logo search
Философия_кандидатский минимум_word

Формирование научных дисциплин социально-гуманитарного цикла XX-xx1 столетия. Проблемы экологической этики в современной западной философии (б. Калликот, о. Леопольд, р. Аттфильд).

Рассмотрение гуманитарного знания в меняющемся мире ведется через характеристику новых черт современного научного знания, в котором сильна тенденция перехода в область гуманитарных технологий и новых трактовок человеческого потенциала, а значит самих основ гуманизма. Из этого, в частности, следуют и новые процессы в различных гуманитарных науках, которые меняют и свою основную тематику, и исследовательские подходы, и критерии оценки достигнутого. В связи с развитием гуманитарных технологий обостренно стоит вопрос о «справедливом обществе» и в целом о принципе социальной справедливости. ХХ век, а в особенности его вторая половина, стал временем неуклонно ускоряющегося научно-технического прогресса.

Экологическая этика — прикладная дисциплина, являющаяся результатом междисциплинарного синтеза и располагающаяся на стыке этики и экологии. Экологическая этика увязывает в единый нормативно-ценностный комплекс представления о природных системах и правилах взаимодействия с ними.

С начала 70-х годов XX века экологическая этика стала претендовать на статус самодостаточной дисциплины, способной разработать уникальную систему нравственных принципов и императивов, задающих правила поведения человека в природном мире.

Основателями экологической этики считают немецко-французского теолога, врача и философа Альберта Швейцера и американского эколога, зоолога и философа Олдо Леопольда. Если у А.Швейцера в центре внимания находится нравственность, то в работах О.Леопольда доминирует экологический аспект в структуре этического знания: конфликт с природой предопределен не только неправильным использованием ее ресурсов, но и неумением видеть Землю как часть общности, к которой принадлежать все люди. О.Леопольд вводит новый термин «экологическая совесть».

Калликот разработал понятия о ценностях дикой природы.

В западной философии также была разработана концепция экологической этики (Б. Калликот, О. Леопольд, Р. Аттфильд). Аттфильд считает, что источником экологических проблем современности является иудейско-христианская вера. По его мнению, она провозгласила принцип безраздельного превосходства человека над природой. Эти верования лежат в основе науки и техники, созданных на Западе.

Б. Калликот отмечает, что духовная культура Запада коренится не только в иудео-христианской, но также в греко-романской мысли. Более того, влияние античного наследия оказалось решающим. Несмотря на присутствие в ранней греческой философии экологически позитивных моментов (милетский гилозоизм, идеи Пифагора о родстве человека и животных) западная духовность усвоила доктрину античного атомизма.