Ягьяева м.А. Религия в современном межэтническом диалоге
Представители теологии и религиозной философии сформулировали ряд концепций, доказывающих, что религия на протяжении всей истории человеческого общества стимулировала развитие культуры, являлась носителем культуры, играла культуротворческую функцию, поскольку только религиозные ценности имеют непреходящий характер. Религия является объективно обусловленным, исторически закономерным элементом духовной культуры общества, содержание которого всегда соответствует определенному состоянию общества в целом. Вся история духовной культуры свидетельствует о том, что религия становится не только формой отражения действительности, выражением ее состояния и основных характеристик, но, что не менее важно, выступает в качестве регулятива социальной активности личности. Религиозное мировоззрение посредством своей системы ценности регулирует, нормирует поведение человека. Создавая свою картину мира, по-своему объясняя социальную действительность, религиозное сознание вырабатывает моральные нормы, политические, идеологические ориентации, предполагает свое решение вопроса отношение индивида к окружающему миру. Тем самым оно активно регулирует поведение людей.
Роль религиозных регулятивов изменяется по мере развития культуры и ее отдельных элементов, а также тех социальных субъектов, которые действуют в соответствии с вытыкающими из религии нормативами. Этим и определяется важная роль религии: как феномен культуры она осуществляет регулирующую функцию, содержание которой обусловлено конкретным характером развивающегося общества.
Религия является объективно обусловленным, исторически закономерным элементом духовной культуры общества, содержание которого всегда соответствует определенному состоянию общества в целом. Основанием духовной культуры определенного типа являются материальные условия, материальное производство, то есть материальная культура в ее целостности. Содержание и структура духовной культуры, функции отдельных ее элементов определяются уровнем развития материального производства и характером производственных отношений. Этим можно объяснить то, почему в разные исторические эпохи в сфере духовной культуры преобладают те или иные мировоззренческие формы. То есть возникновение и воспроизводство религиозного сознания детерминируются, прежде всего, состоянием материальной базы общества.
Сегодняшний религиозный ренессанс характерен проявлением массового сознания, в котором превалирует смешение невежества, утраты навыков сакрального познания и стремления осмыслить себя субъектами национально-культурных традиций, обрести некогда утраченные ценности. Обострение религиозного чувства, активизация религиозного поведения являются защитной реакцией на те трудности, которые общество и индивиды переживают в ходе переходного периода. В основе роста религиозности людей лежат не вероискательские, мировоззренческие мотивы, а чувство самосохранения, национальные чувства, основанные на культуре этноса, его исторически сложившихся традиций.
Из всех проблем, вставших перед народами современной России, межнациональные и межконфессиональные представляются самыми острыми и деликатными: они затрагивают наиболее чувствительные струны человеческой души. Здесь люди чаще всего наименее объективны. В этом случае на них, скорее всего, влияет последняя по времени информация,»коллективное бессознательное».
Взаимодействие этноса, культуры и религии,всегда динамичное,противоречивое, в условиях коренных качественных изменений приобретает, как правило, не однозначные формы проявления, оказывает определяющее воздействие на все стороны общественной жизни.
Исторически сложившаяся устойчивая взаимосвязь между определенными этносами и конфессиями наложила глубокий отпечаток на духовный облик и национальную культуру соответствующих этносов.
В большом временном и массовом масштабе межэтнические отношения - это сосуществование, сожительство, соперничество, сотрудничество, взаимообмен широким спектром материальных и духовных ценностей, диалог культур этноциональных общностей, проживающих на одной или на соседних территориях.
На состояние и динамику межнациональных отношений существенное влияние оказывает религиозный фактор. В сфере межнациональных отношений он проявляется в виде исторически сложившихся этноконфенссиональных взаимосвязей, взаимоотношений между конфессиями, связанными с определенными этносами и претендующими на национальное представительство, деятельности религиозных организаций и служителей культа, апелляций к религии и религиозной аргументации в деятельности конфессионально ориентированных политических партий, общественных движений и их лидеров, а также в религиозной мотивации поведения масс верующих и отдельных представителей этнонациональных общин в различных сферах общественной жизни и конкретных жизненных ситуациях. Это воздействие усиливается. Когда различные политические силы и новые этнические элиты пытаются использовать религию для этнополитической мобилизации масс.
Исторически сложившаяся устойчивая взаимосвязь между определенными этносами и конфессиями наложила глубокий отпечаток на духовный облик и национальную культуру соответветствующих этносов. Такова роль православия в этнической истории и культуре русских, ислама (ногайцев, карачаевцев, абазинцев), католицизма (поляков, немцев) и т.д. В общественном и индивидуальном сознании это нередко приводит к сближению или даже отождествлению национальной и конфессиональной принадлежности.
Религиозное мировоззрение посредством своей системы ценностей регулирует, нормирует поведение человека. Создавая свою картину мира, по-своему объясняя социальную действительность, религиозное сознание вырабатывает моральные нормы, политические, идеологические ориентации, предполагает свое решение вопроса отношения индивида к окружающему миру. Тем самым оно активно регулирует поведение людей.
Роль религиозных регулятивов изменяется по мере социальных субъектов, которые действуют в соответствии с вытекающими из религии нормативами. Этим и определяется важная роль религии: как феномен культуры она осуществляет регулирующую функцию, содержание которой обусловлено конкретным характером развивающегося общества.
В то же время нужно учитывать наличие этносегрирующей функции религии, возможность возникновения ситуаций, когда традиции национальной и религиозной неприязни и былой вражды подпитывают друг друга, обостряя, казалось бы, уже изжитые межэтнические противоречия.
Вместе с тем, и этнический, и религиозный факторы в большинстве случаев не выступают первопричиной обострения межэтнических отношений. Причины, как правило, лежат глубже – в социально-экономической сфере, неравенство экономического положения и жизненных условий различных этнонациональных групп, несовпадении их интересов в историческом наследии политического и военного противоборства за обладание территориями. Ресурсами и т.д. Среди этих причин – прошлые и нынешние ошибки правителей и политиков, развернувшаяся в процессе социально-экономического переустройства России в 90-х гг. прошедшего столетия. Обращения к национальному сознанию служат в этих случаях средством этнополитической мобилизации масс для достижения вполне определенных целей.
В связи с этим предлагается следующее:
- учитывать реально существующие взаимосвязи жизни этносов и их религий, поддерживать миротворческую деятельность всех традиционных для региона вероисповеданий, усилия религиозных организаций, направленные на межэтническое согласие на Северном Кавказе;
- стимулировать бережное отношение учреждений культуры к традиционным для региона верованиям, их философскому, этническому и нравственному наследию;
- противостоять духовной агрессии отдельных религиозных групп, нарушающих государственное законодательство, наносящих вред духовному состоянию общества.
- Министерство образования Российской Федерации
- Часть I. Исследовательские программы и проекты 7
- Часть II. Научные диалоги 144
- Часть III. Новые имена: теоретический семинар. 159 Руководитель – доктор философских наук, профессор н.Г.Айдемиров 159
- Часть IV. Альтернативы 228 эволюция идеи войны в культуре 228
- Часть V. Сведения об авторах 241
- Примечания
- Авксентьев в.А., Бабкин и.О., Новиков а.С. События в кендже-кулаке: локальный конфликт или часть целого?
- Примечания
- Айдемиров н. Г. Ислам и межэтнические отношения
- Аствацатурова м.А. Современные диаспоры: сложности теоретического осмысления
- Примечания
- Бабкин и.О., Майборода э.Т., Хоц а.Ю. Отношение к контртеррористической операции в Чеченской республике в массовом сознании населения Ставропольского края
- Багдасарова а.Б. Этнонациональное самосознание как феномен культуры
- Примечания
- Типы динамики этнической структуры населения северного кавказа
- Воробьев с.М., Ерохин а.М. Состояние этнополитических процессов на Ставрополье: в оценках и представлениях массового сознания
- Самооценка денежных доходов респондентов
- Ожидают улучшения материального положения
- О социально-политической и межнациональной обстановке в восточных районах Ставропольского края
- Иванова с.Ю. Мультикультурализм: идеология и социальная практика
- Примечания
- Этнология и гендерология в свете современной российской глобалистики
- Современная социоестественная и социокультурная реальность
- Глобальные идентификаторы и социальные индикаторы
- Система ментальной безопасности: социоестественный код цивилизации.
- Система цивилизационной безопаности: социокультурны код цивилизации
- Примечания
- Лукьяшко р.А. К вопросу о латинизации тюркских алфавитов
- Нахушев в.Ш. Межнациональный диалог и субъект-субъектные отношения как источники сближения народов
- Примечания
- Новикова о.С., Ерохин а.М., Бабкин и. О., Хоц а.Ю. Роль региональных элит в консолидации межэтнических отношений в местах цивилизационных разломов
- Рязанцев с.В. Интеграция этнических мигрантов в европейское общество: проблемы управления
- Факторы, стимулирующие или затрудняющие интеграции иммигрантов на рынке труда
- Примечания
- Щербина е.А. Межнациональные отношения в условиях конфликтности общества (на примере кчр)
- Часть II. Научные диалоги Авксентьев в.А., Шнюков в.В. От реактивности к аналитичности:
- Примечания
- Примечания
- Болганова и. В. Взаимосвязь геополитических и этнических процессов в современной россии
- Волошина е.А. Взаимодействие старожильческого населения и мигрантов в Краснодарском крае
- Примечания
- Головатая л.В. Воспитание толерантности - путь к миру
- Примечания
- Зинев с. Н. Феномен харизматической личности и его роль в этнических процессах
- Примечания:
- Золотова б. Х. Культура межнационального общения: сущность и содержание
- Примечания
- Кохов ю.Я. Диалог культур как фактор снижения напряженности в северо-кавказском регионе
- Примечания
- Лубянецкая е.В. Этнический экстремизм на Северном Кавказе
- Ляшенко 0.В. Феномен исторического мифотворчества как один из факторов, способствующих усилению социальной напряженности в сфере межэтнических отношений. (на примере осетино-ингушского конфликта)
- Примечания
- Мамасьян с.А. Этнокультурное содержание Военного образования
- Примечания
- Мирзаева т.А. Проблема статуса женщины в исламе
- Примечания
- Назарова е. С. Моделирование политического экстремизма: к постановке проблемы
- Примечания
- Ольшанский д.А. Национальная психология русского народа в ‘l’idйe ruse’ Владимира Соловьёва
- Примечания
- Рындина и.Н. Некоторые проблемы взаимодействия государства, церкви и интеллигенции в России
- Примечания
- Симонян л. Ю. Проблема этнической правосубъектности в современной россии
- Примечания:
- Тлюняева а.А. О некоторых аспектах проблемы беженцев
- Примечания
- Трунаева в. В. Северный Кавказ: культура русских в философском и социологическом аспектах
- Шишканова а.В. Роль русского языка в историческом диалоге народов и культур
- Примечания
- Ягьяева м.А. Религия в современном межэтническом диалоге
- Часть IV. Альтернативы
- Эволюция идеи войны в культуре
- Сухоруков а.В. Высшая мера социальной защиты: «за» и «против»
- Труфанова а. А. Социально-психологические методы коррекции деформации «временной перспективы» личности.
- Примечания
- Часть V. Сведения об авторах