logo search
Контр

3. Роль и место досуга в жизни японцев

Большое влияние на досуг оказывает религия, таким образом, многие праздники, традиции и обряды строятся и осуществляются по религиозному принципу. В досуг вплетены элементы синтоизма и буддизма.

- Индустрия развлекательного досуга, включающая в себя массовую «художественную культуру (практически по всем видам литературы и искусства, быть может, за определенным исключением архитектуры), массовые постановочно-зрелищные представления (от спортивно-цирковых до эротических), профессиональный спорт (как зрелище для болельщиков), структуры по проведению организованного развлекательного досуга (соответствующие типы клубов, дискотеки, танцплощадки и пр.) и иные виды массовых шоу. Здесь потребитель, как правило, выступает не только в роли пассивного зрителя (слушателя), но и постоянно провоцируется на активное включение или эмоциональную реакцию на происходящее (порой не без помощи допинговых стимуляторов), что является во многих отношениях эквивалентом все той же «субкультуры детства», только оптимизированным под вкусы и интересы взрослого или подросткового потребителя. При этом используются технические приемы и исполнительское мастерство «высокого» искусства для передачи упрощенного, инфантилизированного смыслового и художественного содержания, адаптированного к невзыскательным вкусам, интеллектуальным и эстетическим запросам массового потребителя. Массовая художественная культура достигает эффекта психической релаксации нередко посредством специальной эстетизации вульгарного, безобразного, брутального, физиологического, т.е. действуя по принципу средневекового карнавала и его смысловых «перевертышей». Для этой культуры характерно тиражирование уникального, культурно значимого и сведение его к обыденно-общедоступному, а порой и ирония над этой общедоступностью и т.п. (опять-таки на основе карнавального принципа профанирования сакрального);

Индустрия оздоровительного досуга, физической реабилитации человека и исправления его телесного имиджа (курортная 'индустрия, массовое физкультурное движение, культуризм и аэробика, спортивный туризм, а также система хирургических, физиотерапевтических, фармацевтических, парфюмерных и косметических услуг для исправления внешности), что, помимо объективно необходимой физической рекреации человеческого организма, дает индивиду возможность «подправить» свою внешность в соответствии с актуальной модой на тип имиджа, со спросом на типажи сексуальных партнеров, укрепляет человека не только физически, но и психологически (поднимает его уверенность в своей физической выносливости, гендерной конкурентоспособности и т.п.);

Индустрия интеллектуального и эстетического досуга (культурный туризм, художественная самодеятельность, коллекционирование, интеллектуально или эстетически развивающие кружки по интересам, разнообразные общества собирателей, любителей и поклонников чего бы то ни было, научно-просветительские учреждения и объединения, а также все, что попадает под определение «научно-популярное», интеллектуальные игры, викторины, кроссворды и т.п.), приобщающая людей к научно-популярным знаниям, научному и художественном любительству, развивающая общую «гуманитарную эрудицию» у населения, актуализирующая взгляды на торжество просвещенности и гуманности, на «исправление нравов» посредством эстетического воздействия на человека и т.п., что вполне соответствует еще сохраняющемуся в культуре западного типа «просвещенческому» пафосу «прогресса через знание».

Индустрия развлечений, как и медицина, - индикатор технического развития и платежеспособного спроса на новейшие технологии. В конце XX века развлечение довлеет над всем бытом человека, организуя его, что не в последнюю очередь связано с невероятным развитием индустрии развлечений, поглощающей и приспосабливающей к своим целям все технический новинки. Современная модель, развлечения предполагает одновременно массовость, публичность и индивидуальный выбор, непосредственное личное участие. Более всего этому отвечает взаимодействие с виртуальной реальностью, что дает ощущение включенности по собственному выбору при иллюзии нахождения в толпе или общении по электронной почте с невидимыми партнерами.

В Японии ускоренными темпами строятся новые комплексы развлечений. Их преимущества очевидны. Здесь места обычным тяготам туризма. На малом пространстве тематических парках сосредоточены всевозможные мировые достопримечательности. Без томительных железнодорожных переездов и ожиданий в аэропортах попадаешь в швейцарские и японские храмы и на арабские базары. На пляжах с искусственным отоплением можно круглый год фланировать под пальмами, забыть о капризах погоды. Ясно, поэтому, именно он обречен на процветание.

