Западная и восточная средневековая наука.
Формирование научной культуры средневековья. Смена ценностных ориентиров в Европе. Наука и религия - основная антитеза ценностных установок Средневековья. Система теологического миросозерцания: универсализм, символизм, иерархизм, телеологизм.
Новое понимание природы. Природа не Бог, а творение Бога, но сохраняется и античное понимание природы как начало движения и изменения.
В средние века: Философия была вынуждена существовать на положении служанки богословия. Большинство философов ревностно служили богословию. В XIII и, тем более, в XIV в. такое безоговорочное служение религии сочеталось с признанием значимости разума. (Фома Аквинский, Бонавентура, Мейстер Экхарт).
Западная и восточная ветви средневековой науки, их особенности.
Арабская наука, ее роль в развитии европейской науки. Главные центры развития арабской науки, основные персоналии и достижения.
На Востоке в средние века наметился прогресс в области математических, физических, астрономических, медицинских знаний.
Начиная с 7 в. в странах Ближнего и Среднего Востока произошли важные изменения. Арабы в очень короткий срок захватили обширные территории, на которых был создан Арабский халифат, где строились обсерватории, создавались библиотеки при дворцах, мечетях. Внутренняя и внешняя торговля также способствовала распространению и передаче знаний.
Первый научный центр халифата — Багдад (к 8 — начало 9 в.). Труды ученых разных стран переводятся на арабский.
Как и в античности, в арабоязычном средневековье было немало ученых-энциклопедистов, сделавших значительный вклад в различные науки. Среди них — среднеазиатский ученый аль-Бируни (973—1048), в произведениях которого трактовались вопросы математики, астрономии, физики, географии, общей геологии, минералогии, ботаники, этнографии, истории и хронологии. Так, Бируни установил метод определения географических долгот, близкий к современному, а также определил длину окружности Земли.
Широко известна деятельность арабских ученых в области алхимии.
К наиб ярким представителям ближневосточного средневековья можно отнести Омара Хайяма (1048—1131).: взамен лунного календаря, принесенного арабами, он возвратился к солнечному календарю, который был принят в Иране и Средней Азии до арабского завоевания, и усовершенствовал его.
Авиценна (980—1037). Ибн-Рушд (1126—1198) —автор медицинских трудов, комментатор Аристотеля, считал, что активный интеллект, существуя вне и независимо от индивидуумов, есть вечный коллективный разум рода человеческого, который не возникает, не уничтожается и заключает в себе общие истины в обязательной для всех форме.
В XV в. после убийства Улугбека и разгрома Самаркандской обсерватории начинается период заката математических, физических и астрономических знаний на Востоке и центр разработки проблем естествознания, математики переносится в Западную Европу.
-
Содержание
- Наука в культуре современной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм.
- Роль науки в современном образовании и формировании личности.
- Наука и философия. Наука и искусство. Наука и религия.
- Функции науки в жизни общества.
- Наука как социальный институт. Научные сообщества и их исторические типы.
- Возникновение науки и основные стадии её исторической эволюции
- Преднаука и наука в собственном смысле слова.
- Историческое развитие способов трансляции научных знаний.
- Роль христианской теологии в изменении созерцательной позиции ученого.
- Понимание природы в средневековой науке. Манипуляции с природными объектами.
- Западная и восточная средневековая наука.
- Становление опытной науки в новоевропейской культуре (оксфордская школа, Роджер Бэкон, Уильям Оккам)
- Формирование эмпирического и рационалистического методов (ф.Бэкон, р.Декарт)
- Формирование технических наук.
- Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно-организованной науки.
- Становление социальных и гуманитарных наук. Мировоззренческие основания социально-исторического исследования.
- Классическая политэкономия: Смит, Рикардо, марксизм как экономические учения.
- Теория постиндустриального развития общества (Ростоу, Тоффлер, Белл).
- Синергетика как новая парадигма современной науки: самоорганизация, открытые системы, нелинейность.
- Структура научного знания. Эмпирический и теоретический уровни.
- Структура эмпирического знания. Проблема теоретической нагруженности факта
- Структура теоретического знания. Гипотетико-дедуктивный метод.
- Основания науки (Идеалы и нормы исследования. Научная картина мира. Философские основания науки)
- Научная картина мира и ее исторические формы.
- Динамика науки как процесс порождения нового знания.
- Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая наука.
- Сравнение
- Научные революции как точки бифуркации в развитии знания. Нелинейность роста знаний. Т.Кун о структуре научных революций.
- Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации.
- Новые этические проблемы науки в нач. Xx1 столетия. Проблема гуманитарного контроля в науке. Концепция науки к. Поппера.
- Современные проблемы биоэтики.
- Формирование научных дисциплин социально-гуманитарного цикла XX-xx1 столетия. Проблемы экологической этики в современной западной философии (б. Калликот, о. Леопольд, р. Аттфильд).
- Сходство и отличие наук о природе и наук об обществе: современные трактовки проблемы. Возможность применения математики и компьютерного моделирования в социально-гуманитарных науках.
- Особенности субъекта и объекта социально-гуманитарного познания.
- Особенности исследовательского процесса в социально-гуманитарных науках. Философия экономики.
- Концепция неявного личностного знания м.Полани.
- Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании. Оценочные суждения в науке.
- Основные исследовательские программы социально-гуманитарных наук: натуралистическая и культур-центристская.
- Методы социальных и гуманитарных наук.
- Социальная эпистемология: идеи, методы и программы. Проблема как форма научного познания. Особенности постановки проблем в гуманитарном знании.
- 3 Направления, связанные с именами их представителей, каждое из которых по-своему позиционируется по отношению к классической эпистемологии и философии вообще.
- Социокультурное и гуманитарное содержание понятия жизни (а.Бергсон, в.Дильтей).
- Переосмысление категорий пространства и времени в гуманитарном контексте. Время, пространство, хронотоп (м.М.Бахтин).
- Коммуникативность в науках об обществе и культуре: методологические следствия.
- Классическая и неклассическая концепции истины в социально-гуманитарных науках.
- Объяснение и понимание в экономической и юридической науках. Природа и типы объяснений.
- Интерпретация в социальных и гуманитарных науках
- Текст как особая реальность социально-гуманитарного знания.
- Вера, сомнение, знание в социально-гуманитарных науках. Разные типы обоснования веры и знания
- Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания.