logo
Философия_кандидатский минимум_word

Понимание природы в средневековой науке. Манипуляции с природными объектами.

Смена ценностных ориентиров в Европе. 529г. н.э. – закрытие академии Платона. Папа своим эдиктом предписывает к сожжению все книги и памятники эллинской культуры.

Рациональность, телеологизм, иерархичность, экспериментальность, моральный символизм, универсализм. Перечисленные особенности средневекового мировоззрения отразились на процессе познания, обусловив его специфические черты.

Все воззрения на природу проходили цензуру церкви и, если в них имелись расхождения с принятыми воззрениями, то объявлялись еретическими и подвергались суду инквизиции.

Открытия законов природы, противоречащие догматам церкви, стоили многим средневековым ученым жизни. Это способствовало усилению элемента созерцательности познания и привело в конечном итоге к застою (стагнации) и даже регрессу научного познания в целом.

Так как средневековые мыслители искали не связи между явлениями природы, а их отношение к Богу, в иерархии вещей, то это привело к отсутствию в науке объективных законов природы, необходимых для оформления естествознания.

Новое понимание природы. Природа не Бог, а творение Бога, но сохраняется и античное понимание природы как начало движения и изменения.

Природа не только сотворена Богом, но и предназначена для человека, его пользы и жизни.

Помимо «сотворенной природы» формируется представление о «творящей природе». Бог не покидает природу. Его воля и энергия проявляется в каждом акте природной жизни.

В связи с этим, естественные изменения, происходящие в природе и описываемые в науке, трактуются в средневековой философии и теологии как происходящие в соответствии с «божественными законами».

Роль христианской теологии в изменении созерцательной позиции ученого: человек творец с маленькой буквы; манипуляция с природными объектами – алхимия, астрология, магия.

Средневековые схоласты: