Классическая политэкономия: Смит, Рикардо, марксизм как экономические учения.
Философия экономики разбирает философский смысл некоторых основных экономических категорий – таких, как хозяйство, труд, свобода, рациональность, желания и потребность, «экономический человек», богатство и бедность и т.п. Эти понятия по своему значению выходят за сферу экономики, их смысл изменяется со временем. Пытаюсь разобраться в их содержании, мы получаем общее представление о природе хозяйственной деятельности, о ее месте в жизненном мире человека.
Термин «политическая экономия» родился в результате сочетания трех древнегреческих слов: «политейя» - общественное устройство, «ойкос» - дом, хозяйство и «номос» - закон. Наряду с экономикой, изучающей и определяющей правила ведения хозяйства на микроуровне, появилась политэкономия, предметом которой является исследование экономических законов и категорий, позволяющих наиболее рационально и эффективно организовать общественное производство в масштабе государства.
Функции:
Познавательная (проникновение в глубь экономической жизни)
Практическая (выражает интересы тех или иных классов, социальных групп)
Идеологическая (пролетарская политэкономия является неотъемлемой частью идеологии рабочего класса)
Методологичекая (теоретическая основа для целого комплекса других наук)
Возникновение классической политэкономии и школы физиократов
У. Петти (1623-1687) является основоположником классической политической экономии. Его положение: «Труд есть отец богатства, а земля - его мать» на целый век опередило обоснованное А.Смитом и его последователями положение о том, что производительный труд является единственным источником богатства государства».
Петти утверждал, что богатство образуют земли страны, дома, корабли и даже домашняя обстановка. Государство может по примеру человека не держать при себе много денег, а постоянно превращать их снова и снова в различные товары с выгодой для себя. Он был одним из первых, кто пытался решить проблему меры ценности земли, товаров и денег, высказал ряд гениальных догадок и определил основные проблемы экономической науки.
На рубеже 16-17 вв. появилась школа физиократов, основателем которой стал Франсуа Кенэ. «Физиократия (от греческого «физис» - природа и «кратос» - власть) означает власть природы. Главной заслугой физиократов является то, что в отличие от меркантилистов, источником богатства они считали не торговлю, а производство». Предметом их исследования стала сферу производства, в рамках сельского хозяйства (меркантилисты исследовали сферу обращения).
А. Смит и Д. Рикардо — вершина классической политэкономии. Расцвет буржуазной классической школы связан прежде всего с именами А. Смита и Д. Рикардо. Адам Смит (1723—1790).
Главным мотивом хозяйственной деятельности человека, по убеждению Смита, является своекорыстный интерес, реализовать который человек может лишь при условии оказания услуг другим людям, предлагая им в обмен свой труд или продукты труда. Трудовая теория стоимости (богатство – результат собственного труда).
Труд и ранний капитализм. Протестантизм. Необходимость упорного труда, что приведет к спасению. Труд как товар, развитые рынки производства, товаров, услуг и труда – с конца 16 в. Один из главных выводов Смита: источником всякого богатства в натуральной и стоимостной (денежной) форме является труд, Поэтому богатство нации зависит от двух основных факторов: от удельного веса населения, занятого производительным трудом, и от уровня производительности труда.
Помогая друг другу, люди содействуют при этом разделению труда, и, в конечном счете, — развитию общества. Этот процесс основан на эгоизме людей, так как каждый из них заботится только о получении собственной выгоды. Условия, которые содействуют свободному проявлению своекорыстных интересов и стихийных законов, Смит называл "естественным порядком". Свобода конкуренции — это основа его экономического учения. Стихийное действие объективных законов он назвал ''невидимой рукой", которая может регулировать экономические процессы при отсутствии вмешательства со стороны государства. С этой ключевой идеей А. Смита связаны его понятия "экономический человек" и принцип "laissez faire", т. е. полная свобода предпринимателей и невмешательство государства в экономику.
«Экономический человек». Мотивы и характеристики хозяйственного человека. Это человек рационального действия. Homo economicus проявляет себя через рационально организованную экономическую деятельность. Также оказало влияние появление протестантизма – «только избранный предопределен к спасению, но человек может показать, что он достоин – трудом и богатством».
Достойным преемником Смита был Давид Рикардо (1772—1823), который завершил создание классической буржуазной политэкономии. Он сформулировал закон трудовой стоимости как самый общий, регулирующий принцип капиталистического хозяйства, доказав, что стоимость товаров, единственным источником которой является труд рабочего, лежит в основе доходов в форме заработной платы, прибыли, процента и ренты.
По мнению Рикардо, товары, обладающие полезностью, черпают свою меновую стоимость из двух источников: своей редкости и количества труда, требующегося для их производства. Существуют некоторые товары, стоимость которых определяется исключительно их редкостью (картины, статуи, редкие книги). Стоимость их совершенно не зависит от количества труда. Но в массе товаров, ежедневно обменивающихся на рынке, такие товары составляют очень незначительную долю. Поэтому, говоря о меновой стоимости и ее измерении, Рикардо имеет в виду только такие товары, количество которых может быть увеличено человеческим трудом и в производстве которых действие конкуренции не подвергается никаким ограничениям. Рикардо выводит общий закон стоимости — стоимость товара прямо пропорциональна количеству труда и обратно пропорциональна производительности труда.
Марксистская (пролетарская) политэкономия. Все предыдущие учения полагали, что эксплуатация предопределена самим господом Богом или Природой человечества. Даже классики буржуазной политэкономии, жившие в эпоху, когда образованные люди решительно осуждали религиозный фанатизм и монархически — феодальное господство, капиталистическую эксплуатацию считали справедливой, а буржуазное общество "естественным порядком". Основоположники нового учения Карл Маркс (1818—1883) и Фридрих Энгельс (1820—1895).
Марксисты по-новому определили и предмет политической экономии. Буржуазные экономисты считают, что предметом этой науки является богатство, его источники, исследование "вечных и естественных принципов" его распределения. Марксистская политическая экономия изучает производственные отношения, экономические законы и категории, в которых выражаются эти отношения. У марксистов экономические законы и категории выступают не как вечные и естественные, а как исторически преходящие. Тем самым политическая экономия была превращена в науку, изучающую исторически преходящие формы общественного производства.
Материальной основой жизнедеятельности людей Маркс считал не природу и не конкретный труд, а абстрактный. Он специально отмечал, что именно им впервые была обнаружена двойственная природа содержащегося в товаре труда (речь идет об абстрактном и природном труде), и от этого обстоятельства зависит понимание политэкономии.
Маркс сравнивал два товара равной стоимости и ставил вопрос об их качественной тождественности. Он полагал, что, несмотря на свою вещественную разновидность, товары равной стоимости содержат одно и тоже количество труда, в котором стерты все различия, столь характерные для неодинаковых видов производительного труда. Вся жизнь общества определяется одним и тем же социальным источником - абстрактным трудом.
Производители конкретного труда, то есть наемные рабочие, посредством абстрактного труда включаются в общественные отношения. Они вынуждены отчуждать свою трудовую деятельность. Абстрактным трудом пользуются в основном буржуа, которые эксплуатируют труд наемных рабочих.
Экономику, политику, социальные отношения, формы общественного сознания были рассмотрены Марксом фактически как формы проявления абстрактного труда.
Метаморфозы абстрактного труда имеют и историческое значение. Маркс в этой связи рассматривал 5 общественно-экономических формаций:
первобытно-общинную;
рабовладельческую;
феодальную;
буржуазную;
коммунистическую.
Только при последней общественная жизнь может быть устроена справедливо.
Динамическим источником социального движения выступает двойственный по своей природе труд, который вызывает к жизни классовую борьбу. Последняя ведет к обществу без классов.
