Интерпретация в социальных и гуманитарных науках
Интерпретация (понимание) – это процедура истолкования смысла какого-то знака или текста. Интерпретация, как правило, имеет диалоговый характер, в нем участвуют несколько человек. Она отвечает на вопрос «Что это такое». Интерпретация как метод СГН необходимым, т.к. тексты имеют множество смыслов (прямой или косвенный).
Типы: понимание языка в диалоге; понимание иностранного текста; понимание худ образов, символов в искусстве.
Герменевтика – это наука о правилах понимания и интерпретации знаковых систем, текстов. Смысл текста может быть понят только при сохранении смысла при переводе, при воспроизведении смысла в контексте эпохи и в диалоге при появлении нового смысла в процессе общения.
Большую роль в интерпретации играет личностное переживание интерпретатором авторских текстов, которые могут быть постигнуты только при его сопереживании автору.
Для интерпретации значимы взаимодействие между автором и интерпретатором, намерения которого влияют на ее содержание и сказываются на ее глубине и завершенности.
В гуманитарном знании интерпретация – фундаментальный метод работы с текстами как знаковыми системами. Текст как целостная функциональная структура открыт для множества смыслов, существующих в системе социальных коммуникаций. Он предстает в единстве явных и неявных, невербализованных значений, буквальных и вторичных, скрытых смыслов.
Изучение общей структуры естественного языка дает в большинстве случаев истинную картину мира. Это, в свою очередь, как и наличие общих убеждений, выступает условием успешной коммуникации.
Сознание не носит личного характера, основой познания являются наша коммуникация с другими людьми и объектами, а также ситуации и события, интегрированные в один и тот же «контекст значения», предполагающий с необходимостью интерпретативную деятельность.
Г.Г. Шпет показал, что переход от частных герменевтик к общей теории понимания вызвал интерес к вопросу о множественности типов интерпретации, представленных во всех гуманитарных науках. Были выделены грамматическая, психологическая и историческая интерпретации. Грамматическая интерпретация осуществлялась по отношению к каждому элементу языка, его грамматическим и синтаксическим формам в условиях времени и обстоятельств применения. Психологическая интерпретация раскрывает представления, намерения, чувства сообщающего, вызываемые содержанием сообщаемого текста. Историческая интерпретация предполагала включение текста в реальные отношения и обстоятельства. В целом в герменевтике, поскольку она становится философской, расширяется «поле» интерпретации, которая не сводится теперь только к методу работы с текстами, но имеет дело с фундаментальными проблемами, человеческого бытия-в-мире.
-
Содержание
- Наука в культуре современной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм.
- Роль науки в современном образовании и формировании личности.
- Наука и философия. Наука и искусство. Наука и религия.
- Функции науки в жизни общества.
- Наука как социальный институт. Научные сообщества и их исторические типы.
- Возникновение науки и основные стадии её исторической эволюции
- Преднаука и наука в собственном смысле слова.
- Историческое развитие способов трансляции научных знаний.
- Роль христианской теологии в изменении созерцательной позиции ученого.
- Понимание природы в средневековой науке. Манипуляции с природными объектами.
- Западная и восточная средневековая наука.
- Становление опытной науки в новоевропейской культуре (оксфордская школа, Роджер Бэкон, Уильям Оккам)
- Формирование эмпирического и рационалистического методов (ф.Бэкон, р.Декарт)
- Формирование технических наук.
- Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно-организованной науки.
- Становление социальных и гуманитарных наук. Мировоззренческие основания социально-исторического исследования.
- Классическая политэкономия: Смит, Рикардо, марксизм как экономические учения.
- Теория постиндустриального развития общества (Ростоу, Тоффлер, Белл).
- Синергетика как новая парадигма современной науки: самоорганизация, открытые системы, нелинейность.
- Структура научного знания. Эмпирический и теоретический уровни.
- Структура эмпирического знания. Проблема теоретической нагруженности факта
- Структура теоретического знания. Гипотетико-дедуктивный метод.
- Основания науки (Идеалы и нормы исследования. Научная картина мира. Философские основания науки)
- Научная картина мира и ее исторические формы.
- Динамика науки как процесс порождения нового знания.
- Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая наука.
- Сравнение
- Научные революции как точки бифуркации в развитии знания. Нелинейность роста знаний. Т.Кун о структуре научных революций.
- Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации.
- Новые этические проблемы науки в нач. Xx1 столетия. Проблема гуманитарного контроля в науке. Концепция науки к. Поппера.
- Современные проблемы биоэтики.
- Формирование научных дисциплин социально-гуманитарного цикла XX-xx1 столетия. Проблемы экологической этики в современной западной философии (б. Калликот, о. Леопольд, р. Аттфильд).
- Сходство и отличие наук о природе и наук об обществе: современные трактовки проблемы. Возможность применения математики и компьютерного моделирования в социально-гуманитарных науках.
- Особенности субъекта и объекта социально-гуманитарного познания.
- Особенности исследовательского процесса в социально-гуманитарных науках. Философия экономики.
- Концепция неявного личностного знания м.Полани.
- Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании. Оценочные суждения в науке.
- Основные исследовательские программы социально-гуманитарных наук: натуралистическая и культур-центристская.
- Методы социальных и гуманитарных наук.
- Социальная эпистемология: идеи, методы и программы. Проблема как форма научного познания. Особенности постановки проблем в гуманитарном знании.
- 3 Направления, связанные с именами их представителей, каждое из которых по-своему позиционируется по отношению к классической эпистемологии и философии вообще.
- Социокультурное и гуманитарное содержание понятия жизни (а.Бергсон, в.Дильтей).
- Переосмысление категорий пространства и времени в гуманитарном контексте. Время, пространство, хронотоп (м.М.Бахтин).
- Коммуникативность в науках об обществе и культуре: методологические следствия.
- Классическая и неклассическая концепции истины в социально-гуманитарных науках.
- Объяснение и понимание в экономической и юридической науках. Природа и типы объяснений.
- Интерпретация в социальных и гуманитарных науках
- Текст как особая реальность социально-гуманитарного знания.
- Вера, сомнение, знание в социально-гуманитарных науках. Разные типы обоснования веры и знания
- Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания.