Айдемиров н. Г. Ислам и межэтнические отношения
Проблема межэтнических отношений сложна и многоаспектна. В современных условиях она приобретает особую значимость актуальность. Раскрытие различных аспектов межэтнических отношений имеет большое практическое значение как в процессе работы со студентами, так и в беседах различных форм с населением.
В данном сообщении авторы берут только один аспект межэтнических отношений, а именно: как исламская религия относится к отношениям между народами.
В священных писаниях, которые являются источником вероучения той или иной религии, отражены практически все стороны межэтнических отношений своего времени: экономические, политические, этические, культурные, религиозные и многие другие.
В священном писании мусульман, в Коране вопросы межэтнических отношений посвящено несколько актов (стихов). Один из них запрещает брать друзей среди неверных, хватать и убивать неверных, делает очень важную оговорку: «кроме тех, которые связаны с народом, между которым и вами есть союз...» (подчеркнуто мною – Н. А.) – (4:92 (90), т.е. Мухаммад отдает предпочтение не вере, а союзу. Второй важный момент: Коран запрещает верующему убивать верующего, к какому народу он не принадлежал. Согласно исламской религии христиане и иудеи являются последователями единого бога и «людьми священного писания». «Не следует верующему убивать верующего, разве только по ошибке. А кто убьет верующего по ошибке, то – освобождение верующего раба и пеня, вручаемая его семье... А если он из народа, между которым и вами договор (подчеркнуто мною – Н.А.), то пеня вручается его семье и освобождает верующего раба...». (4:91 (92)
Арабский историк 1Х в. Яхья ибн Адам пишет по поводу мусульманского права о гарантии защиты жизни, имущества, права иноверцев, живущих в мусульманской стране: «Один из мусульман убил человека из народа священного писания. Дело судебного разбирательства было передано пророку. Посланник Аллаха сказал: «Я имею преимущественное право выполнить обязательство защиты зимма (иноверца) – убитого». Потом по его приказу убийца был предан смерти.
Как уже говорилось, шариатские законы, ссылаясь на Коран и сунну, относят христиан и иудеев к категории «людей священного писания» и последователей единого бога. Иноверец и «неверный» по шариату – не синонимы. Коран признает истинность библейских пророков от Авраама, Моисея, Давида, Иисуса Христа. На этой основе шариат считает последователей христианской и иудейской религий стоящими ближе к «истинной» вере, чем язычники и огнепоклонники.
Таким образом, исламская религия, как и другие мировые религии, придает приоритет общечеловеческих начал над отдельными различиями между народами. Обратим внимание, каково же влияние исламской религии на межэтнические отношения на Северном Кавказе, в регионе традиционного распространения ислама наблюдается переплетение религиозного и этнического на уровне обыденного сознания верующего населения. Особенно с таким явлением мы сталкиваемся в горской части Чеченской Республики, Ингушетии и в некоторых районах Дагестана и Карачаево-Черкесии.
Часть верующего населения этих районов, как известно, входит в различные экстремистски настроенные мусульманские группы – ваххабизм, Кунта-Хаджи и др. Обычно эта часть свои националистические взгляды и воззрения выдают в религиозной оболочке.
Члены этих групп стремятся к обособлению от людей как неверующих, так и последователей других религиозных общин. Последователи каждого толка считают свой обряд правильным.
У членов таких общин чрезмерно развито чувство элитарности, собственного превосходства над другими верующими и, особенно, иноверующими. Они считают себя исполнителями особой важной миссии, обладателями истинной веры и горды тем, что у них есть шейх-наставник. Этим обусловлен и негативизм их к представителям других вероисповеданий.
Руководители экстремистски настроенных религиозных общин культивируют сознание исключительности и обособленности от народов других вероисповеданий. Оно закрепляется обрядами, запретами, предписаниями относительно всех сторон жизни и быта. Руководители общин на правах духовного наставника вмешиваются в личную жизнь своих членов, стремятся воспитать подрастающее поколение в духе нетерпимости к инакомыслящим, требуют соблюдение старых канонов в языке, национальных традициях, обычаях, быту.
Следует заметить и следующий фактор. Однородность национального состава в селе, слабая мобильность и, следовательно, ограниченные связи с представителями других народностей тормозят процесс преодоления национальной узости и ограниченности.
Таким образом, формы проявления этнической ограниченности, национализма многообразны: во-первых, культивирование этнической ограниченности, узости и национального эгоизма; во-вторых, восхваление, выпячивание заслуг и достоинств своей нации и пренебрежительное отношение к другим; в-третьих, культивирование и защита под видом этнических особенностей и ценностей, отживших свой век обычаев и традиций, ведущих к этнической обособленности и недоверию; в-четвертых, преувеличение роли и значения психологии и самосознания своего этноса и пренебрежительное отношение к чувствам, игнорирование этнических особенностей других народов.
- Министерство образования Российской Федерации
- Часть I. Исследовательские программы и проекты 7
- Часть II. Научные диалоги 144
- Часть III. Новые имена: теоретический семинар. 159 Руководитель – доктор философских наук, профессор н.Г.Айдемиров 159
- Часть IV. Альтернативы 228 эволюция идеи войны в культуре 228
- Часть V. Сведения об авторах 241
- Примечания
- Авксентьев в.А., Бабкин и.О., Новиков а.С. События в кендже-кулаке: локальный конфликт или часть целого?
- Примечания
- Айдемиров н. Г. Ислам и межэтнические отношения
- Аствацатурова м.А. Современные диаспоры: сложности теоретического осмысления
- Примечания
- Бабкин и.О., Майборода э.Т., Хоц а.Ю. Отношение к контртеррористической операции в Чеченской республике в массовом сознании населения Ставропольского края
- Багдасарова а.Б. Этнонациональное самосознание как феномен культуры
- Примечания
- Типы динамики этнической структуры населения северного кавказа
- Воробьев с.М., Ерохин а.М. Состояние этнополитических процессов на Ставрополье: в оценках и представлениях массового сознания
- Самооценка денежных доходов респондентов
- Ожидают улучшения материального положения
- О социально-политической и межнациональной обстановке в восточных районах Ставропольского края
- Иванова с.Ю. Мультикультурализм: идеология и социальная практика
- Примечания
- Этнология и гендерология в свете современной российской глобалистики
- Современная социоестественная и социокультурная реальность
- Глобальные идентификаторы и социальные индикаторы
- Система ментальной безопасности: социоестественный код цивилизации.
- Система цивилизационной безопаности: социокультурны код цивилизации
- Примечания
- Лукьяшко р.А. К вопросу о латинизации тюркских алфавитов
- Нахушев в.Ш. Межнациональный диалог и субъект-субъектные отношения как источники сближения народов
- Примечания
- Новикова о.С., Ерохин а.М., Бабкин и. О., Хоц а.Ю. Роль региональных элит в консолидации межэтнических отношений в местах цивилизационных разломов
- Рязанцев с.В. Интеграция этнических мигрантов в европейское общество: проблемы управления
- Факторы, стимулирующие или затрудняющие интеграции иммигрантов на рынке труда
- Примечания
- Щербина е.А. Межнациональные отношения в условиях конфликтности общества (на примере кчр)
- Часть II. Научные диалоги Авксентьев в.А., Шнюков в.В. От реактивности к аналитичности:
- Примечания
- Примечания
- Болганова и. В. Взаимосвязь геополитических и этнических процессов в современной россии
- Волошина е.А. Взаимодействие старожильческого населения и мигрантов в Краснодарском крае
- Примечания
- Головатая л.В. Воспитание толерантности - путь к миру
- Примечания
- Зинев с. Н. Феномен харизматической личности и его роль в этнических процессах
- Примечания:
- Золотова б. Х. Культура межнационального общения: сущность и содержание
- Примечания
- Кохов ю.Я. Диалог культур как фактор снижения напряженности в северо-кавказском регионе
- Примечания
- Лубянецкая е.В. Этнический экстремизм на Северном Кавказе
- Ляшенко 0.В. Феномен исторического мифотворчества как один из факторов, способствующих усилению социальной напряженности в сфере межэтнических отношений. (на примере осетино-ингушского конфликта)
- Примечания
- Мамасьян с.А. Этнокультурное содержание Военного образования
- Примечания
- Мирзаева т.А. Проблема статуса женщины в исламе
- Примечания
- Назарова е. С. Моделирование политического экстремизма: к постановке проблемы
- Примечания
- Ольшанский д.А. Национальная психология русского народа в ‘l’idйe ruse’ Владимира Соловьёва
- Примечания
- Рындина и.Н. Некоторые проблемы взаимодействия государства, церкви и интеллигенции в России
- Примечания
- Симонян л. Ю. Проблема этнической правосубъектности в современной россии
- Примечания:
- Тлюняева а.А. О некоторых аспектах проблемы беженцев
- Примечания
- Трунаева в. В. Северный Кавказ: культура русских в философском и социологическом аспектах
- Шишканова а.В. Роль русского языка в историческом диалоге народов и культур
- Примечания
- Ягьяева м.А. Религия в современном межэтническом диалоге
- Часть IV. Альтернативы
- Эволюция идеи войны в культуре
- Сухоруков а.В. Высшая мера социальной защиты: «за» и «против»
- Труфанова а. А. Социально-психологические методы коррекции деформации «временной перспективы» личности.
- Примечания
- Часть V. Сведения об авторах