logo search
Контр

1. Яценко е.П. Динамика культуры в странах ес

Проблема сохранения национальной культурной идентичности является одной из самых актуальных проблем, обсуждаемых в зарубежных научных публикациях. Особенно активно она рассматривается во Франции, где за последние годы вышло несколько книг по этой теме. В них исследуются история вопроса, варианты решения этой проблемы в условиях глобализации. Так, в 1999 году во Франции опубликована книга французского культуролога Ж.Фарши «Конец культурной идентичности?», где основное внимание уделено динамике развития культуры в западноевропейских странах, входящих в ЕС. Для Ж.Фарши культурная идентичность не является чем-то застывшим. По его мнению, она выстраивается на основе возникновения других культурных идентичностей. «Если выйти за рамки экономических и финансовых альянсов, – пишет Ж.Фарши, – то можно сказать, что вызов, брошенный Европе XXI века, состоит в объединении народов и в поддержке и защите культурной самобытности каждой отдельной нации». Задача, стоящая перед европейскими странами, заключается в гармонизации отношений между ними. Суть культурной идентичности сводится, по Ж.Фарши, к двум ключевым понятиям – гармонии и открытости, которые способствуют взаимопроникновению и обогащению европейских культур. Для своего исследования автор выбрал несколько тем (защита авторского права в западноевропейских странах, входящих в ЕС, расширение занятости в индустрии культуры, сохранение самобытности культур западноевропейских стран в борьбе с американским культурным влиянием, тенденции развития досуга западноевропейцев), каждой из которых посвящена отдельная глава книги. В книге приводится большое количество данных, полученных в результате социологических исследований, проведенных в западноевропейских странах по инициативе ЕС. Отличительной особенностью книги Ж.Фарши является то, что изучение динамики культуры в странах ЕС осуществляется с учетом глобализационных процессов, происходящих в современном мире в век цифровых технологий.

Трактуя понятие культурной идентичности достаточно широко, Фарши считает, что ее сохранение невозможно без решения комплексной проблемы защиты авторского права. В современном обществе с его требованием широкого доступа населения к информационным потокам возникает необходимость совершенствования ныне действующих систем в области защиты интеллектуальной собственности.

Представления об авторе как о человеке, создающем интеллектуальный продукт в одиночестве, устарели в век цифровых технологий, когда возможно скопировать и распространить музыкальные записи, текстовые материалы и графические произведения, цитировать отдельные фрагменты текста, внося в него произвольные изменения. В условиях глобализации защита интеллектуальной собственности приобретает особое значение, являясь системой гарантий и поощрений автора к созданию новых произведений. Вновь создаваемые сферы человеческой деятельности предполагает расширение юридического поля (защита различных банков данных, компьютерных программ, промышленного дизайна). Современная законодательная база должна ориентироваться на новые формы культурной продукции, передаваемой электронными СМИ.

Останавливаясь на истории вопроса, Ж.Фарши отмечает, что первым актом в области защиты авторского права стал декрет, подписанный в Венеции еще в 1544 году, согласно которому печатание любого литературного или научного труда допускалось только по письменному разрешению его автора или его ближайших наследников. Теоретическое обоснование необходимости правовой защиты творческого труда принадлежит английскому философу-просветителю Джону Локку. Согласно его теории, созданной в конце XVII века и легшей в основу английского и французского законодательств, труд, в том числе и интеллектуальный, требует не только материального вознаграждения, но и определенных правовых гарантий, которые Локк возлагает на государство. В дальнейшем идеи Д.Локка были подхвачены и развиты многими философами эпохи Просвещения. В XIX веке шел интенсивный процесс разработки законодательств западноевропейских стран, в том числе в области защиты авторского права, которое условно подразделяется на две части. Это собственно защита прав авторов и их наследников и защита прав посредников, являющихся юридическими лицами, которым авторы полностью или частично передают свои права и которые отвечают за издание и тиражирование интеллектуального продукта.

Как показывает практика, в законодательных системах США и западноевропейских стран границы авторского права физических и юридических лиц не одинаковы. Во Франции, Германии и Бельгии права авторов шире прав юридических лиц, в то время как в Великобритании и США юридические лица, наоборот, наделены большими правами, чем авторы и их наследники.

В США и странах Западной Европы продолжительность срока действия прав автора после его смерти неодинакова. Так, в США на протяжении двух столетий она выросла почти в два раза (28 лет – в 1790 году, 42 года – в 1831 году, 56 лет – в 1909 году, более 50 лет – в 1976 году). Согласно директиве, подписанной 29 октября 1993 года странами, входящими в Европейский Союз, продолжительность срока действия авторского права после смерти автора достигла в западноевропейских странах 70 лет, а смежных прав – 50 лет. После окончания этого срока произведение может использоваться в любой форме.

Защита авторского права осуществляется как на национальном, так и международном уровне. Урегулирование правовых отношений между странами происходит в соответствии с международными конвенциями: Бернской (1886 год) и Женевской (1952 год).

Бернская конвенция, появившаяся на свет более века назад, сыграла значительную роль в развитии авторского права в 119 странах, ее подписавших. В ее основе лежат три основных принципа:

1) равенство прав отечественных и зарубежных авторов;

2) независимость защиты (произведение французского автора, изданное в США, находится под защитой американского, а не французского авторского права);

3) безусловность защиты.

Женевскую конвенцию подписали 157 стран мира. В ней провозглашен принцип «минимального единого права», вступающего в действие в случаях, когда в национальных законодательствах не оговорен срок вступления в наследуемые права. В этом случае осуществляется принцип «минимального единого права», согласно которому продолжительность действия авторского права после смерти автора равна 25 годам. В случае, если страна подписала обе конвенции, то защита прав автора за рубежом осуществляется согласно Бернской конвенции, поскольку в Женевской менее детально прописаны права авторов.

В связи с бурным развитием цифровых технологий и компьютеризацией индустриально развитых стран Запада проблема защиты интеллектуальной собственности стала особо значимой. В этом кроется причина создания во многих странах мира многочисленных Обществ защиты авторского права – коммерческих организаций, занимающихся не только вопросами защиты прав авторов в сфере интеллектуальной собственности, но и совершенствованием правовых систем в этой области. Данные Общества условно подразделяются на три типа: это собственно Общества защиты авторского права, Общества защиты смежного права и, наконец, Общества защиты авторского и смежного права. На сегодняшний день, по данным ЕС, во всем мире создано 159 таких Обществ, из них только во Франции – 20. Они входят в состав Международной конфедерации обществ защиты прав авторов и композиторов (SISAS, Confederation Internationale des societes d'auteurs et compositeurs), основанной еще в 1926 году. Членами Конфедерации являются не только Общества, но и более 1 млн. лиц творческих профессий. Это авторы музыкальных, драматических, литературных произведений, а также фотографы, графики, скульпторы. Цель Конфедерации – координация действий Обществ, занимающихся защитой авторского права.

Лица творческих профессий нуждаются не только в правовой защите, но и в социальных гарантиях. В таких странах, как Финляндия, Испания и Италия до сих пор не разработаны системы социальной защиты лиц творческих профессий. Это явилось причиной того, что с 1991-го по 1993 год в Финляндии, например, число безработных в индустрии культуры выросло вдвое. Во Франции эта проблема получила свое решение благодаря принятому в 1977 году закону, гарантирующему социальные права работникам культуры, согласно которому, став безработными, писатели, композиторы, кинематографисты, телевизионщики, фотографы, получили возможность не платить налоги. При потере трудоспособности в случае получения инвалидности или ухода на пенсию по возрасту, а также находясь в отпуске по уходу за ребенком, работникам культуры выплачиваются социальные пособия. Их размер равен размеру пособий, получаемых в аналогичных случаях в других отраслях французской экономики.

