Договор с клиентом. Защита прав клиента.
Цель социального работника состоит в том, чтобы помочь клиенту в этих обстоятельствах.
При заключении контрактов используют следующие принципы.
1. Потребности клиента имеют приоритетное значение, являются основанием для заключения контракта;
2. Социальный работник несет ответственность за оказание помощи клиенту.
3. Социальный работник несет ответственность за обслуживание, разъяснение возможностей социальных служб в оказании поддержки.
4. Контракт должен быть сформулирован так, чтобы клиент мог получить достаточно большой выбор средств и ресурсов для решения своих целей и задач, и быть ясным для ограничения выбора касательно тем и проблем, не входящих в функции социальных служб.
5. При заключении контракта используют принцип последовательного структурирования. При котором клиенты постепенно, по мере решения отдельных задач, расширяют область проблем, требующих вмешательства со стороны социального работника.
6. Контракт должен отражать специфику работы социальных служб, и быть достаточно гибким, чтобы приспособиться к непредвиденным обстоятельствам клиента или членов его семьи. Некоторые вопросы могут быть сформулированы как гипотетические, требующие исследования в процессе терапевтического контакта.
Общая модель действий социального работника в индивидуальной работе со случаем может быть представлена в следующем виде:
1-я стадия: Установление первичной связи и потребности клиента в изменениях (начальная стадия процесса). Важным элементом в первичном контакте являются отношения. Проявление сердечности, сочувствия со стороны социального работника позволяет установить необходимые отношения.
2-я стадия: Исследование и разъяснение проблемы. На этой стадии клиент должен продолжать испытывать со стороны социального работника сочувствие, внимательность, сердечность. Может возникнуть сопротивление со стороны клиента, нежелание продолжать контакт. На этом этапе происходит установление между социальным работником и клиентом отношений, позволяющих определить подходы к решению проблемы.
3-я стадия: Предварительный контракт и мотивация. Формулируется предварительный устный контракт о помощи и поддержке. Необходимым условием является самоидентификация субъекта с ролью клиента, а социальный работник должен осознать, что проблема находится в границах его компетенции. Оценка социальным работником совместно с клиентом его ситуации. Установление социального диагноза. Работа над мотивацией клиента: · желание получить помощь; · готовность добиваться положения и ресурсов; · вера в достижение перемен; преодоление дискомфорта; · реакция на угрозу ограничения статуса.
4-я стадия: Оценка. Оценка заканчивает начальную стадию работы социального работника с клиентом и начинает стадию определения и понимания проблемы. Такое понимание стадий условно. На этапе оценки интервьюирование клиента социальным работником как метод получения информации может быть расширено и уточнено за счет посещения семьи клиента, анкетных опросов окружающих.
Первым инструментом социального работника является интервью. При интервьюировании социальному работнику важно наблюдать такие факторы, как:• действия личности;• ситуация, в которой личность наблюдается;• внешние факторы (телосложение, речевые характеристики, стиль одежды и т.д.);• невербальные факторы (движение тела, глаз, жесты; выражение лица, индивидуальное пространство).
Непосредственное посещение клиента на дому дает много информации в результате прямого наблюдения его в естественных условиях жизнедеятельности, при этом необходимо выбрать проблему для обсуждения, чтобы в ней приняли участие как можно больше членов семьи.
5-я стадия: Концептуализация проблемы. В процессе определения плана вмешательства могут быть поставлены краткосрочные и долгосрочные цели. Клиент принимает непосредственное участие в целеполагании, выбирает приоритеты, предлагает альтернативы.
Социальный работник и клиент согласовывают:1. определение цели, которой нужно достигнуть,2. методы, которые нужно использовать,3. задачи, которые предстоит решить для достижения цели.
6-я стадия: Исследование стратегий решения и развитие плана вмешательства. При развитии плана вмешательства социальный работник выбирает эффективные стратегии, позволяющие изменять в позитивном направлении ситуацию клиента, при этом он выбирает приоритеты во взаимодействии либо с семьей, либо с группой, либо со средой.
