Эволюция идеи войны в культуре
Идея - одна из наиболее сложных философских категорий, раскрывающих глубинные основы существования и смысла широкого круга явлений. Идеи, развивающие культуру, участвующие в становлении человечества, возникают из желания объяснить мир и сделать его более совершенным. В направлении реализации этого главного духовно-практического значения идеи открывается перспектива ее теоретико-культурологического анализа.
По происхождению идея войны конкретно исторична. Первыми ее культурными формами были мифологическая и религиозная идеи войны. Утверждение в массовом сознании мифологической и религиозной идей войны происходило в ситуации, для которой было характерно господство сверхестественного объяснения естественных явлений. В силу этого опыт войн не мог получить должного осмысления, исходя из природных и социальных причин. Война связывалась с действиями определенных богов и по сути субстанционализировалась.
Рождение философской идеи войны произошло в процессе дальнейшего духовного и практического развития человечества. Новый опыт войн и возросшие возможности человека в оценке реальности способствовали появлению первоначальных философских представлений о войне и об ее идее.
Философская идея войны возникла в процессе философского осмысления мира, оформления философской картины мира, рождения фундаментальных философских идей -бытия, развития, противоречивости и т.п. Связь с данными идеями определила место и роль идеи войны в культуре. Наиболее общий смысл, привносимый идеей войны в культуру, был заключен в определении войны как начала, активно преобразующего мир.
В философии с самых древних времен производящее начало войны стало рассматриваться в дихотомии «природное - общественное», указывающей на два новых, не характерных для мифологических и религиозных представлений, источника активности войны. Данная дифференциация во многом определила тот факт, что философская идея войны как феномен культуры появляется одновременно в двух противоположных по смысловому содержанию видах - идее онтологизации и идее функционализации войны.
Идея онтологизации войны, связывая войну с природным производящим началом, неподвластным человеку, ориентирует культуру на необходимость социального творчества с учетом постоянства существования института войны. Данной идеей начинает созидаться тип культуры, для которого стало характерно придание войне статуса субстанционального явления, представление ее в связи с фундаментальной противоречивостью мира вообще, с объективной конфронтационностью биологических и социальных отношений, с атрибутивной агрессивностью свойств человеческой натуры.
Идея функционализации войны связывает войну с социальной активностью человека, его деятельностью по преобразованию и обновлению мира, а главное - предполагает наличие у людей определенной свободы в отношении производства войны.
Идеей войны (в обоих ее видах), с одной стороны, констатируется конфронтационная основа социальной жизни, с другой стороны, определяется возможность изменения данной основы. В идее феномен войны предстает не только как состояние высшей степени конфрон-тационных отношений, но и как насилие, используемое с надеждой изменить характер этих отношений, социально обновить мир.
Конфронтационный характер социальных отношений, передаваемый идеей войны, отражается в наиболее типичных формах массового сознания - милитаристском, пацифистском, оборонном.
Милитаристское сознание, абсолютизируя отношения «друг - враг», построено на уверенности в войне как универсальном средстве социального обновления. Духовной основой милитаристского сознания выступает идея онтологизации войны. Данной идеей задается видение мира, в котором военное насилие субстанциализируется и становится безусловно леги-тимным.
Пацифистское сознание имеет различное идейное содержание.
Пацифизм, ограничивающий борьбу против войны исключительно словесным возмущением ею исходит из идеи онтологизации войны. Несмотря на известную ограниченность, пацифизм такого вида является реальной формой миротворчества, при которой состояние мира рассматривается как объективный результат войны. Пацифистское сознание, имеющее в своих истоках идею онтологизации войны, не замыкается исключительно в духовной сфере. Оно оказывает влияние на практическую жизнь человечества формированием мировоззренческой установки на защиту мира как результата войны, исходя из неизбежности последней, на приоритет ценностей миролюбия, обеспечиваемого военно-силовыми средствами.
Иной идейный фундамент пацифистского сознания рождает иную форму пацифизма. Возникновение пацифистского сознания на основе идеи функционализации войны привело к развитию практики пацифизма. Осознание того обстоятельства, что при реализации данной идеи человек получает не только свободу слова, осуждающего войну, но и возможность практического выбора в вопросах войны и мира, оказало влияние на переход от отдельных действий в защиту мира к массовому пацифистскому движению. Появились новые формы миротворчества (массовые антивоенные манифестации, определенные официальные политико-правовые действия, направленные против войны), позволившие усилить борьбу против войны за счет сближения позиций общественного и так называемого официального пацифизма.
Изменилась ли культура миротворчества с утверждением в жизни новой идейной основы пацифизма?
Пацифизм, идейной основой которого явилась идея онтологизации войны, исторически развивался при доминировании в межгосударственых отношениях агрессии и как следствие этого - преобладании в политической культуре агрессивного сознания.
Пацифизм, исходящий из идеи функционализации войны, предполагает для своего развития такие общественные изменения, при которых возникает реальное противостояние, с одной стороны, духовности, основанной на агрессивном сознании, с другой стороны, духовности, сформированной оборонным сознанием. Альтернатива «агрессивное - оборонное» характерна для доядерной эпохи. С появлением оружия массового уничтожения постепенно меняется соотношение агрессивной и оборонной составляющих в массовом сознании. В связи с реально обозначившейся угрозой самому существованию человечества оборонное сознание становится доминирующим. Нужно признать, что миротворчество, реализуемое в условиях доминирования оборонного сознания, предполагает большую в сравнении с предшествующим историческим этапом развития (при преобладании агрессивного сознания) стабильность мира, но не исключает насилия из механизма его поддержания.
В условиях, когда сфера социальных значений войны начала заметно сужаться, идея функционализации войны становится духовной основой нового пацифистского сознания. В нем идея войны приобретает несвойственный ей прежде антивоенный характер и направлена против войны.
Таким образом, эволюция идеи войны логически сопровождается изменениями в массовом сознании, направленными на закономерный переход от агрессивного сознания к оборонному, а от него - к антивоенному сознанию. Данная зависимость может служить основанием для важного в теоретическом и практическом отношении вывода: пацифистское сознание, культура миротворчества обусловлены как реальной социальной динамикой (в том числе изменениями в характере войны), так и эволюцией идеи войны.
- Министерство образования Российской Федерации
- Часть I. Исследовательские программы и проекты 7
- Часть II. Научные диалоги 144
- Часть III. Новые имена: теоретический семинар. 159 Руководитель – доктор философских наук, профессор н.Г.Айдемиров 159
- Часть IV. Альтернативы 228 эволюция идеи войны в культуре 228
- Часть V. Сведения об авторах 241
- Примечания
- Авксентьев в.А., Бабкин и.О., Новиков а.С. События в кендже-кулаке: локальный конфликт или часть целого?
- Примечания
- Айдемиров н. Г. Ислам и межэтнические отношения
- Аствацатурова м.А. Современные диаспоры: сложности теоретического осмысления
- Примечания
- Бабкин и.О., Майборода э.Т., Хоц а.Ю. Отношение к контртеррористической операции в Чеченской республике в массовом сознании населения Ставропольского края
- Багдасарова а.Б. Этнонациональное самосознание как феномен культуры
- Примечания
- Типы динамики этнической структуры населения северного кавказа
- Воробьев с.М., Ерохин а.М. Состояние этнополитических процессов на Ставрополье: в оценках и представлениях массового сознания
- Самооценка денежных доходов респондентов
- Ожидают улучшения материального положения
- О социально-политической и межнациональной обстановке в восточных районах Ставропольского края
- Иванова с.Ю. Мультикультурализм: идеология и социальная практика
- Примечания
- Этнология и гендерология в свете современной российской глобалистики
- Современная социоестественная и социокультурная реальность
- Глобальные идентификаторы и социальные индикаторы
- Система ментальной безопасности: социоестественный код цивилизации.
- Система цивилизационной безопаности: социокультурны код цивилизации
- Примечания
- Лукьяшко р.А. К вопросу о латинизации тюркских алфавитов
- Нахушев в.Ш. Межнациональный диалог и субъект-субъектные отношения как источники сближения народов
- Примечания
- Новикова о.С., Ерохин а.М., Бабкин и. О., Хоц а.Ю. Роль региональных элит в консолидации межэтнических отношений в местах цивилизационных разломов
- Рязанцев с.В. Интеграция этнических мигрантов в европейское общество: проблемы управления
- Факторы, стимулирующие или затрудняющие интеграции иммигрантов на рынке труда
- Примечания
- Щербина е.А. Межнациональные отношения в условиях конфликтности общества (на примере кчр)
- Часть II. Научные диалоги Авксентьев в.А., Шнюков в.В. От реактивности к аналитичности:
- Примечания
- Примечания
- Болганова и. В. Взаимосвязь геополитических и этнических процессов в современной россии
- Волошина е.А. Взаимодействие старожильческого населения и мигрантов в Краснодарском крае
- Примечания
- Головатая л.В. Воспитание толерантности - путь к миру
- Примечания
- Зинев с. Н. Феномен харизматической личности и его роль в этнических процессах
- Примечания:
- Золотова б. Х. Культура межнационального общения: сущность и содержание
- Примечания
- Кохов ю.Я. Диалог культур как фактор снижения напряженности в северо-кавказском регионе
- Примечания
- Лубянецкая е.В. Этнический экстремизм на Северном Кавказе
- Ляшенко 0.В. Феномен исторического мифотворчества как один из факторов, способствующих усилению социальной напряженности в сфере межэтнических отношений. (на примере осетино-ингушского конфликта)
- Примечания
- Мамасьян с.А. Этнокультурное содержание Военного образования
- Примечания
- Мирзаева т.А. Проблема статуса женщины в исламе
- Примечания
- Назарова е. С. Моделирование политического экстремизма: к постановке проблемы
- Примечания
- Ольшанский д.А. Национальная психология русского народа в ‘l’idйe ruse’ Владимира Соловьёва
- Примечания
- Рындина и.Н. Некоторые проблемы взаимодействия государства, церкви и интеллигенции в России
- Примечания
- Симонян л. Ю. Проблема этнической правосубъектности в современной россии
- Примечания:
- Тлюняева а.А. О некоторых аспектах проблемы беженцев
- Примечания
- Трунаева в. В. Северный Кавказ: культура русских в философском и социологическом аспектах
- Шишканова а.В. Роль русского языка в историческом диалоге народов и культур
- Примечания
- Ягьяева м.А. Религия в современном межэтническом диалоге
- Часть IV. Альтернативы
- Эволюция идеи войны в культуре
- Сухоруков а.В. Высшая мера социальной защиты: «за» и «против»
- Труфанова а. А. Социально-психологические методы коррекции деформации «временной перспективы» личности.
- Примечания
- Часть V. Сведения об авторах