Каких только ухищрений не встретишь в кунсткамерах досуг, Японии находится самый большой в мире океанский пляж куполом, где из репродукторов несется птичий щебет, а искусственная почва каждые пятнадцать минут содрогается под ногами, в ожидании подъемника можно скоротать время у одного из телеэкранов.

Особой популярностью пользуются здесь так называемые «центропарки», где вокруг крытых с водяными горками, украшенных для вящей экзотики хижинами и пальмами, группируются спортивные игровые площадки, ряды торговых заведений и бунгало такую модель сейчас перенимает Германия.

Компьютерные имитации - последний крик прекрасного нового южного мира. В Ганза-парке балтийского курорта Сирксдорф принять участие в виртуальных космических полетах и азартных гонках. Галерея игровых автоматов в Токио г автогонки с «настоящими» проколами шин и скачки по ой местности. К двухтысячному году в Японии будет пятьдесят электронных тематических парков.

Массовая культура опирается на мощную индустриальную базу – «индустрию развлечений», - которая позволяет тиражировать духовные ценности в больших масштабах. «Индустрия развлечений» полностью подчинена законам крупного производства и служит задачам получения максимальной прибыли. Этой же цели служит мощный аппарат средств массовой коммуникации, определяющих уровень и степень воздействия массовой культуры на самые широкие слои населения, «перерабатывающих» любые потребности, любые виды спроса.

Насколько разнообразны способы использования свободного времени, настолько разнообразна по своему составу и индустрия досуга. Внутри этой отрасли имеются и производства, предназначенные полностью или в своей преобладающей части для снятия усталости и восстановления работоспособности потребителя, и производства чисто или почти чисто развлекательного характера. Один из входящих в индустрию досуга производства принадлежат к числу времясберегающих, т. е. как бы растягивающих лимиты свободного времени, вроде посреднических служб, организующих путешествия, другие к числу времяпотребляющих, т. е. насыщающих использование свободного времени реальным содержанием. Подобно остальным системным отраслям, индустрия досуга воплощает в себе неразрывное единство сфер материального производства и производства услуг.

Далее мы рассмотрим систему управления культурой на государственном уровне.

В 1966 году при Министерстве просвещения было создано бюро по делам культуры, в 1968г. преобразованное в самостоятельное управление по делам культуры, основная функция которого заключалась во всестороннем долговременном планировании государственной политики в области культуры. Одна из важнейших задач управления – сохранение традиционных видов японского искусства, их пропаганде среди населения и воспитание нового поколения художников и артистов, работавших в этих жанрах. Во второй половине 60-х годов в Японии началась полномерная организация культурной работы с молодежью. Стала осуществляться широкая программа специальных театральных представлений для молодежи, в которых принимали участие лучшие театральные силы Японии. Правительство также субсидирует строительство культурных центров. В области театрального искусства важную роль в проведении официальной политики играет государственный театр «Кокурицу гэкидзе».

Управление по делам культуры взяло на себя руководство также таким крупным мероприятием, как ежегодно проводимый в Японии фестиваль искусств.

Если в первые послевоенные годы в результате процесса демократизации националистические течения, господствующие в японской культуре в предшествующий период, исчезли с поверхности, то в настоящее время положение существенно изменилось. В этом смысле наиболее характерно широкое празднование столетия «революции Мэйдзи». Все мероприятия были направлены на то что бы подчеркнуть исключительность японской нации и незыблемость культа императора. В 1987 г. был возрожден праздник «Кэнкоку кинэнно-хи» (День основания государства) –мифический день основания японской империи. Таким образом официально утверждена версия о божественном происхождении японской нации. Лингвист и историк Кодо Сакуран, анализируя древние тексты, пишет, что прямой потомок богини Аматэрасу, Дзиммунэно, действительно стал «первым императором, основавшим новую империю Ямато».