Возникновение науки и основные стадии её исторической эволюции
Преднаука: письменность, землемерие, математика, строительство и искусство, медицина и анатомия, ветеренария, химия, астрономия, тайнознания. Рецептурная наука.
Традиционное общество не приемлет науку в силу абсолютного запрета на инновации: нельзя менять из соображений пользы и разумности ни методы возделывания земли, ни управления государства, это возможно лишь замаскировав новое под истинное исполнение закона предков.
Античная наука. Начало: философы милетской школы и Пифагор (учения о четырех стихиях и числах). Рождается атомистическое учение о строении мира – атомистика (Демокрит, Левкипп, Эпикур, Лукреций). Возникает геоцентрическая система (Аристотель-Птолемей). Стихии – земля, вода, воздух, огонь, апейрон (Аноксимандр), эфир (Аристотель). Гиппократ – «о природе человека», медицина. Развивается геометрия и символическая теория чисел (Платон), натурфилософия Аристотеля, логика Аристотеля («Органон»). Особенности античной науки: она не ставила экспериментов, но лишь наблюдала за естественным ходом процессов в природе. Была склонна к умозрительным и теоретическим построениям, божественное растворено в повседневных явлениях природы и экспериментальное насилие над матерью-природой недопустимо.
Римско-эллинский период. Эпоха экспансии, завоеваний и активного материального строительства. Знание стало ближе к ремеслу и технике.
Натурфилософия Аристотеля распадается на физику Архимеда, геометрию Эвклида и естествознание Теофраста.
Распад Рима, становление христианства. Марк Аврелий – законченный свод римского права. Духовный центр переносится в Египет. Геоцентрическая система движения светил по эпициклам (Птолемей, «Альмагест»).
Гален (продолжатель Гиппократа).
Христианское средневековье и арабский Восток. Смена ценностных ориентиров в Европе. 529г. н.э. – закрытие академии Платона. Папа своим эдиктом предписывает к сожжению все книги и памятники эллинской культуры.
Новое понимание природы. Природа не Бог, а творение Бога, но сохраняется и античное понимание природы как начало движения и изменения.
Природа не только сотворена Богом, но и предназначена для человека, его пользы и жизни. Помимо «сотворенной природы» формируется представление о «творящей природе». Бог не покидает природу. Его воля и энергия проявляется в каждом акте природной жизни. В связи с этим, естественные изменения, происходящие в природе и описываемые в науке, трактуются в средневековой философии и теологии как происходящие в соответствии с «божественными законами». Формирование представлений о силах и энергиях, скрытых во всех природных процессах.
Возрождение. «Традиция Галилея». 15 век, Италия, Флоренция – колыбель эпохи Возрождения. «Традиция Галилея» – экспериментальное естествознание.
Компас и часы подготовили эпоху великих географических открытий, образ Вселенной как тонкого часового механизма. Эстетика аскетизма отступает. Человек становится центром внимания. Галилей (1564 – 1642) первый провозгласил приоритет активного эксперимента в физике. Главная особенность эксперимента как метода познания – идеализация условий наблюдения. Возникает идея закона природы, как объективной, неизменно воспроизводимой в эксперименте, повторяющийся взаимосвязи явлений.
Следуя утверждению Галилея, что «книга природы написана языком математики», научность начинают отождествлять с уровнем математической формализации исследований (с эпохи Ньютона, чуть пораньше – Галилея).
Становление науки «Нового Времени». В 17-18 веках происходит окончательное формирование идеалов классической научной рациональности.
Развитие капитализма, Карл Маркс (экономические условия классического естествознания), Макс Вебер (дополнил мысль, определенная религиозная система, протестантизм).
Идеологами научного рационализма становятся два великих человека эпохи – Ф. Бэкон и Р. Декарт. Фрэнсис Бэкон – основатель английского эмпиризма. Его лозунг «знание – сила» призывал относиться к природе как к испытуемой (отсюда естествоиспытатель), «выпытать ее секреты, поставить природу на дыбу», словно инквизитор ведьму.Однако отсюда провозглашено первенство эксперимента, практика – критерий истины, материализм научных исследований. Основоположник индуктивного метода.
Декарт. Рационализм. Нельзя сомневаться только в сомнении. «Мыслю, следовательно существую». Возродил идеалы греческого теоретического подхода к науке. Эталоном является геометрия Эвклида, в которой несколько аксиом порождают всю науку. Также по Декарту должна быть описана и природа. Он сторонник механистического материализма. Декарт соединил геометрию греков и алгебру арабов в одной дисциплине х- аналитической геометрии, что позволило аналитически описывать движения тел, а это в большой степени дало возможность создать математический анализ.
Он впервые очертил сферу претензий науки: это неживая природа и физиологические проявления в живой природе, не связанные с разумом (то, что называют телом). Все, что связано с психикой, эмоциями, искусством, духовной практикой, что относили к душе и духу, есть сфера контроля и забота церкви. Именно такая постановка вопроса позволила науке вырваться из догмы церкви и прекратить преследования науки.
И. Ньютон. В «Началах» три фундаментальных раздела: механика, оптика, теплота. Феномен физикализма, идеи социальной инженерии. Механика. Законы динамики. Наука о тепловых явлениях. Оптика. Теория электромагнитного поля фактически окажется окном в мир неклассической физики.
Неклассика (конец 19в. – нач. 20 вв.).Дисциплины неклассической науки рождаются из потребностей преодоления противоречий между разделами классической физики, требующих междисциплинарного рассмотрения.
Теория относительности (релятивизм, зависимость от системы отсчета. Исключает допущение абсолютности пространства и времени Ньютона. Квантовая механика (механика микромира). Статистическая физика. Рождается при разрешении противоречия между механикой и теплотой. Эта проблема разрешается с применением теории вероятности. В микромире господствует вероятность. Итоги неклассики – «…реальность различается в зависимости от того, наблюдаем мы ее или нет» В. Гейзенберг.
Вероятность, дополнительность, относительность. Человек перешел на тот уровень исследования, где его влияние оказывается неустранимым в ходе эксперимента, и фиксированным результатом является взаимодействие изучаемого объекта и измерительного прибора.
Постнеклассика. Утрата целостного взгляда на мир, дисциплинарное научное знание усугубляет фрагментарность этой картины. Общество вступило в эпоху перманентного кризиса непонимания. Для постнеклассической науки самой главной является синергетика. Необходим универсальный метаязык науки. Необходима эффективная методология принятия и обоснования решений. Этот язык и методология рождаются в недрах самой науки, в фае междисциплинарного диалога. Синергетика – ее методы востребованы всюду, где имеют дело со сложными, уникальными процессами: от предсказания погоды и судеб биосферы до социума и экономики, истории и психологии. Герман Хакен.
- Наука в культуре современной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм.
- Роль науки в современном образовании и формировании личности.
- Наука и философия. Наука и искусство. Наука и религия.
- Функции науки в жизни общества.
- Наука как социальный институт. Научные сообщества и их исторические типы.
- Возникновение науки и основные стадии её исторической эволюции
- Преднаука и наука в собственном смысле слова.
- Историческое развитие способов трансляции научных знаний.
- Роль христианской теологии в изменении созерцательной позиции ученого.
- Понимание природы в средневековой науке. Манипуляции с природными объектами.
- Западная и восточная средневековая наука.
- Становление опытной науки в новоевропейской культуре (оксфордская школа, Роджер Бэкон, Уильям Оккам)
- Формирование эмпирического и рационалистического методов (ф.Бэкон, р.Декарт)
- Формирование технических наук.
- Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно-организованной науки.
- Становление социальных и гуманитарных наук. Мировоззренческие основания социально-исторического исследования.
- Классическая политэкономия: Смит, Рикардо, марксизм как экономические учения.
- Теория постиндустриального развития общества (Ростоу, Тоффлер, Белл).
- Синергетика как новая парадигма современной науки: самоорганизация, открытые системы, нелинейность.
- Структура научного знания. Эмпирический и теоретический уровни.
- Структура эмпирического знания. Проблема теоретической нагруженности факта
- Структура теоретического знания. Гипотетико-дедуктивный метод.
- Основания науки (Идеалы и нормы исследования. Научная картина мира. Философские основания науки)
- Научная картина мира и ее исторические формы.
- Динамика науки как процесс порождения нового знания.
- Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая наука.
- Сравнение
- Научные революции как точки бифуркации в развитии знания. Нелинейность роста знаний. Т.Кун о структуре научных революций.
- Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации.
- Новые этические проблемы науки в нач. Xx1 столетия. Проблема гуманитарного контроля в науке. Концепция науки к. Поппера.
- Современные проблемы биоэтики.
- Формирование научных дисциплин социально-гуманитарного цикла XX-xx1 столетия. Проблемы экологической этики в современной западной философии (б. Калликот, о. Леопольд, р. Аттфильд).
- Сходство и отличие наук о природе и наук об обществе: современные трактовки проблемы. Возможность применения математики и компьютерного моделирования в социально-гуманитарных науках.
- Особенности субъекта и объекта социально-гуманитарного познания.
- Особенности исследовательского процесса в социально-гуманитарных науках. Философия экономики.
- Концепция неявного личностного знания м.Полани.
- Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании. Оценочные суждения в науке.
- Основные исследовательские программы социально-гуманитарных наук: натуралистическая и культур-центристская.
- Методы социальных и гуманитарных наук.
- Социальная эпистемология: идеи, методы и программы. Проблема как форма научного познания. Особенности постановки проблем в гуманитарном знании.
- 3 Направления, связанные с именами их представителей, каждое из которых по-своему позиционируется по отношению к классической эпистемологии и философии вообще.
- Социокультурное и гуманитарное содержание понятия жизни (а.Бергсон, в.Дильтей).
- Переосмысление категорий пространства и времени в гуманитарном контексте. Время, пространство, хронотоп (м.М.Бахтин).
- Коммуникативность в науках об обществе и культуре: методологические следствия.
- Классическая и неклассическая концепции истины в социально-гуманитарных науках.
- Объяснение и понимание в экономической и юридической науках. Природа и типы объяснений.
- Интерпретация в социальных и гуманитарных науках
- Текст как особая реальность социально-гуманитарного знания.
- Вера, сомнение, знание в социально-гуманитарных науках. Разные типы обоснования веры и знания
- Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания.