Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания.
К специфике СГН относится то, что социальное познание ориентировано преимущественно на нормы и идеалы неклассической и постнеклассической научности.
Под объектом понимается тот фрагмент реальности, объективной или мысленной, на изучение которой направлено научное познание. Например, таким объектом могут быть деятельность государства или ценности общества, коммуникационные процессы.
Однако только очень ограниченный в своих пределах объект может стать предметом изучения в социально-гуманитарных науках. Сложные полномасштабные объекты «не вмещаются» полностью в рамки научной дисциплины. Первой научной процедурой является трансформация объекта в предмет науки, ограничивающий объект выбранными целями и способами идеализации. Отношения субъекта к объекту можно назвать отношением ученого и изучаемого им объекта.
Объект существует независимо от теории как часть объективной реальности, данной в практике. Он не представлен в теории в чистом виде, а преобразуется наличными теоретическими средствами соответствующей науки в ее предмет. Подобной процедуры нет во вненаучных формах познания. Одна из целей научного познания — получить посредством адекватных научных идеализаций предмет познания из его объекта.
Объектом социально-гуманитарных наук являются:
общество, т.е. форма совместной жизнедеятельности людей, основанная на определенных собственнических и управленческих отношениях;
различные сферы общества, т.е. определенные области жизнедеятельности людей, созданные для решения конкретных задач,
продукты духовной деятельности человека, т.е., прежде всего тексты, которые представляют собой систему знаков, отражающую определенный смысл.
Предметом социально-гуманитарных наук являются свойства, стороны, отношения, процессы, происходящие в различных сферах общества, в продуктах духовной деятельности человека.
В предмет социально-гуманитарного познания постоянно включен субъект, человек. От присутствия субъекта в социально-гуманитарном познании отвлечься нельзя, а потому задача, цель этой формы познания – понять чужое «Я» не как некий противостоящий ему объект, а как другого субъекта.
- Наука в культуре современной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм.
- Роль науки в современном образовании и формировании личности.
- Наука и философия. Наука и искусство. Наука и религия.
- Функции науки в жизни общества.
- Наука как социальный институт. Научные сообщества и их исторические типы.
- Возникновение науки и основные стадии её исторической эволюции
- Преднаука и наука в собственном смысле слова.
- Историческое развитие способов трансляции научных знаний.
- Роль христианской теологии в изменении созерцательной позиции ученого.
- Понимание природы в средневековой науке. Манипуляции с природными объектами.
- Западная и восточная средневековая наука.
- Становление опытной науки в новоевропейской культуре (оксфордская школа, Роджер Бэкон, Уильям Оккам)
- Формирование эмпирического и рационалистического методов (ф.Бэкон, р.Декарт)
- Формирование технических наук.
- Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно-организованной науки.
- Становление социальных и гуманитарных наук. Мировоззренческие основания социально-исторического исследования.
- Классическая политэкономия: Смит, Рикардо, марксизм как экономические учения.
- Теория постиндустриального развития общества (Ростоу, Тоффлер, Белл).
- Синергетика как новая парадигма современной науки: самоорганизация, открытые системы, нелинейность.
- Структура научного знания. Эмпирический и теоретический уровни.
- Структура эмпирического знания. Проблема теоретической нагруженности факта
- Структура теоретического знания. Гипотетико-дедуктивный метод.
- Основания науки (Идеалы и нормы исследования. Научная картина мира. Философские основания науки)
- Научная картина мира и ее исторические формы.
- Динамика науки как процесс порождения нового знания.
- Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая наука.
- Сравнение
- Научные революции как точки бифуркации в развитии знания. Нелинейность роста знаний. Т.Кун о структуре научных революций.
- Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации.
- Новые этические проблемы науки в нач. Xx1 столетия. Проблема гуманитарного контроля в науке. Концепция науки к. Поппера.
- Современные проблемы биоэтики.
- Формирование научных дисциплин социально-гуманитарного цикла XX-xx1 столетия. Проблемы экологической этики в современной западной философии (б. Калликот, о. Леопольд, р. Аттфильд).
- Сходство и отличие наук о природе и наук об обществе: современные трактовки проблемы. Возможность применения математики и компьютерного моделирования в социально-гуманитарных науках.
- Особенности субъекта и объекта социально-гуманитарного познания.
- Особенности исследовательского процесса в социально-гуманитарных науках. Философия экономики.
- Концепция неявного личностного знания м.Полани.
- Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании. Оценочные суждения в науке.
- Основные исследовательские программы социально-гуманитарных наук: натуралистическая и культур-центристская.
- Методы социальных и гуманитарных наук.
- Социальная эпистемология: идеи, методы и программы. Проблема как форма научного познания. Особенности постановки проблем в гуманитарном знании.
- 3 Направления, связанные с именами их представителей, каждое из которых по-своему позиционируется по отношению к классической эпистемологии и философии вообще.
- Социокультурное и гуманитарное содержание понятия жизни (а.Бергсон, в.Дильтей).
- Переосмысление категорий пространства и времени в гуманитарном контексте. Время, пространство, хронотоп (м.М.Бахтин).
- Коммуникативность в науках об обществе и культуре: методологические следствия.
- Классическая и неклассическая концепции истины в социально-гуманитарных науках.
- Объяснение и понимание в экономической и юридической науках. Природа и типы объяснений.
- Интерпретация в социальных и гуманитарных науках
- Текст как особая реальность социально-гуманитарного знания.
- Вера, сомнение, знание в социально-гуманитарных науках. Разные типы обоснования веры и знания
- Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания.