logo
Философия_кандидатский минимум_word

Классическая политэкономия: Смит, Рикардо, марксизм как экономические учения.

Философия экономики разбирает философский смысл некоторых основных экономических категорий – таких, как хозяйство, труд, свобода, рациональность, желания и потребность, «экономический человек», богатство и бедность и т.п. Эти понятия по своему значению выходят за сферу экономики, их смысл изменяется со временем. Пытаюсь разобраться в их содержании, мы получаем общее представление о природе хозяйственной деятельности, о ее месте в жизненном мире человека.

Термин «политическая экономия» родился в результате сочетания трех древнегреческих слов: «политейя» - общественное устройство, «ойкос» - дом, хозяйство и «номос» - закон. Наряду с экономикой, изучающей и определяющей правила ведения хозяйства на микроуровне, появилась политэкономия, предметом которой является исследование экономических законов и категорий, позволяющих наиболее рационально и эффективно организовать общественное производство в масштабе государства.

Функции:

Возникновение классической политэкономии и школы физиократов

У. Петти (1623-1687) является основоположником классической политической экономии. Его положение: «Труд есть отец богатства, а земля - его мать» на целый век опередило обоснованное А.Смитом и его последователями положение о том, что производительный труд является единственным источником богатства государства».

Петти утверждал, что богатство образуют земли страны, дома, корабли и даже домашняя обстановка. Государство может по примеру человека не держать при себе много денег, а постоянно превращать их снова и снова в различные товары с выгодой для себя. Он был одним из первых, кто пытался решить проблему меры ценности земли, товаров и денег, высказал ряд гениальных догадок и определил основные проблемы экономической науки.

На рубеже 16-17 вв. появилась школа физиократов, основателем которой стал Франсуа Кенэ. «Физиократия (от греческого «физис» - природа и «кратос» - власть) означает власть природы. Главной заслугой физиократов является то, что в отличие от меркантилистов, источником богатства они считали не торговлю, а производство». Предметом их исследования стала сферу производства, в рамках сельского хозяйства (меркантилисты исследовали сферу обращения).

А. Смит и Д. Рикардо — вершина классической политэкономии. Расцвет буржуазной классической школы связан прежде всего с именами А. Смита и Д. Рикардо. Адам Смит (1723—1790).

Главным мотивом хозяйственной деятельности человека, по убеждению Смита, является своекорыстный интерес, реализовать который человек может лишь при условии оказания услуг другим людям, предлагая им в обмен свой труд или продукты труда. Трудовая теория стоимости (богатство – результат собственного труда).

Труд и ранний капитализм. Протестантизм. Необходимость упорного труда, что приведет к спасению. Труд как товар, развитые рынки производства, товаров, услуг и труда – с конца 16 в. Один из главных выводов Смита: источником всякого богатства в натуральной и стоимостной (денежной) форме является труд, Поэтому богатство нации зависит от двух основных факторов: от удельного веса населения, занятого производительным трудом, и от уровня производительности труда.

Помогая друг другу, люди содействуют при этом разделению труда, и, в конечном счете, — развитию общества. Этот процесс основан на эгоизме людей, так как каждый из них заботится только о получении собственной выгоды. Условия, которые содействуют свободному проявлению своекорыстных интересов и стихийных законов, Смит называл "естественным порядком". Свобода конкуренции — это основа его экономического учения. Стихийное действие объективных законов он назвал ''невидимой рукой", которая может регулировать экономические процессы при отсутствии вмешательства со стороны государства. С этой ключевой идеей А. Смита связаны его понятия "экономический человек" и принцип "laissez faire", т. е. полная свобода предпринимателей и невмешательство государства в экономику.

«Экономический человек». Мотивы и характеристики хозяйственного человека. Это человек рационального действия. Homo economicus проявляет себя через рационально организованную экономическую деятельность. Также оказало влияние появление протестантизма – «только избранный предопределен к спасению, но человек может показать, что он достоин – трудом и богатством».

Достойным преемником Смита был Давид Рикардо (1772—1823), который завершил создание классической буржуазной политэкономии. Он сформулировал закон трудовой стоимости как самый общий, регулирующий принцип капиталистического хозяйства, доказав, что стоимость товаров, единственным источником которой является труд рабочего, лежит в основе доходов в форме заработной платы, прибыли, процента и ренты.

По мнению Рикардо, товары, обладающие полезностью, черпают свою меновую стоимость из двух источников: своей редкости и количества труда, требующегося для их производства. Существуют некоторые товары, стоимость которых определяется исключительно их редкостью (картины, статуи, редкие книги). Стоимость их совершенно не зависит от количества труда. Но в массе товаров, ежедневно обменивающихся на рынке, такие товары составляют очень незначительную долю. Поэтому, говоря о меновой стоимости и ее измерении, Рикардо имеет в виду только такие товары, количество которых может быть увеличено человеческим трудом и в производстве которых действие конкуренции не подвергается никаким ограничениям. Рикардо выводит общий закон стоимости — стоимость товара прямо пропорциональна количеству труда и обратно пропорциональна производительности труда.

Марксистская (пролетарская) политэкономия. Все предыдущие учения полагали, что эксплуатация предопределена самим господом Богом или Природой человечества. Даже классики буржуазной политэкономии, жившие в эпоху, когда образованные люди решительно осуждали религиозный фанатизм и монархически — феодальное господство, капиталистическую эксплуатацию считали справедливой, а буржуазное общество "естественным порядком". Основоположники нового учения Карл Маркс (1818—1883) и Фридрих Энгельс (1820—1895).

Марксисты по-новому определили и предмет политической экономии. Буржуазные экономисты считают, что предметом этой науки является богатство, его источники, исследование "вечных и естественных принципов" его распределения. Марксистская политическая экономия изучает производственные отношения, экономические законы и категории, в которых выражаются эти отношения. У марксистов экономические законы и категории выступают не как вечные и естественные, а как исторически преходящие. Тем самым политическая экономия была превращена в науку, изучающую исторически преходящие формы общественного производства.

Материальной основой жизнедеятельности людей Маркс считал не природу и не конкретный труд, а абстрактный. Он специально отмечал, что именно им впервые была обнаружена двойственная природа содержащегося в товаре труда (речь идет об абстрактном и природном труде), и от этого обстоятельства зависит понимание политэкономии.

Маркс сравнивал два товара равной стоимости и ставил вопрос об их качественной тождественности. Он полагал, что, несмотря на свою вещественную разновидность, товары равной стоимости содержат одно и тоже количество труда, в котором стерты все различия, столь характерные для неодинаковых видов производительного труда. Вся жизнь общества определяется одним и тем же социальным источником - абстрактным трудом.

Производители конкретного труда, то есть наемные рабочие, посредством абстрактного труда включаются в общественные отношения. Они вынуждены отчуждать свою трудовую деятельность. Абстрактным трудом пользуются в основном буржуа, которые эксплуатируют труд наемных рабочих.

Экономику, политику, социальные отношения, формы общественного сознания были рассмотрены Марксом фактически как формы проявления абстрактного труда.

Метаморфозы абстрактного труда имеют и историческое значение. Маркс в этой связи рассматривал 5 общественно-экономических формаций:

Только при последней общественная жизнь может быть устроена справедливо.

Динамическим источником социального движения выступает двойственный по своей природе труд, который вызывает к жизни классовую борьбу. Последняя ведет к обществу без классов.

Впоследствии именно с рассуждениями об абстрактном труде Маркса нельзя согласиться. В товарах заложен не абстрактный труд, который по Марксу присутствует, но измерить его нельзя, а ценность, которыми при определении цены руководствуются продавцы и покупатели. Исторический опыт свидетельствует не за, а против реальности абстрактного труда.