Ожидают улучшения материального положения
(в % от общего числа опрошенных в группах)
Таблица 7.
Варианты |
Рабочий |
ИТР |
Служащий |
Интеллигенция |
Предприниматель | |||||
| 1999 | 2000 | 1999 | 2000 | 1999 | 2000 | 1999 | 2000 | 1999 | 2000 |
Да | 30,5 | 51,5 | 29,5 | 75,4 | 32,1 | 46,6 | 27,1 | 45,7 | 68,1 | 51,5 |
Нет | 67,8 | 48,5 | 70,5 | 24,6 | 67,9 | 53,4 | 72,9 | 54,3 | 31,9 | 48,5 |
Варианты |
Студент |
Пенсионер |
Военнослужащий |
Сотрудник МВД |
Крестьянин | |||||
| 1999 | 2000 | 1999 | 2000 | 1999 | 2000 | 1999 | 2000 | 1999 | 2000 |
Да | 39,7 | 68,7 | 17,9 | 34,0 | 27,5 | 21,9 | 54,4 | 60,6 | 23,5 | 48,8 |
Нет | 60,3 | 31,3 | 82,1 | 66,0 | 72,5 | 78,1 | 42,1 | 39,4 | 75,3 | 51,2 |
Состояние межнациональных отношений в оценках и представлениях массового сознания
Социологическое исследование показало, что оценивая решения, которые принимает руководство РФ по урегулированию межнациональных отношений большинство респондентов (47,1%) считает, что эти решения поспешны и непродуманны, и нередко являются причиной возникновения конфликтов, лишь 7,5% респондентов полагают, что эти решения позволяют регулировать межнациональные отношения (см. табл.8).
Оценка решений руководства страны по урегулированию
межнациональных отношений
(в % от общего числа опрошенных в группах)
Таблица 8.
Варианты | Среднее по массиву | ||
| 1998 | 1999 | 2000 |
Решения в целом позволяют регулировать межнациональные отношения | 6 | 7,5 | 7,0 |
Решения не выполняются местными органами власти и поэтому не позволяют регулировать межнациональные отношения | 14,8 | 12,2 | 22,4 |
Решения поспешны и непродуманны и нередко являются причиной возникновения конфликтов | 56,7 | 53,9 | 47,1 |
Решения чаще всего запаздывают и поэтому неэффективны | 22,3 | 26 | 23,4 |
Как видно из таблицы 8 существенных различий во взглядах респондентов по данной проблеме по сравнению с данными опроса в 1998 году не произошло, хотя количество респондентов считающих, что не выполнимы местными органами власти увеличилось в 2 раза.
Оценивая деятельность в этой сфере местных властей, 48,3 % респондентов считает, что они в целом учитывают интересы национальных групп. Несколько иначе оценивается работа местных властей по учету конкретной национальной группы (см. табл. 9).
Оценка работы местных властей по учету интересов
Вашей национальности
(в % от общего числа опрошенных в группах)
Таблица 9.
Варианты | Среднее по массиву | ||
| 1998 | 1999 | 2000 |
Учитываются полностью | 35,8 | 19,0 | 11,7 |
Учитываются частично | 19,1 | 28,9 | 36,5 |
Полностью игнорируются | 12,6 | 20,0 | 13,7 |
Затрудняюсь ответить | 32,1 | 30,3 | 37,9 |
Как видно из таблицы 9 в 1999 году общее количество респондентов отмечающих, что местные власти учитывают интересы их национальности не изменилось. Уменьшилось количество респондентов считающих, что интересы их национальности полностью игнорируются.
Больших расхождений в зависимости от национальности, возраста, рода занятий у респондентов во взглядах по данной проблеме не наблюдается. Основные формы не учитывания или игнорирования интересов национальной группы показаны в таблице 10.
Основные формы игнорирования органами власти интересов
Вашей национальности
(в % от общего числа опрошенных в группах)
Таблица 10.
Варианты | Среднее по массиву | ||
| 1998 | 1999 | 2000 |
Нет гарантированных мест в представительных органах власти | 6,3 | 14,4 | 16,5 |
Не гарантируется квота в вузах и средних специальных учебных заведениях | 7,4 | 5,6 | 13,2 |
У нас есть грамотные, образованные люди, но их не назначают на должности в исполнительных органах власти | 11,2 | 37,1 | 9,3 |
Как видно из таблицы 10 более чем в 3 раза по сравнению с 1999 годом уменьшилось число респондентов считающих, что у представителей их национальностей есть грамотные, образованные люди, но их не назначают на должности в исполнительных органах власти.
Данные социологических исследований позволяют понять причины сложившихся приоритетов массового сознания по проблеме мирных (политических) и не мирных (силовых) способов решения проблем межнациональных отношений. Только 17,0 % респондентов считают в принципе недопустимым силовое решение межнациональных проблем. Более чем две трети опрошенных (72,9 %) являются сторонниками силовых решений в этой области, причем только немногим более половины из них (57,2 %) полагают, что сила необходима лишь тогда, когда под угрозой оказывается жизнь и достоинство людей. Существенных расхождений во взглядах на эту проблему среди респондентов в зависимости от возраста, рода занятий, национальности и не наблюдается, хотя по сравнению с 1999 годом увеличилось на 10,8% сторонников силовых решений и примерно столько же уменьшилось число респондентов, считающих в принципе недопустимым силовое решение проблем межнациональных отношений.
Состояние межнациональных отношений в крае, как показаывают проведенные исследования кафедрой философии СГУ, характеризуются достаточно высокой межэтнической напряженностью. Динамика оценок этой напряженности в течении ряда лет показана в таблице 11.
Состояние межнациональных отношений
(в % от общего числа опрошенных в группах)
Таблица 11.
Варианты | 1992 г. | 1993 г. | 1994 г. | 1998 г. | 1999 г. | 2000 г. |
Межнациональные отношения стабильны |
19 |
16 |
7,8 |
32,9 |
21,3 |
7,2 |
Имеется межнациональная напряженность |
42 |
47 |
56,5 |
41,6 |
44,2 |
56,3 |
Возможны конфликты | 20 | 15 | 26,8 | 10,8 | 24,2 | 26,7 |
Затрудняюсь ответить | 18 | 20 | 8,5 | 14,2 | 10,2 | 9,8 |
Приведенные данные не дают возможности сделать вывод о том, что желанная стабильность не за горами, количество респондентов считающих что межнациональные отношения стабильны уменьшилось более чем в 2 раза. Прежде всего, по разному выглядит оценка стабильности и конфликтности в разных районах края. В восточных районах 86 % опрошенных фиксируют межнациональную напряженность, а 38,3 % допускают возможность конфликтов, в западных районах цифры значительно меньше. Этот вывод подтверждает данные ответов респондентов на вопрос: «что Вас больше беспокоит в повседневной жизни?». Ответы распределились следующим образом:
дороговизна жизни – 33,1%;
безработица – 16,2%;
ухудшение отношений между людьми разных национальностей – 13,5%;
рост преступности – 10,4%;
расслоение общества на бедных и богатых – 9,2 и т.д.
Настроение отдельных социальных групп выглядит следующим образом (см. табл.12).
Состояние межнациональных отношений
(в % от общего числа опрошенных в группах)
Таблица 12.
Варианты |
Рабочий |
ИТР |
Служащий |
Интеллигенция |
Предприниматель | |||||
| 1999 | 2000 | 1999 | 2000 | 1999 | 2000 | 1999 | 2000 | 1999 | 2000 |
Межнациональные отношения стабильны | 19,8 | 8,5 | 21,3 | 6,6 | 22,6 | 6,3 | 20,9 | 7,6 | 18,6 | 1,6 |
Имеется межнациональная напряженность | 47,5 | 56,0 | 42,6 | 60,5 | 39,9 | 75,0 | 46,2 | 68,4 | 46,0 | 50,8 |
Налицо сильная межнациональная напряженность, возможны конфликты |
20,9 |
24,4 |
19,7 |
32,9 |
29,2 |
12,5 |
24,9 |
20,3 |
31,0 |
34,9 |
Затрудняюсь ответить | 11,3 | 11,0 | 16,4 | 0,0 | 8,3 | 6,3 | 8,0 | 3,8 | 4,4 | 12,7 |
Варианты |
Студент |
Пенсионер |
Военнослужащий |
Сотрудник МВД |
Крестьянин | |||||
| 1999 | 2000 | 1999 | 2000 | 1999 | 2000 | 1999 | 2000 | 1999 | 2000 |
Межнациональные отношения стабильны | 14,9 | 0,0 | 22,2 | 9,1 | 35,0 | 5,9 | 31,6 | 0,0 | 22,4 | 4,0 |
Имеется межнациональная напряженность | 47,1 | 80,0 | 42,6 | 27,3 | 47,5 | 32,4 | 43,9 | 44,4 | 42,4 | 62,4 |
Налицо сильная межнациональная напряженность, возможны конфликты |
28,1 |
15,0 |
21,6 |
36,4 |
10,0 |
50,0 |
19,3 |
55,6 |
20,0 |
26,7 |
Затрудняюсь ответить | 9,9 | 5,0 | 13,6 | 27,3 | 7,5 | 11,8 | 5,3 | 0,0 | 15,3 | 6,9 |
Как видно более всего возможность конфликтов признают служащие, интеллигенция, предприниматели и студенты. Что касается отдельных этнических групп, то в большей степени предполагают наличие напряженности в межнациональных отношениях дагестанцы – 77,5%, чеченцы - 83,7%, армяне – 75,3%, ногайцы – 77,8% и русские - 66,9%.
Опросы последних лет показывают, что и по прямому “замеру” конфликтогенного потенциала можно сделать вывод о том, что конфликтогенные установки в массовом сознании стали в крае весьма устойчивым стереотипом, являющимся одним из самых существенных факторов нестабильности.
Участие в конфликте в интересах своей национальной группы безусловно или в зависимости от обстоятельств в динамике представлено в таблице 13.
Возможность участия в конфликте в интересах своей национальности
(в % от общего числа опрошенных в группах)
Таблица 13.
Варианты | 1992 г. | 1993 г. | 1994 г. | 1998 г. | 1999 г. | 2000 г. |
Да, безусловно, или в зависимости от обстоятельств. | 11 | 60 | 60,7 | 71,1 | 73,2 | 73,5 |
Ни в коем случае | 11 | 19 | 17,5 | 14,5 | 11,6 | 11,6 |
Налицо, таким образом, устойчивая тенденция роста конфликтогенного потенциала, что говорит о неустойчивости этносистемы. При этом не только респонденты этнических меньшинств готовы принять участие в конфликте на стороне своей группы (100% чеченцев, 75,2% армян, 88,9% карачаевцев, 74,7% дагестанцев), но и 74,0% русских. Степень возможного участия в этническом конфликте представителей различных этнических групп такова, что наибольший конфликтогенный потенциал сосредоточен не только в массе этнических меньшинств, но и у русского населения. Он практически равен у чеченцев, русских, карачаевцев и дагестанцев.
Высока степень готовности участия в конфликте представителей всех возрастных групп, с наибольшей активностью самой дееспособной части населения (20-50 лет) и представителей всех социально-профессиональных групп, в том числе военнослужащих 65,6%, работников МВД - 78,7% (см. табл. 14,15).
Возможность участия в конфликте в интересах своей национальности
(в % от общего числа опрошенных в группах)
Таблица 14.
Варианты | До 20 лет | 20-24 года | 25-29 лет | 30-39 лет | ||||
| 1999 | 2000 | 1999 | 2000 | 1999 | 2000 | 1999 | 2000 |
Да, безусловно | 28,6 | 25,0 | 25,9 | 29,0 | 31,4 | 19,4 | 23,6 | 19,6 |
Это зависит от обстоятельств | 45,7 | 55,9 | 51,2 | 44,3 | 44,0 | 53,2 | 50,2 | 50,3 |
Ни в коем случае | 2,9 | 2,9 | 12,9 | 15,9 | 10,1 | 8,1 | 13,3 | 18,1 |
Затрудняюсь ответить | 20,0 | 13,2 | 10,0 | 9,7 | 11,9 | 19,4 | 9,1 | 12,1 |
Варианты | 40-49 лет | 50-55 лет | 56-60 лет | Старше 60 лет | ||||
| 1999 | 2000 | 1999 | 2000 | 1999 | 2000 | 1999 | 2000 |
Да, безусловно | 23,9 | 16,4 | 29,4 | 26,9 | 29,2 | 20,9 | 21,7 | 27,2 |
Это зависит от обстоятельств | 49,5 | 56,4 | 41,2 | 50,0 | 44,6 | 39,5 | 40,6 | 50,6 |
Ни в коем случае | 10,0 | 11,5 | 12,9 | 12,8 | 15,4 | 23,3 | 15,1 | 18,5 |
Затрудняюсь ответить | 14,6 | 14,5 | 11,8 | 10,3 | 9,2 | 16,3 | 18,9 | 3,7 |
Возможность участия в конфликте в интересах своей национальности
(в % от общего числа опрошенных в группах)
Таблица 15.
Варианты |
Рабочий |
ИТР |
Служащий |
Интеллигенция |
Предприниматель | |||||
| 1999 | 2000 | 1999 | 2000 | 1999 | 2000 | 1999 | 2000 | 1999 | 2000 |
Да, безусловно | 28,2 | 31,9 | 24,6 | 16,9 | 18,5 | 12,7 | 18,2 | 18,5 | 34,5 | 25,0 |
Это зависит от обстоятельств | 49,2 | 39,9 | 36,1 | 55,4 | 58,9 | 55,9 | 55,6 | 57,8 | 44,2 | 41,2 |
Ни в коем случае | 11,3 | 12,3 | 23,0 | 6,2 | 10,1 | 20,3 | 12,9 | 9,2 | 7,1 | 23,5 |
Затрудняюсь ответить | 9,6 | 13,5 | 11,5 | 21,5 | 9,5 | 11,0 | 11,6 | 14,5 | 12,4 | 10,3 |
Варианты |
Студент |
Пенсионер |
Военнослужащий |
Сотрудник МВД |
Крестьянин | |||||
| 1999 | 2000 | 1999 | 2000 | 1999 | 2000 | 1999 | 2000 | 1999 | 2000 |
Да, безусловно | 25,6 | 23,6 | 34,0 | 24,0 | 32,5 | 28,1 | 38,6 | 24,2 | 22,4 | 21,4 |
Это зависит от обстоятельств | 47,9 | 57,7 | 32,7 | 53,0 | 30,0 | 37,5 | 40,4 | 54,5 | 51,8 | 42,9 |
Ни в коем случае | 9,1 | 7,7 | 13,0 | 15,0 | 15,0 | 15,6 | 7,0 | 9,1 | 5,9 | 17,9 |
Затрудняюсь ответить | 15,7 | 8,8 | 16,7 | 8,0 | 15,0 | 18,8 | 10,5 | 12,1 | 18,8 | 17,9 |
В случае возникновения конфликта, если военослужащие и сотрудники МВД будут на стороне своих национальных групп, как показывают данные опроса то, при определенных обстоятельствах ни у федеральных, ни у краевых властей может не оказаться реальной силы, способной такой конфликт остановить.
Приведенные данные позволяют сделать вывод о том, что существующая в крае этносистема находится в неустойчивом равновесии, определяемом достаточно высоким уровнем конфликтногенного потенциала. Она может под воздействием ряда факторов, в том числе и внешних, разрушиться.
Ерин С.Н.
- Министерство образования Российской Федерации
- Часть I. Исследовательские программы и проекты 7
- Часть II. Научные диалоги 144
- Часть III. Новые имена: теоретический семинар. 159 Руководитель – доктор философских наук, профессор н.Г.Айдемиров 159
- Часть IV. Альтернативы 228 эволюция идеи войны в культуре 228
- Часть V. Сведения об авторах 241
- Примечания
- Авксентьев в.А., Бабкин и.О., Новиков а.С. События в кендже-кулаке: локальный конфликт или часть целого?
- Примечания
- Айдемиров н. Г. Ислам и межэтнические отношения
- Аствацатурова м.А. Современные диаспоры: сложности теоретического осмысления
- Примечания
- Бабкин и.О., Майборода э.Т., Хоц а.Ю. Отношение к контртеррористической операции в Чеченской республике в массовом сознании населения Ставропольского края
- Багдасарова а.Б. Этнонациональное самосознание как феномен культуры
- Примечания
- Типы динамики этнической структуры населения северного кавказа
- Воробьев с.М., Ерохин а.М. Состояние этнополитических процессов на Ставрополье: в оценках и представлениях массового сознания
- Самооценка денежных доходов респондентов
- Ожидают улучшения материального положения
- О социально-политической и межнациональной обстановке в восточных районах Ставропольского края
- Иванова с.Ю. Мультикультурализм: идеология и социальная практика
- Примечания
- Этнология и гендерология в свете современной российской глобалистики
- Современная социоестественная и социокультурная реальность
- Глобальные идентификаторы и социальные индикаторы
- Система ментальной безопасности: социоестественный код цивилизации.
- Система цивилизационной безопаности: социокультурны код цивилизации
- Примечания
- Лукьяшко р.А. К вопросу о латинизации тюркских алфавитов
- Нахушев в.Ш. Межнациональный диалог и субъект-субъектные отношения как источники сближения народов
- Примечания
- Новикова о.С., Ерохин а.М., Бабкин и. О., Хоц а.Ю. Роль региональных элит в консолидации межэтнических отношений в местах цивилизационных разломов
- Рязанцев с.В. Интеграция этнических мигрантов в европейское общество: проблемы управления
- Факторы, стимулирующие или затрудняющие интеграции иммигрантов на рынке труда
- Примечания
- Щербина е.А. Межнациональные отношения в условиях конфликтности общества (на примере кчр)
- Часть II. Научные диалоги Авксентьев в.А., Шнюков в.В. От реактивности к аналитичности:
- Примечания
- Примечания
- Болганова и. В. Взаимосвязь геополитических и этнических процессов в современной россии
- Волошина е.А. Взаимодействие старожильческого населения и мигрантов в Краснодарском крае
- Примечания
- Головатая л.В. Воспитание толерантности - путь к миру
- Примечания
- Зинев с. Н. Феномен харизматической личности и его роль в этнических процессах
- Примечания:
- Золотова б. Х. Культура межнационального общения: сущность и содержание
- Примечания
- Кохов ю.Я. Диалог культур как фактор снижения напряженности в северо-кавказском регионе
- Примечания
- Лубянецкая е.В. Этнический экстремизм на Северном Кавказе
- Ляшенко 0.В. Феномен исторического мифотворчества как один из факторов, способствующих усилению социальной напряженности в сфере межэтнических отношений. (на примере осетино-ингушского конфликта)
- Примечания
- Мамасьян с.А. Этнокультурное содержание Военного образования
- Примечания
- Мирзаева т.А. Проблема статуса женщины в исламе
- Примечания
- Назарова е. С. Моделирование политического экстремизма: к постановке проблемы
- Примечания
- Ольшанский д.А. Национальная психология русского народа в ‘l’idйe ruse’ Владимира Соловьёва
- Примечания
- Рындина и.Н. Некоторые проблемы взаимодействия государства, церкви и интеллигенции в России
- Примечания
- Симонян л. Ю. Проблема этнической правосубъектности в современной россии
- Примечания:
- Тлюняева а.А. О некоторых аспектах проблемы беженцев
- Примечания
- Трунаева в. В. Северный Кавказ: культура русских в философском и социологическом аспектах
- Шишканова а.В. Роль русского языка в историческом диалоге народов и культур
- Примечания
- Ягьяева м.А. Религия в современном межэтническом диалоге
- Часть IV. Альтернативы
- Эволюция идеи войны в культуре
- Сухоруков а.В. Высшая мера социальной защиты: «за» и «против»
- Труфанова а. А. Социально-психологические методы коррекции деформации «временной перспективы» личности.
- Примечания
- Часть V. Сведения об авторах