С проблемой сохранения культурной идентичности опосредованно связана и проблема расширения сферы занятости в индустрии культуры, где численность работающих в сравнении с другими отраслями экономики пока остается относительно невысокой.

Сегодня в Европе насчитывается огромная армия безработных – 19 млн. человек. Создание новых рабочих мест в индустрии культуры способствовало бы решению проблемы безработицы в целом. В странах, входящих в Европейский Союз, отсутствует единая точка зрения на перспективы решения этой проблемы. Экономисты и культурологи высказываются за два возможных пути развития: создание новых рабочих мест в традиционных и перспективных отраслях индустрии культуры, связанных с использованием цифровых технологий. В 1997 году в странах ЕС в различных отраслях культуры было занято 2 млн. человек, что составило 1,2% от всего активного населения, проживающего в этой регионе.

Традиционно к индустрии культуры относятся такие области, как радио, телевидение, пресса, книгоиздание, звукозапись, кинематограф, реклама, электронные СМИ. Наряду с техническими работниками, обслуживающими зрелищные предприятия, особую категорию занятых в сфере культуры составляют лица творческих профессий. Во Франции в отличие от других западноевропейских стран, входящих в ЕС, регулярно проводятся исследования по изучению динамики роста числа занятых в различных отраслях индустрии культуры. Так, с 1985-го по 1995 год во Франции число занятых в сфере издательского дела и производства печатной продукции оставалось неизменным, тогда как в сфере производства аудиовизуальной продукции число рабочих мест выросло на 37%, а на телевидении – на 100%. Перспективно-развивающейся областью индустрии культуры является сфера досуга. Так, с 1982-го по 1990 год число новых рабочих мест в этой сфере культурной деятельности выросло на 42 тысячи человек. Открытие крупных развлекательных комплексов также позволяет расширять сферу занятости. В Париже в связи с открытием в 1992 году Диснейленда работу получили 12500 человек. Благодаря финансовой поддержке мэрий ряда французских городов, взявших на себя 50% оплаты труда служащих, занятых в сфере организации досуга, в 1993 году было создано 30 тысяч рабочих мест с частичной занятостью.

В странах, входящих в ЕС, практически не проводятся регулярные исследования по изучению материального положения работников культуры. В США же, наоборот, ситуация противоположная. Сопоставление годового дохода среднестатистического американского служащего и годового дохода среднестатистического американского работника культуры показывает, что последний получает на 10% меньше. Для поддержания своего материального положения большинство занятых в сфере культуры вынуждено совмещать основную работу, как правило, по контракту с подработкой. Так, в Великобритании только 24% работников культуры живут на доходы от своей основной деятельности. Остальные 76% подрабатывают, при этом основной заработок составляет только 46% от их бюджета. Работники культуры подрабатывают, в основном, в сфере журналистики или преподают.

В последние годы благодаря применению электронных технологий в индустрии культуры возникли новые отрасли, обслуживание которых требует специалистов, получивших новые профессии. Одной из них стала профессия веб-дизайнера, работающего в сфере кинематографа и телевидения. Если раньше монтаж фильма осуществляла целая бригада специалистов, то сегодня всю работу выполняет один человек – специалист, работающий в области моделирования электронного изображения путем создания специальных визуальных эффектов.

Применение компьютерных технологий в корне изменило специфику труда лиц творческих профессий, таких, как художник-график, дизайнер, мультипликатор, модельер. Если раньше художнику-мультипликатору приходилось прорисовывать вручную многие десятки сотен кадров будущего фильма, то сегодня, создав своих персонажей, он выстраивает сюжет фильма не на листе ватмана, а на экране дисплея, во многом сокращая временные затраты труда. Компьютерные технологии широко используются при подготовке различных рекламных роликов и музыкальных клипов на телевидении.

Говоря о возрастающем влиянии американской культурной модели на европейские культуры, Ж.Фарши связывает эту проблему с проблемой сохранения национальной культурной идентичности: «Гегемония США в сфере культуры вызвана гегемонией этой страны в геополитической, экономической и военной сферах. Культурный либерализм является отражением экономического либерализма, охватывающего все сферы человеческой деятельности. В основе этих эволюционных процессов лежит принцип, который следует принять или с которым следует бороться, когда речь идет о строительстве культурного и политического здания Европы, являющегося альтернативой либеральной американской модели». Если культурная идентичность защищается только со стороны деятелей культуры, то в таком случае она, по мнению автора, обречена на гибель. В связи с этим решение проблемы сохранения культурной идентичности только средствами культуры, по мнению Ж.Фарши, мало эффективно. Автор считает необходимым объединение усилий политиков, экономистов, культурологов, юристов, специалистов в области национальных отношений. Американскими «культурными товарами», наводнившими Европу, являются, прежде всего, компакт-диски, компьютерные программы и игры. В 1995 году в странах ЕС число проданных компакт-дисков американского производства с записями легкой и классической музыки значительно превысило число проданных компакт-дисков европейского производства. Так, на музыкальном рынке Германии было продано только 25% компакт-дисков отечественного производства, в Нидерландах эта цифра составила 21%, в Испании – 32%, в Италии – 39%, в Великобритании и Франции – 45%. В период с 1995-го по 1997 год число проданных во Франции компакт-дисков французского производства выросло на 4%. Этого удалось достичь благодаря введению специальных квот, защищающих французских товаропроизводителей. В 1995 году впервые производители компакт-дисков из стран ЕС опередили американских по числу проданных на европейском рынке фонограмм с записями современной поп-музыки.

Влияние американской культуры на западноевропейские культуры оценивается Ж.Фарши как «символ культурного империализма». В наибольшей степени оно ощущается в сфере кинопроизводства и кинопроката. Европейская киноиндустрия явно уступает американской по объемам выпускаемой кинопродукции, финансовому и техническому обеспечению. Если в 1985 году доля американской кинопродукции, демонстрировавшейся на экранах кинотеатров пятнадцати западноевропейских стран, входящих в ЕС, составила 56%, то в 1996 году она достигла уже 78%. В 1996 году на кинорынках Греции, Бельгии и Португалии доля национальной кинопродукции составила только 8%, на кинорынке Франции – 60%. Не случайно, поэтому, в греческих, бельгийских и португальских кинотеатрах идут, в основном, фильмы американского производства. С 1973-го по 1996 год объем кинопродукции США на кинорынках западноевропейских стран, входящих в ЕС, вырос на 34%. Динамика роста по годам такова: 20% в 1973 году, 35% – в 1980 году, 45% – в 1988 году, 54% – в 1996 году.

В отличие от таких областей, как кинематограф и звукозапись, где особенно заметно американское влияние, на европейском книжном рынке, в основном, представлены произведения писателей из Европы. Как правило, наиболее читаемой является национальная художественная литература. Такие страны, как Франция, Люксембург, Бельгия и Швейцария, входящие во франкофонное сообщество, имеют единый книжный рынок. Их объединяют языковая и историческая общность. Тесное сотрудничество, проявляющееся в различных сферах культуры, позволяет этим странам противостоять американскому влиянию. На книжном рынке Испании, в основном, представлена западноевропейская художественная литература. Это произведения французских, английских и немецких авторов, пользующиеся у испанских читателей наибольшей популярностью. Специалисты объясняют этот феномен демократизацией страны, ее освобождением от франкистского режима.

Завершает свою книгу Ж.Фарши главой, в которой рассматриваются тенденции развития современного досуга в западноевропейских странах, входящих в ЕС. Автор задает вопрос, как меняется досуг в условиях массовизации и демократизации культуры? Становясь доступнее более широким социальным слоям и группам населения, он ориентируется на современный «культурный рынок», где интересы потребителя определяют культурное предложение.