7-я стадия: Выбор стратегии и заключение контракта. Оценка процесса и результатов совместной работы социального работника с клиентом, обобщение происходящих изменений и стабилизация ситуации.
8-я стадия: Подготовка к вмешательству. На данной стадии происходит обсуждение программы и формирование системы действий. Социальный работник должен формировать положительную мотивацию у клиента, поощрять его, осуществлять поддержку, для того чтобы состоялся процесс изменения.
9-я стадия: Осуществление вмешательства. Комплекс вмешательств постоянно изменяется и модернизируется. Поведенческие методы индивидуальной работы направлены на поддержание или коррекцию необходимого поведения и могут включать следующие действия:1. стимулирование положительного поведения и закрепление его, используя похвалу, внимание, награду и т.д. (применяют при работе с детьми);2. репетицию поведения, проигрывание трудных для клиента ситуаций, анализ возникших проблем;3. систематическое развитие адаптивных моделей поведения с целью преодоления различных беспокойств;4. дифференциальное закрепление поведения, комбинирование стимулов -- от положительных до полного игнорирования;5. обучение поведению, сочетающее техники игры, формирования навыков позитивного поведения, положительного закрепления и решения домашних задач.
10-я стадия: Оценка барьеров. В процессе взаимодействия социальный работник может сталкиваться со многими барьерами. Согласно концепции Фишера, их причинами могут быть:• внутренние конфликты клиента;• отсутствие навыков взаимодействия у клиента;• давление окружающей среды, препятствующей процессу изменения;• проблемы взаимодействия между социальным работником и клиентом.
11-я стадия: контроль и оценка вмешательства. Социальный работник располагает большим разнообразием методов вмешательства. Однако при достижении поставленной цели и при переходе к другим стадиям он должен вернуться на стадию № 4, чтобы оценить полученный результат, скорректировать процесс стратегий, уточнить план взаимодействий с клиентом.
12-я стадия: Эволюция. При конструктивном изменении, достаточно длительном и постоянном, клиент должен достигнуть необходимых перемен и отношения между социальным работником и клиентом должны быть прекращены. Пожелание о завершении контактов оговаривается контрактом, поэтому стороны приходят к согласию о завершении взаимодействия.
Данные подходы в социальной работе имеют социальное лечение. Однако в практике социальной работы применяются и специальные методы индивидуальной работы применительно к случаям агрессивного поведения, сексуальных расстройств, наркозависимых групп и т. п.
- 8. Два крайних подхода по вопросу социального неравенства в обществе
- 9. Модели социального благосостояния в изменяющемся мире. Три типа государства всеобщего благосостояния (классификация Эспинг-Андерсена)
- 10. Политика социального развития. Декларация о социальном благосостоянии, прогрессе и развитии оон (1969). Копенгагенская декларация о социальном развитии оон (1995)
- 11. Социальные действия территориальной (местной) общины, в сеттельментах
- 12. Социальное обеспечение на международном уровне. Международные организации и службы социальной работы, социального обеспечения
- 13. Социальные проблемы и особенности социального обслуживания в странах с развитой рыночной экономикой: тенденции, сходства, различия и проблемы.
- 19. Особенности социальной работы в условиях экономического кризиса.
- Договор с клиентом. Защита прав клиента.
- Социальная работа как профессия. Профессия социального работника: демография, структура занятости, сферы деятельности, заработная плата, квалификация, специализация, функции.
- Ассоциации социальных работников. Национальная ассоциация социальных работников сша (наср); Британская Ассоциация социальных работников: история, цели, функции, структура, программы.
- 28. Профессиональная ответственность. Правовое регулирование практической деятельности.
- Правовая регуляция социальной работы
- Этические ценности, проблемы и дилеммы в социальной работе, их разрешение.
- Этика социальной работы: принципы и стандарты, принятые Международной ассоциацией социальных работников. Национальные Кодексы этики социальной работы.
- 1. Преамбула
- 2. Определение понятия социальная работа
- 3. Международные конвенции
- 4. Принципы
- 4.1. Права человека и человеческое достоинство
- 4.2. Социальная справедливость
- 5. Профессиональная этика
- Этика социальной работы: стандарты взаимоотношений и поведения социального работника с агентствами и организациями, с коллегами, с клиентами, по отношению к профессии.
- 32. Использование социальными работниками средств массовой информации (сми).
- 33. Государственные службы социальной помощи. Функции и должности социальных работников в них.
- 34. Частные социальные службы. Функции социальных работников в них.
- 36. Территориальные социальные центры.
- 37. Хоспис как тип медико-социального учреждения
- 38. Прекращение работы с клиентом социальной службы.
- 39. Деинституциализация: сущность, причины возникновения, положительные и отрицательные стороны.
- 40. Услуги учреждений социального обслуживания, их виды. Качество услуг, гарантии качества услуг, контроль за качеством услуг.
- 41. Стандартизация социальных услуг.
- 42. Лицензирование социальных услуг.
- 43. Социальный диагноз (экспертная оценка) – неотъемлемая часть взаимодействия социального работника с клиентом или группой.
- 38. Прекращение работы с клиентом социальной службы.
- 39. Деинституциализация: сущность, причины возникновения, положительные и отрицательные стороны.
- 40. Услуги учреждений социального обслуживания, их виды. Качество услуг, гарантии качества услуг, контроль за качеством услуг.
- 41. Стандартизация социальных услуг.
- 42. Лицензирование социальных услуг.
- 43. Социальный диагноз (экспертная оценка) – неотъемлемая часть взаимодействия социального работника с клиентом или группой.
- 56. Социальная работа в пенитенциарных учреждениях.
- 63. Подготовка, обучение семейной жизни.
- 64. Родители как клиенты социальных служб.
- 65. Роль социальной работы по предотвращению жестокости и насилия в семье (на примере Финляндии).
- 66. Социальная работа с семьями в повторном браке.
- 67. Социальная работа и система помощи, направленные на оказание помощи детям. Службы социального обеспечения детей. Социальная защита детей.
- 69. Волонтерская практика как составляющая социальной работы в детских приютах Израиля.
- 70. Роль социальной работы в решении проблем детей-беглецов, беспризорников.
- 71. Социальная работа с детьми со специфическими нуждами, ослабленными и с физическими недостатками.
- 72. Социальная работа с детьми, страдающими от плохого обращения.
- 73.Социальная работа в школе.
- 74.Социальная работа, социальные службы для молодежи.
- 76. Роль социальных работников в исправительных учреждениях для несовершеннолетних.
- 70. Роль социальной работы в решении проблем детей-беглецов, беспризорников.
- 71. Социальная работа с детьми со специфическими нуждами, ослабленными и с физическими недостатками.
- 72. Социальная работа с детьми, страдающими от плохого обращения.
- 73.Социальная работа в школе.
- 74.Социальная работа, социальные службы для молодежи.
- 76. Роль социальных работников в исправительных учреждениях для несовершеннолетних.
- 77. Международная политика в отношении пожилых людей.
- 78. Роль социальной работы в социальном обслуживании пожилых и престарелых.
- 79. Особенности социального обслуживания пожилых в странах Северной Европы.
- 80. Деинституализация как принцип социальной работы с пожилыми. Три модели проживания пожилых в Дании как социальная модель активной жизни.
- 81.Программы помощи пожилым людям, проживающим вне семьи.
- 82. Пенсионные нормы в конвенциях и рекомендациях Международной организации труда (мот).
- 83. Пенсионная система и пенсионное страхование в Германии.
- 84. Пенсионное обеспечение в Швеции и Финляндии.
- Реформа
- Условно-накопительная часть (Inkomstpension)
- Персональная накопительная часть (Premiepension)
- Добровольная часть
- Бюджетная гарантированная пенсия (Garantipenson)
- Административные расходы пенсионного фонда
- 86. Негосударственное пенсионное страхование за рубежом.
- 87. Здравоохранение и социальная работа.
- 3.2.6. Здравоохранение и социальная работа
- 88. Социальная работа в больнице.
- 89. Социальная работа с неполноценно развитыми людьми.( насколько поняла здесь только инвалиды). Социальная работа с инвалидами
- 90. Участие социальных работников в профилактической деятельности в здравоохранении.
- 91. Социальная работа с алкоголиками и членами их семей.
- 92. Социальная работа с наркоманами и членами их семей.
- 93. Практика социальной работы с вич- инфицированными и больными спиДом.
- 94. Социальная работа в онкологии.
- 104. Добровольцы (волонтеры): понятие, мотивы, виды деятельности, проблемы, будущее
- 105. Добровольческие агентства: понятие, типы, функции, финансирование, виды деятельности, тенденции. Международные добровольческие организации.
- Международные благотворительные организации Армия Спасения
- Движение «Анонимные алкоголики»
- Международный Красный Крест
- (107) Управление, руководство добровольческой работой.
- 108.. Благотворительность. Благотворительные фонды: сущность, виды, направления и сферы деятельности, правительственный контроль.
- Взаимопомощь. Группы взаимопомощи: сущность, основные цели, характерные черты, функции, участие профессионалов, современные тенденции.
- 110. Добровольческая работа с молодежью на улице: опыт работы общественной организации "Новые горизонты помощи" (г. Сиетта, сша)
- 113. Участие граждан в социальных программах.
- 115.А. Методы и формы практики социальной работы
- 115.А 2. Консультирование: как необходимый элемент деятельности социального работника, определение, типы, процесс консультирования.
- 1 Этап. Подготовительный этап консультирования
- 2 Этап. Основной этап консультирования
- 3 Этап. Заключительный этап консультирования.
- 120. А.3 Социальное общение: теоретические основы, обучение и обучающие программы, перспективные направления.
- 120.А.4. . Профилактика в социальной работе: необходимость, старые и новые тенденции, методы, затраты и доходы, будущее.
- 121. Б1. Бихевиористкий подход: общая характеристика, особенности, методы воздействия, сферы применения, будущее.
- 15. Сша: социальное страхование и его проблемы.
- 16. Сша: социальная помощь и проблемы, связанные с реализацией программ.
- 17. Социальная политика Европейского Союза и проблемы социальной защиты населения стран-участниц
- 18. Социальное обеспечение в странах Северной Европы
- 19. Особенности социальной работы в условиях экономического кризиса.
- 20. Права женщин. Социальная работа и социальная дискриминация женщин.
- 21. Права ребенка. Декларация прав ребенка (1959г.) Конвенция о правах ребенка (1989 г.)
- 22. Права инвалидов. Конвенция о правах инвалидов (2007г)
- 23. Европейская социальная хартия (пересмотренная и дополненная): сущность, структура, цели, принципы, основные права человека. Ее подписание, ратификация, и реализация рф.
- 24. Законотворчество и социальная работа.
- 98. Рынок труда и занятость в Швеции.
- 99. Механизм государственного управления рынка труда в Японии.
- 100. Опыт социальной работы с безработными и их семьями.
- 101. Занятость и безработица маргинальных слоев.
- 102. Обучение безработных в странах западной европы : некоторые аспекты организации и финансирования.
- 103. Международная организация труда (мот): Основные причины создания, цели, основные принципы, задачи, направления и методы работы мот.
- 61.Социальная работа с семьей состоит из:
- 59/ Социальная работа в среде этнических групп.
- 58. Социальная работа в сфере материального производства
- 57. Социальная работа с несовершеннолетними правонарушителями и подростками «группы риска» в сша
- 95. Государственная политика занятости, регулирование рынка труда (опыт стран с развитой рыночной экономикой).
- 96. Регулирование занятости в Германии: опыт, проблемы, перспективы.
- 97. Государственное регулирование рынка труда в сша.
- 98. Рынок труда и занятость в Швеции.
- 99. Механизм государственного управления рынка труда в Японии.
- 100. Опыт социальной работы с безработными и их семьями.
- 101. Занятость и безработица маргинальных слоев.