Впоследствии именно с рассуждениями об абстрактном труде Маркса нельзя согласиться. В товарах заложен не абстрактный труд, который по Марксу присутствует, но измерить его нельзя, а ценность, которыми при определении цены руководствуются продавцы и покупатели. Исторический опыт свидетельствует не за, а против реальности абстрактного труда.
- Наука в культуре современной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм.
- Роль науки в современном образовании и формировании личности.
- Наука и философия. Наука и искусство. Наука и религия.
- Функции науки в жизни общества.
- Наука как социальный институт. Научные сообщества и их исторические типы.
- Возникновение науки и основные стадии её исторической эволюции
- Преднаука и наука в собственном смысле слова.
- Историческое развитие способов трансляции научных знаний.
- Роль христианской теологии в изменении созерцательной позиции ученого.
- Понимание природы в средневековой науке. Манипуляции с природными объектами.
- Западная и восточная средневековая наука.
- Становление опытной науки в новоевропейской культуре (оксфордская школа, Роджер Бэкон, Уильям Оккам)
- Формирование эмпирического и рационалистического методов (ф.Бэкон, р.Декарт)
- Формирование технических наук.
- Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно-организованной науки.
- Становление социальных и гуманитарных наук. Мировоззренческие основания социально-исторического исследования.
- Классическая политэкономия: Смит, Рикардо, марксизм как экономические учения.
- Теория постиндустриального развития общества (Ростоу, Тоффлер, Белл).
- Синергетика как новая парадигма современной науки: самоорганизация, открытые системы, нелинейность.
- Структура научного знания. Эмпирический и теоретический уровни.
- Структура эмпирического знания. Проблема теоретической нагруженности факта
- Структура теоретического знания. Гипотетико-дедуктивный метод.
- Основания науки (Идеалы и нормы исследования. Научная картина мира. Философские основания науки)
- Научная картина мира и ее исторические формы.
- Динамика науки как процесс порождения нового знания.
- Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая наука.
- Сравнение
- Научные революции как точки бифуркации в развитии знания. Нелинейность роста знаний. Т.Кун о структуре научных революций.
- Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации.
- Новые этические проблемы науки в нач. Xx1 столетия. Проблема гуманитарного контроля в науке. Концепция науки к. Поппера.
- Современные проблемы биоэтики.
- Формирование научных дисциплин социально-гуманитарного цикла XX-xx1 столетия. Проблемы экологической этики в современной западной философии (б. Калликот, о. Леопольд, р. Аттфильд).
- Сходство и отличие наук о природе и наук об обществе: современные трактовки проблемы. Возможность применения математики и компьютерного моделирования в социально-гуманитарных науках.
- Особенности субъекта и объекта социально-гуманитарного познания.
- Особенности исследовательского процесса в социально-гуманитарных науках. Философия экономики.
- Концепция неявного личностного знания м.Полани.
- Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании. Оценочные суждения в науке.
- Основные исследовательские программы социально-гуманитарных наук: натуралистическая и культур-центристская.
- Методы социальных и гуманитарных наук.
- Социальная эпистемология: идеи, методы и программы. Проблема как форма научного познания. Особенности постановки проблем в гуманитарном знании.
- 3 Направления, связанные с именами их представителей, каждое из которых по-своему позиционируется по отношению к классической эпистемологии и философии вообще.
- Социокультурное и гуманитарное содержание понятия жизни (а.Бергсон, в.Дильтей).
- Переосмысление категорий пространства и времени в гуманитарном контексте. Время, пространство, хронотоп (м.М.Бахтин).
- Коммуникативность в науках об обществе и культуре: методологические следствия.
- Классическая и неклассическая концепции истины в социально-гуманитарных науках.
- Объяснение и понимание в экономической и юридической науках. Природа и типы объяснений.
- Интерпретация в социальных и гуманитарных науках
- Текст как особая реальность социально-гуманитарного знания.
- Вера, сомнение, знание в социально-гуманитарных науках. Разные типы обоснования веры и знания
- Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания.