logo
Философия_кандидатский минимум_word

Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно-организованной науки.

Наука – это деятельность, направленная на получение нового знания, само это знание и социальный институт (т.е. взаимодействие).

Наука – особый рациональный способ познания мира, основанный на эмпирической поверке или математическом доказательстве. (естествознание)

Первые университеты: Болонский, Парижский, Оксфордский и т.д. Парижская академии наук – 1666г. Петербургская академия наук – 1724г.

Возникновение социально-гуманитарных наук завершало формирование науки как системы дисциплин, охватывающий все основные сферы мироздания: природу, общество и человеческий дух. Наука обрела привычные для нас черты универсальности, специализации и междисциплинарных связей. Экспансия науки во все новые предметные области, расширяющееся технологическое и социально-регулятивное применение научных знаний, сопровождались изменением институционального статуса науки.

В конце XVIII—первой половине XIX столетия возникает дисциплинарная организация науки с присущими ей особенностями трансляции знаний, их применением и способами воспроизводства субъекта научной деятельности. Наука конца XVIII - первой половины XIX веков характеризовалась увеличением объема и разнообразия научных знаний, углубляющейся дифференциацией видов исследовательской деятельности и усложнением их взаимосвязей. Все это приводило к изменениям институциональных форм научного познания. Складывалась ситуация, при которой ученому все труднее было овладевать накопленной научной информацией, необходимой для успешных исследований. Все это с неизбежностью вело к специализации знания. Фрагментация мира сопровождалась своеобразным расщеплением деятельности ученого-исследователя на множество различных деятельностей.

Множество национальных дисциплинарно ориентированных сообществ. Дисциплинарные научные сообщества. Первые научные лаборатории. Первые международные организации ученых – после 1 мировой войны.

В конце XVIII - первой половине XIX вв. в связи с увеличением объема научной, научно-технической информации, наряду с академическими учреждениями, возникшими еще в XV - начале XVI столетий начинают складываться различного рода новые ассоциации ученых.

Однако в конце XVIII - начале XIX вв. ситуация меняется. Начинает постепенно осознаваться необходимость в расширении сети учебных предметов. Растущий объем научной информации привел к изменению всей системы обучения.

Систематизация по содержательному компоненту и совокупности методов, с помощью которых были получены данные знания, стала рассматриваться как основа определенной научной дисциплины, отличающая одну совокупность знаний (научную дисциплину) от другой. Иначе говоря, систематизация знаний в процессе преподавания выступала как один из факторов формирования конкретных научных дисциплин.

Дисциплинарно организованная наука с четырьмя основными блоками научных дисциплин — математикой, естествознанием, техническими и социально- гуманитарными науками.