logo search
Этнические проблемы современности (вып

Айдемиров н. Г. Ислам и межэтнические отношения

Проблема межэтнических отношений сложна и многоаспектна. В современных условиях она приобретает особую значимость актуальность. Раскрытие различных аспектов межэтнических отношений имеет большое практическое значение как в процессе работы со студентами, так и в беседах различных форм с населением.

В данном сообщении авторы берут только один аспект межэтнических отношений, а именно: как исламская религия относится к отношениям между народами.

В священных писаниях, которые являются источником вероучения той или иной религии, отражены практически все стороны межэтнических отношений своего времени: экономические, политические, этические, культурные, религиозные и многие другие.

В священном писании мусульман, в Коране вопросы межэтнических отношений посвящено несколько актов (стихов). Один из них запрещает брать друзей среди неверных, хватать и убивать неверных, делает очень важную оговорку: «кроме тех, которые связаны с народом, между которым и вами есть союз...» (подчеркнуто мною – Н. А.) – (4:92 (90), т.е. Мухаммад отдает предпочтение не вере, а союзу. Второй важный момент: Коран запрещает верующему убивать верующего, к какому народу он не принадлежал. Согласно исламской религии христиане и иудеи являются последователями единого бога и «людьми священного писания». «Не следует верующему убивать верующего, разве только по ошибке. А кто убьет верующего по ошибке, то – освобождение верующего раба и пеня, вручаемая его семье... А если он из народа, между которым и вами договор (подчеркнуто мною – Н.А.), то пеня вручается его семье и освобождает верующего раба...». (4:91 (92)

Арабский историк 1Х в. Яхья ибн Адам пишет по поводу мусульманского права о гарантии защиты жизни, имущества, права иноверцев, живущих в мусульманской стране: «Один из мусульман убил человека из народа священного писания. Дело судебного разбирательства было передано пророку. Посланник Аллаха сказал: «Я имею преимущественное право выполнить обязательство защиты зимма (иноверца) – убитого». Потом по его приказу убийца был предан смерти.

Как уже говорилось, шариатские законы, ссылаясь на Коран и сунну, относят христиан и иудеев к категории «людей священного писания» и последователей единого бога. Иноверец и «неверный» по шариату – не синонимы. Коран признает истинность библейских пророков от Авраама, Моисея, Давида, Иисуса Христа. На этой основе шариат считает последователей христианской и иудейской религий стоящими ближе к «истинной» вере, чем язычники и огнепоклонники.

Таким образом, исламская религия, как и другие мировые религии, придает приоритет общечеловеческих начал над отдельными различиями между народами. Обратим внимание, каково же влияние исламской религии на межэтнические отношения на Северном Кавказе, в регионе традиционного распространения ислама наблюдается переплетение религиозного и этнического на уровне обыденного сознания верующего населения. Особенно с таким явлением мы сталкиваемся в горской части Чеченской Республики, Ингушетии и в некоторых районах Дагестана и Карачаево-Черкесии.

Часть верующего населения этих районов, как известно, входит в различные экстремистски настроенные мусульманские группы – ваххабизм, Кунта-Хаджи и др. Обычно эта часть свои националистические взгляды и воззрения выдают в религиозной оболочке.

Члены этих групп стремятся к обособлению от людей как неверующих, так и последователей других религиозных общин. Последователи каждого толка считают свой обряд правильным.

У членов таких общин чрезмерно развито чувство элитарности, собственного превосходства над другими верующими и, особенно, иноверующими. Они считают себя исполнителями особой важной миссии, обладателями истинной веры и горды тем, что у них есть шейх-наставник. Этим обусловлен и негативизм их к представителям других вероисповеданий.

Руководители экстремистски настроенных религиозных общин культивируют сознание исключительности и обособленности от народов других вероисповеданий. Оно закрепляется обрядами, запретами, предписаниями относительно всех сторон жизни и быта. Руководители общин на правах духовного наставника вмешиваются в личную жизнь своих членов, стремятся воспитать подрастающее поколение в духе нетерпимости к инакомыслящим, требуют соблюдение старых канонов в языке, национальных традициях, обычаях, быту.

Следует заметить и следующий фактор. Однородность национального состава в селе, слабая мобильность и, следовательно, ограниченные связи с представителями других народностей тормозят процесс преодоления национальной узости и ограниченности.

Таким образом, формы проявления этнической ограниченности, национализма многообразны: во-первых, культивирование этнической ограниченности, узости и национального эгоизма; во-вторых, восхваление, выпячивание заслуг и достоинств своей нации и пренебрежительное отношение к другим; в-третьих, культивирование и защита под видом этнических особенностей и ценностей, отживших свой век обычаев и традиций, ведущих к этнической обособленности и недоверию; в-четвертых, преувеличение роли и значения психологии и самосознания своего этноса и пренебрежительное отношение к чувствам, игнорирование этнических особенностей других народов.