Система цивилизационной безопаности: социокультурны код цивилизации
Целостное знание в социокультурной картине жизни образовывает социокультурный код цивилизации, определяемый нами в качестве системы цивилизационной безопасности. В отличие от диалектической картины мира, здесь представлена триалектическая картина жизни. За основу берется триада В.И. Вернадского, определяющая жизнь всякого живого вещества: Преемственность – Целостность – Целесообразность, отражающая его прошлое, настоящее и будущее, а также оригинальная концепция современного российского экономиста и социолога С.Г. Кирдиной об институциональных матрицах, согласно которой экономика, культура и политика являются главными составляющими элементами любой подсистемы общества (13). Социокультурный код цивилизации как система национальной безопасности и социоестественный код как система ментальной безопасности лежат в основе этнических и гендерных отношений, а потому является основой структурирования предмета этнологии и гендерологии.
Структурными элементами системы цивилизационной безопасности, на наш взгляд являются:
1) идеология как средство обеспечения Целостности и информационной безопасности в настоящем (прежде всего концептуальной целостности Духа), включающая формирование этнического и гендерного сознания и подсознания средствами научно-философского (формального) и массового воздействия СМИ и др.;
2) политика как средство обеспечения Целесообразности и политической безопасности будущего, включая внутреннюю, внешнюю и глобальную национальную, демографическую политику и др.;
3) экономика как средство Преемственности, обеспечивающая экономическую безопасность, включающая развитие цивилизационных, региональных и субрегиональных (национальных) экономик – подсистем продовольственной, энергетической, финансовой, экологической и др. безопасности в целом;
4) пространственно-временная (субъектно-творческая) «привязка» к национальным территориям, регионам и субрегионам всех трех предыдущих элементов: информационно-идеологической, политической и экономической безопасности, в которой они составляют баланс, динамическое равновесие как между собой, так и с цивилизационными структурами;
5) глобально – информационная культура, отражающая противоречивые процессы самоорганизации РЫНКА гендерных и этнических композиций, национальных и межнациональных отношений.
Диалектическое единство социоестественного и социокультурного кодов любой цивилизации, а также триалектическое единство в них идеологии (информационной безопасности), политики (политической безопасности) и экономики (экономической безопасности) свидетельствуют о том, что все национальные и гендерные проблемы поддаются решению лишь в контексте цивилизационных проблем и, в основном, именно в указанной последовательности.
Итак, становление профессионального самосознания этнологии и гендерологии является актуальной проблемой, поскольку эти науки уже вырастают из рамок этносциологии, этноконфликтологии, социологии гендерных отношений, социологии семьи и т.п. и приобретают характер философско-методологических направлений всех естественных и гуманитарных наук, изучающих гендерные композиции и этнические группы, а также возникающие в них и между ними сложные внутренние, внешние и глобальные отношения.
Объект исследования этнологии и гендерологии определяется содержательным аспектом социоестественного и социокультурного кодов цивилизации.
Предмет исследования структурируется в соответствии с функциональной структурой этих кодов, а также процессом их синтеза.
Содержательная общность объекта исследования создает возможность рассматривать этнологию и гендерологию как науки, отражающие общественные процессы на коллективно-пространственной «петле» преемственности и индивидуально-временной оси актуальности в монодуальном единстве социального времени. Функциональные различия в структуре их предмета определяются различиями функций социокультурного кода коллективно-пространственной горизонтали и социоестественного кода индивидуально-временной вертикали. Социоестественный код цивилизации демонстрирует содержательную первичность социального знания и функциональную первичность социального подсознания. Социокультурный код цивилизации демонстрирует содержательную первичность идеологии, функциональную первичность информационно-экономической безопасности и вторичность политики.
Главное, на что направлено совершенствование профессионального самосознания специальных наук, включая этнологию и гендерологию – ориентация субъекта, будь то личность или социальная общность – в поиске мостика между картиной мира и картиной жизни, с помощью которого создается собственный Рисунок жизни, линия поведения и деятельности.
- Министерство образования Российской Федерации
- Часть I. Исследовательские программы и проекты 7
- Часть II. Научные диалоги 144
- Часть III. Новые имена: теоретический семинар. 159 Руководитель – доктор философских наук, профессор н.Г.Айдемиров 159
- Часть IV. Альтернативы 228 эволюция идеи войны в культуре 228
- Часть V. Сведения об авторах 241
- Примечания
- Авксентьев в.А., Бабкин и.О., Новиков а.С. События в кендже-кулаке: локальный конфликт или часть целого?
- Примечания
- Айдемиров н. Г. Ислам и межэтнические отношения
- Аствацатурова м.А. Современные диаспоры: сложности теоретического осмысления
- Примечания
- Бабкин и.О., Майборода э.Т., Хоц а.Ю. Отношение к контртеррористической операции в Чеченской республике в массовом сознании населения Ставропольского края
- Багдасарова а.Б. Этнонациональное самосознание как феномен культуры
- Примечания
- Типы динамики этнической структуры населения северного кавказа
- Воробьев с.М., Ерохин а.М. Состояние этнополитических процессов на Ставрополье: в оценках и представлениях массового сознания
- Самооценка денежных доходов респондентов
- Ожидают улучшения материального положения
- О социально-политической и межнациональной обстановке в восточных районах Ставропольского края
- Иванова с.Ю. Мультикультурализм: идеология и социальная практика
- Примечания
- Этнология и гендерология в свете современной российской глобалистики
- Современная социоестественная и социокультурная реальность
- Глобальные идентификаторы и социальные индикаторы
- Система ментальной безопасности: социоестественный код цивилизации.
- Система цивилизационной безопаности: социокультурны код цивилизации
- Примечания
- Лукьяшко р.А. К вопросу о латинизации тюркских алфавитов
- Нахушев в.Ш. Межнациональный диалог и субъект-субъектные отношения как источники сближения народов
- Примечания
- Новикова о.С., Ерохин а.М., Бабкин и. О., Хоц а.Ю. Роль региональных элит в консолидации межэтнических отношений в местах цивилизационных разломов
- Рязанцев с.В. Интеграция этнических мигрантов в европейское общество: проблемы управления
- Факторы, стимулирующие или затрудняющие интеграции иммигрантов на рынке труда
- Примечания
- Щербина е.А. Межнациональные отношения в условиях конфликтности общества (на примере кчр)
- Часть II. Научные диалоги Авксентьев в.А., Шнюков в.В. От реактивности к аналитичности:
- Примечания
- Примечания
- Болганова и. В. Взаимосвязь геополитических и этнических процессов в современной россии
- Волошина е.А. Взаимодействие старожильческого населения и мигрантов в Краснодарском крае
- Примечания
- Головатая л.В. Воспитание толерантности - путь к миру
- Примечания
- Зинев с. Н. Феномен харизматической личности и его роль в этнических процессах
- Примечания:
- Золотова б. Х. Культура межнационального общения: сущность и содержание
- Примечания
- Кохов ю.Я. Диалог культур как фактор снижения напряженности в северо-кавказском регионе
- Примечания
- Лубянецкая е.В. Этнический экстремизм на Северном Кавказе
- Ляшенко 0.В. Феномен исторического мифотворчества как один из факторов, способствующих усилению социальной напряженности в сфере межэтнических отношений. (на примере осетино-ингушского конфликта)
- Примечания
- Мамасьян с.А. Этнокультурное содержание Военного образования
- Примечания
- Мирзаева т.А. Проблема статуса женщины в исламе
- Примечания
- Назарова е. С. Моделирование политического экстремизма: к постановке проблемы
- Примечания
- Ольшанский д.А. Национальная психология русского народа в ‘l’idйe ruse’ Владимира Соловьёва
- Примечания
- Рындина и.Н. Некоторые проблемы взаимодействия государства, церкви и интеллигенции в России
- Примечания
- Симонян л. Ю. Проблема этнической правосубъектности в современной россии
- Примечания:
- Тлюняева а.А. О некоторых аспектах проблемы беженцев
- Примечания
- Трунаева в. В. Северный Кавказ: культура русских в философском и социологическом аспектах
- Шишканова а.В. Роль русского языка в историческом диалоге народов и культур
- Примечания
- Ягьяева м.А. Религия в современном межэтническом диалоге
- Часть IV. Альтернативы
- Эволюция идеи войны в культуре
- Сухоруков а.В. Высшая мера социальной защиты: «за» и «против»
- Труфанова а. А. Социально-психологические методы коррекции деформации «временной перспективы» личности.
- Примечания
- Часть V. Сведения об авторах