Золотова б. Х. Культура межнационального общения: сущность и содержание
Культура межнационального общения – это фактор, способствующий развитию национальных отношений в прогрессивном направлении. В литературе ранее культура межнационального общения характеризовалась как «целостная сила в различных духовных и поведенческих компонентах» (1). В принципе, такое утверждение хотя и является правильным, но вместе с тем видно, что оно слишком общее и конкретно не выражает основное содержание и специфику данного явления. В СССР культура межнационального общения определяется как «глубокое изучение интернационального опыта хозяйственного и культурного строительства, накопленного народами СССР и других социалистических стран, взаимное уважение и взаимопомощь представлений различных наций и народностей» (2).
Некоторыми авторами не берется во внимание то, что культура межнационального общения обозначает качественное состояние степени моральности в общении людей различных национальностей. В связи с этим представляется неверным сведение его к общественным и личным контактам «людей различных национальностей в трудовой, общественно-политической, культурно-познавательной и семейно-бытовой сферах жизнедеятельности…» (3). Так можно характеризовать само межнациональное общение, но для объяснения его качественного состояния, данное определение является явно недостаточным.
Культура межнационального общения, как конкретизация культуры общения является частью более общего понятия культуры человеческих отношений, т.е. отношения между людьми, принадлежащими к разным нациям и народностям.
Ряд исследователей считают, что категория культуры межнационального общения совпадают с нормами культуры поведения вообще, и поэтому они являются категориями этическими. По их мнению, культура межнационального общения «проявляется, прежде всего, в уважительном, чутком, заботливом отношении к представителям других национальностей», будучи «показателем духовного развития личности и других социальных субъектов, высокого уровня усвоения ими этнических ценностей интернационализма и поведения в системе национальных отношений» (4).
В этих определениях нет полного отражения сущности понятия культуры межнационального общения, определяющий систему социальных и социально-политических отношений общества.
М.С. Джунусов под культурой межнационального общения имеет в виду «умение вести себя в межличностном контакте людей различных национальностей в духе уважения к языку, быту, традициям других национальностей, не навязывать стиль семейного быта, обычаи, нравы своей нации как стандарт, как образец для других наций» (5).
По нашему мнению, культура межнационального общения есть умение вести диалог с представителями другой национальности, соблюдая при этом деликатность, такт, проявляя уважительное отношение к языку, быту, истории, традициям, обычаям, нравам и другим национальным ценностям партнера по общению. Она предполагает так же определенный уровень взаимного понимания общающихся сторон и, прежде всего, интересов друг друга.
Культура межнационального общения характеризует собой такой уровень духовного контакта людей разных национальностей, высота которого выражает степень развития в данное время дружбы народов как высшей стадии прогресса в сфере межнациональных отношений. Из этого следует, что явления культуры межнационального общения и дружба народов, по сути, находятся между собой во взаимном соответствии. Или говоря иначе, следует сказать, что если в объективном плане культуре межнационального общения соответствует дружба народов, то в субъективном, наоборот, - дружбе народов соответствует культура межнационального общения.
Культура межнационального общения неразрывно связана с утверждением в поведении людей отношений равенства и справедливости. Она представляет собой систему взглядов и норм поведения, соответствующих отношениям между нациями, народностями, предполагает высокий уровень развития интернационалистского сознания и поведения.
История показала, что нации и народности не могут функционировать, не имея контактов друг с другом, не обмениваясь между собой никаким опытом. Исторически нации, народности всегда стремились обобщать лучшие черты и формы межнациональных отношений, критически оценивать и осуждать отклонения от норм, неправильное поведение в обществе и т.д. В целом на протяжении многих столетий формировались общечеловеческие нормы взаимоотношений и культуры общения между людьми различных этнических групп.
Процесс формирования культуры межнационального общения – это не только усвоение знаний о принципах межнационального общения, но и сложный процесс превращения общественных требований в устойчивые привычки, в повседневную норму поведения, когда человек приобретает такие качества, как уважительное отношение к культуре, языку и традициям других национальностей, непримиримость к любым проявлениям расизма и шовинизма и т.д.
Надо отметить, что знание принципов интернационализма в целом не может не способствовать нравственному прогрессу личности. Из этого следует – задача состоит в том, чтобы эти знания превратились в убеждение, а последнее - в практические действия.
Знания принципов, идей интернационализма становятся убеждениями лишь в том случае, когда, во-первых, проходят через процесс самостоятельного мышления человека, во-вторых, выражает уверенность в правоте и жизненных принципах интернационализма, в третьих, становятся нравственной формой, неотъемлемой чертой духовного облика.
- Министерство образования Российской Федерации
- Часть I. Исследовательские программы и проекты 7
- Часть II. Научные диалоги 144
- Часть III. Новые имена: теоретический семинар. 159 Руководитель – доктор философских наук, профессор н.Г.Айдемиров 159
- Часть IV. Альтернативы 228 эволюция идеи войны в культуре 228
- Часть V. Сведения об авторах 241
- Примечания
- Авксентьев в.А., Бабкин и.О., Новиков а.С. События в кендже-кулаке: локальный конфликт или часть целого?
- Примечания
- Айдемиров н. Г. Ислам и межэтнические отношения
- Аствацатурова м.А. Современные диаспоры: сложности теоретического осмысления
- Примечания
- Бабкин и.О., Майборода э.Т., Хоц а.Ю. Отношение к контртеррористической операции в Чеченской республике в массовом сознании населения Ставропольского края
- Багдасарова а.Б. Этнонациональное самосознание как феномен культуры
- Примечания
- Типы динамики этнической структуры населения северного кавказа
- Воробьев с.М., Ерохин а.М. Состояние этнополитических процессов на Ставрополье: в оценках и представлениях массового сознания
- Самооценка денежных доходов респондентов
- Ожидают улучшения материального положения
- О социально-политической и межнациональной обстановке в восточных районах Ставропольского края
- Иванова с.Ю. Мультикультурализм: идеология и социальная практика
- Примечания
- Этнология и гендерология в свете современной российской глобалистики
- Современная социоестественная и социокультурная реальность
- Глобальные идентификаторы и социальные индикаторы
- Система ментальной безопасности: социоестественный код цивилизации.
- Система цивилизационной безопаности: социокультурны код цивилизации
- Примечания
- Лукьяшко р.А. К вопросу о латинизации тюркских алфавитов
- Нахушев в.Ш. Межнациональный диалог и субъект-субъектные отношения как источники сближения народов
- Примечания
- Новикова о.С., Ерохин а.М., Бабкин и. О., Хоц а.Ю. Роль региональных элит в консолидации межэтнических отношений в местах цивилизационных разломов
- Рязанцев с.В. Интеграция этнических мигрантов в европейское общество: проблемы управления
- Факторы, стимулирующие или затрудняющие интеграции иммигрантов на рынке труда
- Примечания
- Щербина е.А. Межнациональные отношения в условиях конфликтности общества (на примере кчр)
- Часть II. Научные диалоги Авксентьев в.А., Шнюков в.В. От реактивности к аналитичности:
- Примечания
- Примечания
- Болганова и. В. Взаимосвязь геополитических и этнических процессов в современной россии
- Волошина е.А. Взаимодействие старожильческого населения и мигрантов в Краснодарском крае
- Примечания
- Головатая л.В. Воспитание толерантности - путь к миру
- Примечания
- Зинев с. Н. Феномен харизматической личности и его роль в этнических процессах
- Примечания:
- Золотова б. Х. Культура межнационального общения: сущность и содержание
- Примечания
- Кохов ю.Я. Диалог культур как фактор снижения напряженности в северо-кавказском регионе
- Примечания
- Лубянецкая е.В. Этнический экстремизм на Северном Кавказе
- Ляшенко 0.В. Феномен исторического мифотворчества как один из факторов, способствующих усилению социальной напряженности в сфере межэтнических отношений. (на примере осетино-ингушского конфликта)
- Примечания
- Мамасьян с.А. Этнокультурное содержание Военного образования
- Примечания
- Мирзаева т.А. Проблема статуса женщины в исламе
- Примечания
- Назарова е. С. Моделирование политического экстремизма: к постановке проблемы
- Примечания
- Ольшанский д.А. Национальная психология русского народа в ‘l’idйe ruse’ Владимира Соловьёва
- Примечания
- Рындина и.Н. Некоторые проблемы взаимодействия государства, церкви и интеллигенции в России
- Примечания
- Симонян л. Ю. Проблема этнической правосубъектности в современной россии
- Примечания:
- Тлюняева а.А. О некоторых аспектах проблемы беженцев
- Примечания
- Трунаева в. В. Северный Кавказ: культура русских в философском и социологическом аспектах
- Шишканова а.В. Роль русского языка в историческом диалоге народов и культур
- Примечания
- Ягьяева м.А. Религия в современном межэтническом диалоге
- Часть IV. Альтернативы
- Эволюция идеи войны в культуре
- Сухоруков а.В. Высшая мера социальной защиты: «за» и «против»
- Труфанова а. А. Социально-психологические методы коррекции деформации «временной перспективы» личности.
- Примечания
- Часть V. Сведения об авторах