logo
Философия_кандидатский минимум_word

Роль науки в современном образовании и формировании личности.

Роль науки в современном образовании А.Г. Новиков.

Современным обществом невозможно управлять без науки. Наука меняет социальную структуру общества. Во всем мире растет численность занятых умственным трудом и уменьшается численность занятых неквалифицированным физическим трудом.

Воздействие науки на человека непосредственно происходит через образование. То есть «наука – образование – человек».

В различных странах становление системы образования происходило по-разному. Например, современная система образования в европейских странах и США формировалась в конце XVIII – начале XIX века в тесной связи с развитием науки и научных учреждений. В этот период наука и образование становятся составными частями государства. К тому же государство свою военную и промышленную мощь создавало с помощью науки и образования. Несколько иная ситуация сложилась в Великобритании в отличие от Германии, Италии, России и Франции. Здесь образование стало частным делом граждан, ибо образовательная деятельность непосредственно является функцией правительства. В Германии «именно государство выступало гарантом свободы университетов, их независимости от частного капитала.

Наука в существенной мере расширяет кругозор учащихся.Через живое слово наука доводится до детей.

Азы науки собираются доводить до детей через Интернет. Предпочтение начинают давать «невидимым колледжам», дистанционному обучению, виртуальным институтам. Теряется живое общение Учителя и ученика. Уменьшается роль Учителя, нет воспитания на живом примере.

Формирование научного мировоззрения происходит тоже благодаря системе образования, которая играет существенную роль в формировании личности. Современная цивилизация стремится к тому, чтобы подготовить и использовать огромный потенциал специалистов с высшим образованием.

Роль науки в образовании заключается в том, что она охватывает все компоненты образовательного процесса: цели, средства, результаты, принципы, формы и методы. Основными единицами образовательной матрицы выступают научные смыслы, которые включают личность обучаемого в реальный процесс жизнедеятельности. «Образовательный процесс выступает в качестве «исходной территории», на которой происходит встреча индивида и науки, а также его подготовка к жизнедеятельности в данном обществе и формирование зрелой личности».

Наука изменила жизненный цикл человека, в связи с необходимостью получения образования, возраст начала трудовой деятельности повышается. Появилась потребность непрерывного образования без отрыва от трудовой деятельности.

Наука ускоряет темп социальных изменений.

На наших глазах идет информационная революция: компьюникация – объединение в единое целое производства, хранения и передачи информации.

Сегодня инвестиции в сферу образования являются наиболее эффективными.