Синергетика как новая парадигма современной науки: самоорганизация, открытые системы, нелинейность.
Для постнеклассической науки самой главной является синергетика. Необходим универсальный метаязык науки. Необходима эффективная методология принятия и обоснования решений. Этот язык и методология рождаются в недрах самой науки, в фае междисциплинарного диалога.
Синергетика – ее методы востребованы всюду, где имеют дело со сложными, уникальными процессами: от предсказания погоды и судеб биосферы до социума и экономики, истории и психологии. Герман Хакен.
Долгое время существовало мнение, что системы неорганической природы в корне противоположны живым системам, ибо они якобы неспособны к какой-либо эволюции, а в состоянии только разрушаться. Сложные социальные, живые, биологические системы способны самоорганизовываться и способны эволюционировать (усложнение).
Противоречие. Первый шаг к разрешению противоречия было связано с введением открытой системы, которая в отличие от закрытой системы учитывает ее взаимодействие с окружающей средой.
В открытой системе действуют принципы положительной и отрицательной связей (накопления эффекта или стабилизации). Изучение сложноорганизованных систем и положительной обратной связи – изучается синэргетикой.
Принципы синергетики. Цель-программу поведения системы в состоянии гомеостаза называют аттрактор (притягиватель). Эти структуры существуют лишь пока в систему подается поток вещества и энергии. То так называемые диссипативные структуры (далекие от равновесия). Именно такими являются все живые системы.
Параметры порядка – описание смысла поведения системы и цели-аттрактора системы.
Описанная природа параметров порядка называется принципом подчинения, когда изменение параметра порядка передается другим элементам (как роль законодательства в обществе). Невозможность полной редукции.
Нелинейность, более одного решения. В системе число связей между ее элементами растет быстрее числа самих элементов. Нелинейность ярко проявляется вблизи границ существования системы.
Момент скачка, момент выбора пути – точка бифуркации.
В кризисных ситуациях востребованы нелинейные методы и нелинейное мышление.
Незамкнутость (открытость).
Значимость точек бифуркации – слабое воздействие, не обязательно силовые, можно влиять на выбор поведения системы.
-
Содержание
- Наука в культуре современной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм.
- Роль науки в современном образовании и формировании личности.
- Наука и философия. Наука и искусство. Наука и религия.
- Функции науки в жизни общества.
- Наука как социальный институт. Научные сообщества и их исторические типы.
- Возникновение науки и основные стадии её исторической эволюции
- Преднаука и наука в собственном смысле слова.
- Историческое развитие способов трансляции научных знаний.
- Роль христианской теологии в изменении созерцательной позиции ученого.
- Понимание природы в средневековой науке. Манипуляции с природными объектами.
- Западная и восточная средневековая наука.
- Становление опытной науки в новоевропейской культуре (оксфордская школа, Роджер Бэкон, Уильям Оккам)
- Формирование эмпирического и рационалистического методов (ф.Бэкон, р.Декарт)
- Формирование технических наук.
- Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно-организованной науки.
- Становление социальных и гуманитарных наук. Мировоззренческие основания социально-исторического исследования.
- Классическая политэкономия: Смит, Рикардо, марксизм как экономические учения.
- Теория постиндустриального развития общества (Ростоу, Тоффлер, Белл).
- Синергетика как новая парадигма современной науки: самоорганизация, открытые системы, нелинейность.
- Структура научного знания. Эмпирический и теоретический уровни.
- Структура эмпирического знания. Проблема теоретической нагруженности факта
- Структура теоретического знания. Гипотетико-дедуктивный метод.
- Основания науки (Идеалы и нормы исследования. Научная картина мира. Философские основания науки)
- Научная картина мира и ее исторические формы.
- Динамика науки как процесс порождения нового знания.
- Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая наука.
- Сравнение
- Научные революции как точки бифуркации в развитии знания. Нелинейность роста знаний. Т.Кун о структуре научных революций.
- Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации.
- Новые этические проблемы науки в нач. Xx1 столетия. Проблема гуманитарного контроля в науке. Концепция науки к. Поппера.
- Современные проблемы биоэтики.
- Формирование научных дисциплин социально-гуманитарного цикла XX-xx1 столетия. Проблемы экологической этики в современной западной философии (б. Калликот, о. Леопольд, р. Аттфильд).
- Сходство и отличие наук о природе и наук об обществе: современные трактовки проблемы. Возможность применения математики и компьютерного моделирования в социально-гуманитарных науках.
- Особенности субъекта и объекта социально-гуманитарного познания.
- Особенности исследовательского процесса в социально-гуманитарных науках. Философия экономики.
- Концепция неявного личностного знания м.Полани.
- Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании. Оценочные суждения в науке.
- Основные исследовательские программы социально-гуманитарных наук: натуралистическая и культур-центристская.
- Методы социальных и гуманитарных наук.
- Социальная эпистемология: идеи, методы и программы. Проблема как форма научного познания. Особенности постановки проблем в гуманитарном знании.
- 3 Направления, связанные с именами их представителей, каждое из которых по-своему позиционируется по отношению к классической эпистемологии и философии вообще.
- Социокультурное и гуманитарное содержание понятия жизни (а.Бергсон, в.Дильтей).
- Переосмысление категорий пространства и времени в гуманитарном контексте. Время, пространство, хронотоп (м.М.Бахтин).
- Коммуникативность в науках об обществе и культуре: методологические следствия.
- Классическая и неклассическая концепции истины в социально-гуманитарных науках.
- Объяснение и понимание в экономической и юридической науках. Природа и типы объяснений.
- Интерпретация в социальных и гуманитарных науках
- Текст как особая реальность социально-гуманитарного знания.
- Вера, сомнение, знание в социально-гуманитарных науках. Разные типы обоснования веры и знания
- Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания.