logo
Философия_кандидатский минимум_word

Новые этические проблемы науки в нач. Xx1 столетия. Проблема гуманитарного контроля в науке. Концепция науки к. Поппера.

Этика науки изучает нравственные основы научной деятельности, совокупность ценностных принципов, принятых в научном сообществе, и концентрирует в себе социальный и гуманистический аспекты науки.

Современная техника заставляет человека приспосабливаться к окружающей действительности. Возникает противоречие между исконными нормами этики и необходимостью технического бытия человека, которое влечет за собой обширный класс этических проблем мира искусственного.

Наиболее важной в сфере этики ученого мира является проблема авторства научных открытий, плагиата, компетентности и фальсификации научных открытий.

Создание атомной бомбы, а также новейших смертоносных видов вооружения, заставляет считать приоритетными и первостепенными задачи гуманитарного контроля над наукой. Возникает острое противоречие между профессиональной ответственностью ученого и его социальной ответственностью. Ученый ответствен лишь за достоверность предлагаемых знаний, а не за последствия их практического применения. Поэтому этическое обоснование должно предварять сам ход эксперимента и научного исследования.

Этические проблемы в нач. 21 в. В области генетики (различия полов, генетические и интеллектуальные различия между расами и народностями). Проявление расизма и геноцида на основе теории генетической детерминации.

В биоэтике (стык биологии и медицины). Пациент в роли объекта исследования не способен влиять на принятие решения врачом.

Проблемы, обусловленные увеличением техники в медицине (замена пораженных органов, воздействие на процессы старения). Последствия НТП не постижимы. Возможность реальной опасности разрушения исходной биогенетической основы.

В генной инженерии (неконтролируемые мутации). Технология клонирования.

Проблемы манипуляции над человеческой психикой (продуцирование галлюцинаций, не адекватное поведение).

Этическое регулирование науки и появление высокого уровня этической культуры, оцениваемые сегодня как жизненная необходимость, являются важной предпосылкой будущего развития науки, будут способствовать обеспечению качества моральности современной науки. Этические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. Они не могут далее оставаться на периферии научных исследований. Новая дисциплина— этика науки — изучает нравственные основы научной деятельности, со­вокупность ценностных принципов, принятых в научном сообществе, и концентрирует в себе социальный и гуманистический аспекты науки.

К. Поппер. Считает важнейшим принципом гуманистической этики - принцип толерантности; принцип ответственности каждого (а не анонимная ответственность коллективного субъекта); принцип негативного утилитаризма (вместо достижения большего счастья необходимо стремления к меньшему злу).

Энергично отстаивал принципы демократии и социального критицизма.

К.Поппер является основоположником философской концепции критического рационализма. Он выступил с критикой принципа верификации, показал необходимость, но недостаточность этого принципа. Предложил заменить этот принцип принципом фальсификации. Он исходил из того, что в основе отделения (демаркации) научного знания от ненаучного лежит принципиальная опровержимость (фальсифицируемость) любого утверждения, относимого к науке.

Поппер считал что рост научного знания происходит, не за счет оправдания имеющихся теорий, а за счет критики гипотез, которые предлагаются для решения новых проблем.

В своих поздних работах Поппер выдвинул гипотезу трех миров: мир физических объектов и состояний; мир психических и ментальных состояний сознания; мир объективного содержания мышления (сюда входят содержание научных гипотез, литературные произведения и другие независящие от субьективного восприятия объекты).

Карл Поппер критиковал платонизм, марксизм, тоталитаризм («закрытое общество»), историцизм и выступал в защиту демократии. В этом труде Поппер также выдвинул идею открытого общества, общества основанного на демократии и критическом мышлении индивидов. В таком обществе индивиды свободны от различных табу и принимают решения исходя из достигнутого, в результате договоренности, консенсуса. Политическая элита в таком обществе не имеет неограниченной власти и может быть отстранена без кровопролития. Поппер утверждал, что поскольку процесс накопления человеческого знания непредсказуем, то теории идеального государственного управления принципиально не существует, следовательно, политическая система должна быть достаточно гибкой, чтобы правительство могло плавно менять свою политику. В силу этого, общество должно быть открыто для множества точек зрения и культур, то есть обладать признаками плюрализма и мультикультурализма. Критику марксизма Поппер продолжил в своей работе «Нищета историцизма» (1957 г.).