Сегодня западноевропейцы во все большей степени стремятся проводить свой досуг в домашних условиях. Эта тенденция, получившая свое развитие еще в 70-е годы, обусловлена, прежде всего, сокращением рабочего времени за счет увеличения свободного, которое наполняется новыми видами досуга (просмотром видеофильмов, прослушиванием аудиозаписей и лазерных дисков, компьютерными играми и т.д.). Речь идет об унификации культурного потребления, когда в разных странах смотрят одни и те же фильмы, слушают одни и те же музыкальные записи. При общем повышении жизненного уровня западноевропейцев в их семейном бюджете происходит процесс сокращения расходов на предметы первой необходимости (продукты питания, одежду, оплату жилья) за счет увеличения расходов на поддержание здоровья и культурно-досуговую деятельность.

Проведение современного досуга требует значительных финансовых средств, расходуемых на покупку новой аудио– и видеоаппаратуры, персональных компьютеров и игровых приставок. Так, из 170 млрд. франков, потраченных французами в 1994 году на проведение досуга, 75% всех семейных расходов пришлось на приобретение новой техники, связанной с использованием цифровых технологий. Это так называемые новые «культурные товары», без которых невозможно развитие современных видов досуга.

Самым популярным досуговым времяпрепровождением во всех западноевропейских странах остается просмотр телепередач. Транслирование телевизионных программ идет не с помощью традиционных аналоговых сигналов, а благодаря цифровому кодированию. Использование цифровых технологий позволяет увеличить не только количество передающих каналов, но и обеспечить высокое качество изображения. В США трансляция цифрового изображения осуществляется через спутники уже с 1994 года. В Европе эта новинка только входит в обиход. В скором времени и у кабельного телевидения будет также цифровое изображение. Американские семьи в значительно большей степени оснащены телевизорами, чем западноевропейские и японские.

Так, в американских семьях в 1996 году насчитывалось 95 млн. телевизоров, в японских – только 40 млн. и более 20 млн. во Франции. Популярность телевидения как одного из видов проведения досуга обеспечивается большим выбором предлагаемых телезрителям программ. Самый высокий рейтинг у художественных и фантастических фильмов. По данным социологических исследований, проведенных ЕС в 1995 году, среди западноевропейских стран Германия стала лидером по числу демонстрировавшихся в течение года телевизионных художественных фильмов, как немецкого, так и зарубежного производства. Падение посещаемости кинотеатров сопровождается увеличением времени, проводимого у телеэкранов. В последние годы особой популярностью у западноевропейцев пользуются программы коммерческого и кабельного телевидения. По данным ЕС, в 1993 году французы затратили 4 млрд. франков на покупку билетов в кинотеатры, в то время как на приобретение новой аудио– и видеоаппаратуры для проведения досуга в домашних условиях они израсходовали 60 млрд. франков – значительную сумму, которая, по их мнению, является вполне оправданной.

Второе место в рейтинге приоритетных досуговых занятий занимает прослушивание радиопередач, как информационных, так и музыкальных. Сегодня музыкальные записи прослушиваются не только дома, но и в автомобиле по пути на работу и обратно.

Использование цифровых технологий дает новые перспективы в сфере проведения досуга. Появилась возможность создать у себя дома настоящую студию звукозаписи и выступить одновременно в роли композитора, исполнителя и инженера звука.

С помощью персонального компьютера и видеокамеры непрофессионал может самостоятельно снять фильм, поскольку в его распоряжении появилась такая техническая новинка, как CD-Rom.

Досуговая деятельность по интересам в домашних условиях, вызванная прежде всего экономическими причинами, требует даже при наличии дорогостоящей аудио и видеоаппаратуры, спутникового и кабельного телевидения меньших финансовых затрат, чем проведение досуга вне дома.