вещества) времени, которые в своем монодуализме рождают монолит Времени Бытия (единого пространства-времени с содержательной первичностью пространства и функциональной первичностью времени в нем).
Социальное время как продукт синтезного мышления, с точки зрения глобалистики, имеет функционально-первичную индивидуально-временную вертикаль («ось» актуальности), разделяющую социальное знание от социального самосознания, и содержательно-первичную коллективно-пространственную горизонталь («петлю» преемственности), разделяющую картину мира и картину жизни, в рамках современной реальности. Методологической основой глобалистики выступает философия планетарного самосознания, разрабатываемая нами, которая утверждает, что картина мира изучается философией и наукой при помощи диалектики, а картина жизни воспринимается массовым сознанием на основе триалектического мышления, и поэтому предлагает новую диалектико-триалектическую парадигму для анализа целостных пространственно-временных образований (1).
Философия планетарного самосознания считает, что при помощи синтезного мышления развивается профессиональное самосознание всех наук, формируется их собственный автопортрет. По всей видимости, настало время и этнологии и гендерологии заняться осмыслением оснований своей собственной дисциплины с учетом глобальных информационных процессов и особенностей локальных цивилизаций. Глобалистско-цивилизационный подход требует от каждой науки либо переосмысливать самое себя, либо вообще отказываться от жестких дисциплинарных границ.
В свете современной глобалистики, главная функция этнологии как научно-философской дисциплины заключается в содержательном анализе коллективно-пространственной горизонтали глобального социального времени, где этносы, народы и нации развиваются на основе «петли» генетической и социальной преемственности, выражая социоестественную целесообразность конфликтного деструктивно-конструктивного социального процесса.
Гендерология призвана дать функциональный анализ индивидуально-временной вертикали социального времени, где мужчины и женщины, независимо от национальности, на «оси» актуальности собственного жизненного времени, находят компромиссы соответствия в любви и семейных отношениях, на основе инстинкта и эмоциональной интуиции, в интересах выживания глобального человеческого сообщества, выражая социокультурную целесообразность.
Этнология и гендерология имеют общую методологию глобально-цивилизационного подхода, которая позволяет анализировать этнические отношения в качестве социоестественных, а гендерные - в качестве социокультурных отношений. И те и другие дополняются политическими, экономическими и идеологическими отношениями. Именно гендерные и этнические композиции и образовывают тот каркас социального подсознания, который создает цивилизационную и общечеловеческую симфонию родственной любви.
Исходными методологическими положениями для диалектико-триалектического анализа являются: 1) открытие В.И. Вернадским культурной биогеохимической энергии (энергии человеческой культуры); 2) учение Универсального эволюционизма Н.Н. Моисеева и 3) концепция Л.В. Скворцова о судьбе России (цивилизационной реальности) и о глобальной информационной культуре. Рассмотрим их подробнее.
- Министерство образования Российской Федерации
- Часть I. Исследовательские программы и проекты 7
- Часть II. Научные диалоги 144
- Часть III. Новые имена: теоретический семинар. 159 Руководитель – доктор философских наук, профессор н.Г.Айдемиров 159
- Часть IV. Альтернативы 228 эволюция идеи войны в культуре 228
- Часть V. Сведения об авторах 241
- Примечания
- Авксентьев в.А., Бабкин и.О., Новиков а.С. События в кендже-кулаке: локальный конфликт или часть целого?
- Примечания
- Айдемиров н. Г. Ислам и межэтнические отношения
- Аствацатурова м.А. Современные диаспоры: сложности теоретического осмысления
- Примечания
- Бабкин и.О., Майборода э.Т., Хоц а.Ю. Отношение к контртеррористической операции в Чеченской республике в массовом сознании населения Ставропольского края
- Багдасарова а.Б. Этнонациональное самосознание как феномен культуры
- Примечания
- Типы динамики этнической структуры населения северного кавказа
- Воробьев с.М., Ерохин а.М. Состояние этнополитических процессов на Ставрополье: в оценках и представлениях массового сознания
- Самооценка денежных доходов респондентов
- Ожидают улучшения материального положения
- О социально-политической и межнациональной обстановке в восточных районах Ставропольского края
- Иванова с.Ю. Мультикультурализм: идеология и социальная практика
- Примечания
- Этнология и гендерология в свете современной российской глобалистики
- Современная социоестественная и социокультурная реальность
- Глобальные идентификаторы и социальные индикаторы
- Система ментальной безопасности: социоестественный код цивилизации.
- Система цивилизационной безопаности: социокультурны код цивилизации
- Примечания
- Лукьяшко р.А. К вопросу о латинизации тюркских алфавитов
- Нахушев в.Ш. Межнациональный диалог и субъект-субъектные отношения как источники сближения народов
- Примечания
- Новикова о.С., Ерохин а.М., Бабкин и. О., Хоц а.Ю. Роль региональных элит в консолидации межэтнических отношений в местах цивилизационных разломов
- Рязанцев с.В. Интеграция этнических мигрантов в европейское общество: проблемы управления
- Факторы, стимулирующие или затрудняющие интеграции иммигрантов на рынке труда
- Примечания
- Щербина е.А. Межнациональные отношения в условиях конфликтности общества (на примере кчр)
- Часть II. Научные диалоги Авксентьев в.А., Шнюков в.В. От реактивности к аналитичности:
- Примечания
- Примечания
- Болганова и. В. Взаимосвязь геополитических и этнических процессов в современной россии
- Волошина е.А. Взаимодействие старожильческого населения и мигрантов в Краснодарском крае
- Примечания
- Головатая л.В. Воспитание толерантности - путь к миру
- Примечания
- Зинев с. Н. Феномен харизматической личности и его роль в этнических процессах
- Примечания:
- Золотова б. Х. Культура межнационального общения: сущность и содержание
- Примечания
- Кохов ю.Я. Диалог культур как фактор снижения напряженности в северо-кавказском регионе
- Примечания
- Лубянецкая е.В. Этнический экстремизм на Северном Кавказе
- Ляшенко 0.В. Феномен исторического мифотворчества как один из факторов, способствующих усилению социальной напряженности в сфере межэтнических отношений. (на примере осетино-ингушского конфликта)
- Примечания
- Мамасьян с.А. Этнокультурное содержание Военного образования
- Примечания
- Мирзаева т.А. Проблема статуса женщины в исламе
- Примечания
- Назарова е. С. Моделирование политического экстремизма: к постановке проблемы
- Примечания
- Ольшанский д.А. Национальная психология русского народа в ‘l’idйe ruse’ Владимира Соловьёва
- Примечания
- Рындина и.Н. Некоторые проблемы взаимодействия государства, церкви и интеллигенции в России
- Примечания
- Симонян л. Ю. Проблема этнической правосубъектности в современной россии
- Примечания:
- Тлюняева а.А. О некоторых аспектах проблемы беженцев
- Примечания
- Трунаева в. В. Северный Кавказ: культура русских в философском и социологическом аспектах
- Шишканова а.В. Роль русского языка в историческом диалоге народов и культур
- Примечания
- Ягьяева м.А. Религия в современном межэтническом диалоге
- Часть IV. Альтернативы
- Эволюция идеи войны в культуре
- Сухоруков а.В. Высшая мера социальной защиты: «за» и «против»
- Труфанова а. А. Социально-психологические методы коррекции деформации «временной перспективы» личности.
- Примечания
- Часть V. Сведения об авторах