logo
Философия_кандидатский минимум_word

Западная и восточная средневековая наука.

Формирование научной культуры средневековья. Смена ценностных ориентиров в Европе. Наука и религия - основная антитеза ценностных установок Средневековья. Система теологического миросозерцания: универсализм, символизм, иерархизм, телеологизм.

Новое понимание природы. Природа не Бог, а творение Бога, но сохраняется и античное понимание природы как начало движения и изменения.

В средние века: Философия была вынуждена существовать на положении служанки богословия. Большинство философов ревностно служили богословию. В XIII и, тем более, в XIV в. такое безоговорочное служение религии сочеталось с признанием значимости разума. (Фома Аквинский, Бонавентура, Мейстер Экхарт).

Западная и восточная ветви средневековой науки, их особенности.

Арабская наука, ее роль в развитии европейской науки. Главные центры развития арабской науки, основные персоналии и достижения.

На Востоке в средние века наметился прогресс в области математических, физических, астрономических, медицинских знаний.

Начиная с 7 в. в странах Ближнего и Среднего Востока произошли важные изменения. Арабы в очень короткий срок захватили обширные территории, на которых был создан Арабский халифат, где строились обсерватории, создавались библиотеки при дворцах, мечетях. Внутренняя и внешняя торговля также способствовала распространению и передаче знаний.

Первый научный центр халифата — Багдад (к 8 — начало 9 в.). Труды ученых разных стран переводятся на арабский.

Как и в античности, в арабоязычном средневековье было немало ученых-энциклопедистов, сделавших значительный вклад в различные науки. Среди них — среднеазиатский ученый аль-Бируни (973—1048), в произведениях которого трактовались вопросы математики, астрономии, физики, географии, общей геологии, минералогии, ботаники, этнографии, истории и хронологии. Так, Бируни установил метод определения географических долгот, близкий к современному, а также определил длину окружности Земли.

Широко известна деятельность арабских ученых в области алхимии.

К наиб ярким представителям ближневосточного средневековья можно отнести Омара Хайяма (1048—1131).: взамен лунного календаря, принесенного арабами, он возвратился к солнечному календарю, который был принят в Иране и Средней Азии до арабского завоевания, и усовершенствовал его.

Авиценна (980—1037). Ибн-Рушд (1126—1198) —автор медицинских трудов, комментатор Аристотеля, считал, что активный интеллект, существуя вне и независимо от индивидуумов, есть вечный коллективный разум рода человеческого, который не возникает, не уничтожается и заключает в себе общие истины в обязательной для всех форме.

В XV в. после убийства Улугбека и разгрома Самаркандской обсерватории начинается период заката математических, физических и астрономических знаний на Востоке и центр разработки проблем естествознания, математики переносится в Западную Европу.