Сходство и отличие наук о природе и наук об обществе: современные трактовки проблемы. Возможность применения математики и компьютерного моделирования в социально-гуманитарных науках.
Рождение гуманитарных наук принято относить к неокейнсианству. «Философия жизни», В. Дильтей. Естественные науки (науки о природе), социально-гуманитарные (науки о духе). Главное различие – методы познания. «Мы изучаем природу, но понимаем духовную жизнь».
Изучать – отыскивать законы и закономерности, использовать математический аппарат. Понимать – проникать во внутренний мир другого человека, поставить себя на место другого человека, «вчувствование», «вживание». Современная герменевтика базируется на таких же понятиях.
Критерий разграничения естественных и социально-гуманитарных дисциплин: естественные науки направлены на отыскание единообразных фактов и на основе их изучения устанавливают законы, поэтому эти науки номотетические («номос» - закон).
Для гуманитарного знания важную роль играет единичный факт. Факты такого рода уникальны и неповторимы, поэтому это науки особого рода – идиографические.
Гуманитарные науки не ограничиваются описанием. Важной задачей для них является оценка факта. Ученый гуманитарий совершает отбор фактов по их значимости. Значимые факты он должен оценить. Вынесение оценки – отнесение к ценностям (нравственным, эстетическим, гуманитарным).
Для гуманитарных наук, как и для естественных, необходимы априорные (лежит в основе опыта) предпосылки в виде представлений о пространстве, времени, причинности, сходстве, различии и т.д. Но сверх того, для гуманитарного знания имеют особую важность априорные ценностные установки исследователя.
Во-первых, наука опирается на факт, что и природа и общество в своем развитии в основе имеют закон. Закон отражает общие, объективные связи. Что объясняется вечным развитием и движением природы. Общее черты законов:
Действие их независимо от наших знаний, воли и полезности или вредности их применения;
Лишь сознание человека отражает законы; создание или уничтожение закнов не посильно человеку.
Отличие:
Законы общества имеют историю своего существования, а законы природы - нет (законы вечны как и сама природа);
Законы природы стихийны; в обществе законы проявляются через осознанную деятельность модели.
Человек, осознавая законы природы, может покорять космос (закон всемирного тяготения). Человек не бессилен перед законами природы. Он свободен по отношению к ним, он получает возможность понять свободу как осознанную необходимость.
Специфика социально-гуманитарных наук состоит прежде всего в том, что они обосновывают необходимость гуманизации (на благо других) и гуманитаризации (обращение к человеческой личности) современного естествознания с помощью применения математического моделирования. Это позволяет определить технические и технологические результаты внедрения в производство достижений технических и естественных наук, определить их социальные, экономические и экологические последствия.
Обоснование научной картины мира в СГН раскрывает возможность дальнейшего продвижения развития истории человеческого общества по пути прогресса, сохранения нашей цивилизации и многообразия культур.
- Наука в культуре современной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм.
- Роль науки в современном образовании и формировании личности.
- Наука и философия. Наука и искусство. Наука и религия.
- Функции науки в жизни общества.
- Наука как социальный институт. Научные сообщества и их исторические типы.
- Возникновение науки и основные стадии её исторической эволюции
- Преднаука и наука в собственном смысле слова.
- Историческое развитие способов трансляции научных знаний.
- Роль христианской теологии в изменении созерцательной позиции ученого.
- Понимание природы в средневековой науке. Манипуляции с природными объектами.
- Западная и восточная средневековая наука.
- Становление опытной науки в новоевропейской культуре (оксфордская школа, Роджер Бэкон, Уильям Оккам)
- Формирование эмпирического и рационалистического методов (ф.Бэкон, р.Декарт)
- Формирование технических наук.
- Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно-организованной науки.
- Становление социальных и гуманитарных наук. Мировоззренческие основания социально-исторического исследования.
- Классическая политэкономия: Смит, Рикардо, марксизм как экономические учения.
- Теория постиндустриального развития общества (Ростоу, Тоффлер, Белл).
- Синергетика как новая парадигма современной науки: самоорганизация, открытые системы, нелинейность.
- Структура научного знания. Эмпирический и теоретический уровни.
- Структура эмпирического знания. Проблема теоретической нагруженности факта
- Структура теоретического знания. Гипотетико-дедуктивный метод.
- Основания науки (Идеалы и нормы исследования. Научная картина мира. Философские основания науки)
- Научная картина мира и ее исторические формы.
- Динамика науки как процесс порождения нового знания.
- Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая наука.
- Сравнение
- Научные революции как точки бифуркации в развитии знания. Нелинейность роста знаний. Т.Кун о структуре научных революций.
- Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации.
- Новые этические проблемы науки в нач. Xx1 столетия. Проблема гуманитарного контроля в науке. Концепция науки к. Поппера.
- Современные проблемы биоэтики.
- Формирование научных дисциплин социально-гуманитарного цикла XX-xx1 столетия. Проблемы экологической этики в современной западной философии (б. Калликот, о. Леопольд, р. Аттфильд).
- Сходство и отличие наук о природе и наук об обществе: современные трактовки проблемы. Возможность применения математики и компьютерного моделирования в социально-гуманитарных науках.
- Особенности субъекта и объекта социально-гуманитарного познания.
- Особенности исследовательского процесса в социально-гуманитарных науках. Философия экономики.
- Концепция неявного личностного знания м.Полани.
- Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании. Оценочные суждения в науке.
- Основные исследовательские программы социально-гуманитарных наук: натуралистическая и культур-центристская.
- Методы социальных и гуманитарных наук.
- Социальная эпистемология: идеи, методы и программы. Проблема как форма научного познания. Особенности постановки проблем в гуманитарном знании.
- 3 Направления, связанные с именами их представителей, каждое из которых по-своему позиционируется по отношению к классической эпистемологии и философии вообще.
- Социокультурное и гуманитарное содержание понятия жизни (а.Бергсон, в.Дильтей).
- Переосмысление категорий пространства и времени в гуманитарном контексте. Время, пространство, хронотоп (м.М.Бахтин).
- Коммуникативность в науках об обществе и культуре: методологические следствия.
- Классическая и неклассическая концепции истины в социально-гуманитарных науках.
- Объяснение и понимание в экономической и юридической науках. Природа и типы объяснений.
- Интерпретация в социальных и гуманитарных науках
- Текст как особая реальность социально-гуманитарного знания.
- Вера, сомнение, знание в социально-гуманитарных науках. Разные типы обоснования веры и знания
- Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания.