Формирование технических наук.
Философия техники. Основатель направления Эрнст Капп (Германия), «Основы философии техники», 1877 г. Энгельмейер П.К.
Предмет и объект философии техники необходимо различать: техническое действие, техническое знание, техническое сознание.
Результатом технического действия является артефакт – техника в виде технического устройства (искусственно созданное). Результат технического знания – техническое действие, направленное на создание артефакта: предписание техническому действию и описание артефакта.
Результат технического сознания – выявление места и роли техники, технической деятельности и технического знания в истории и современной культуре.
Объект технологии – техника как техническое устройство (артефакт).
Объект технической науки – артефакт + техническое действие (техническое действие описывает технический объект – артефакт – и предписывает техническое действие по его созданию).
Объект философии техники – техника, техническая деятельность, техническое сознание, взятые вместе как феномен культуры.
Предмет:
Технологии – техническое действие;
Технической науки – техническое знание;
Философии техники – развитие технического сознания.
Главная задача философии техники – исследование технического отношения к миру, т.е. технического миропонимания. Принцип органопроекции и антропологический критерий.
Природа техники. Техника («технэ» - искусство, мастерство, умение). Платон. Сущность техники – усиливать «органы» и потенции человека, в том числе и интеллектуальные.
Узкий смысл понятия техники – техническое устройство (артефакт), созданное человеком из элементов природы для решения конкретных задач.
Широкий смысл понятия техники – искусственный или организованный прием, усиливающий, улучшающий или облегчающий действие (техника письма, техника плавания, техника вопросов и т.д.).
В отличие от развития науки выделяют доцивилизационный период развития техники.
Древние цивилизации – появление машин (ирригация, сложные технические сооружения, возникновение письменности). Техника воспринимается как сакральное действие по восстановлению миропорядка.
Век просвещения и рационализма, идеи прогресса и революционные потрясения воздвигнут на пьедестал Ньютоновскую науку. Механика – ее внутренняя дифференциация: механика теоретическая, небесная механика, механика машин и механизмов, строительная механика, сопротивление материалов и т.д. Законы динамики. Все это поддерживало и стимулировало машинную технологию, технологическую революцию, основу развития мануфактурного производства раннего капитализма и по сей день составляет львиную долю инженерных знаний.
Промышленный этап развития техники (19-20 вв). Развитие инженерии (возникновение в 19 в), НТР. Далее информационная революция.
- Наука в культуре современной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм.
- Роль науки в современном образовании и формировании личности.
- Наука и философия. Наука и искусство. Наука и религия.
- Функции науки в жизни общества.
- Наука как социальный институт. Научные сообщества и их исторические типы.
- Возникновение науки и основные стадии её исторической эволюции
- Преднаука и наука в собственном смысле слова.
- Историческое развитие способов трансляции научных знаний.
- Роль христианской теологии в изменении созерцательной позиции ученого.
- Понимание природы в средневековой науке. Манипуляции с природными объектами.
- Западная и восточная средневековая наука.
- Становление опытной науки в новоевропейской культуре (оксфордская школа, Роджер Бэкон, Уильям Оккам)
- Формирование эмпирического и рационалистического методов (ф.Бэкон, р.Декарт)
- Формирование технических наук.
- Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно-организованной науки.
- Становление социальных и гуманитарных наук. Мировоззренческие основания социально-исторического исследования.
- Классическая политэкономия: Смит, Рикардо, марксизм как экономические учения.
- Теория постиндустриального развития общества (Ростоу, Тоффлер, Белл).
- Синергетика как новая парадигма современной науки: самоорганизация, открытые системы, нелинейность.
- Структура научного знания. Эмпирический и теоретический уровни.
- Структура эмпирического знания. Проблема теоретической нагруженности факта
- Структура теоретического знания. Гипотетико-дедуктивный метод.
- Основания науки (Идеалы и нормы исследования. Научная картина мира. Философские основания науки)
- Научная картина мира и ее исторические формы.
- Динамика науки как процесс порождения нового знания.
- Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая наука.
- Сравнение
- Научные революции как точки бифуркации в развитии знания. Нелинейность роста знаний. Т.Кун о структуре научных революций.
- Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации.
- Новые этические проблемы науки в нач. Xx1 столетия. Проблема гуманитарного контроля в науке. Концепция науки к. Поппера.
- Современные проблемы биоэтики.
- Формирование научных дисциплин социально-гуманитарного цикла XX-xx1 столетия. Проблемы экологической этики в современной западной философии (б. Калликот, о. Леопольд, р. Аттфильд).
- Сходство и отличие наук о природе и наук об обществе: современные трактовки проблемы. Возможность применения математики и компьютерного моделирования в социально-гуманитарных науках.
- Особенности субъекта и объекта социально-гуманитарного познания.
- Особенности исследовательского процесса в социально-гуманитарных науках. Философия экономики.
- Концепция неявного личностного знания м.Полани.
- Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании. Оценочные суждения в науке.
- Основные исследовательские программы социально-гуманитарных наук: натуралистическая и культур-центристская.
- Методы социальных и гуманитарных наук.
- Социальная эпистемология: идеи, методы и программы. Проблема как форма научного познания. Особенности постановки проблем в гуманитарном знании.
- 3 Направления, связанные с именами их представителей, каждое из которых по-своему позиционируется по отношению к классической эпистемологии и философии вообще.
- Социокультурное и гуманитарное содержание понятия жизни (а.Бергсон, в.Дильтей).
- Переосмысление категорий пространства и времени в гуманитарном контексте. Время, пространство, хронотоп (м.М.Бахтин).
- Коммуникативность в науках об обществе и культуре: методологические следствия.
- Классическая и неклассическая концепции истины в социально-гуманитарных науках.
- Объяснение и понимание в экономической и юридической науках. Природа и типы объяснений.
- Интерпретация в социальных и гуманитарных науках
- Текст как особая реальность социально-гуманитарного знания.
- Вера, сомнение, знание в социально-гуманитарных науках. Разные типы обоснования веры и знания
- Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания.