logo
Философия_кандидатский минимум_word

Переосмысление категорий пространства и времени в гуманитарном контексте. Время, пространство, хронотоп (м.М.Бахтин).

Исследования последних лет обнаружили новые аспекты времени. Возникает необходимость осмысления современных понятий с учетом новейших тенденций в философии, науке, социологии, политологии и экономике.

Классика. В классической физике время — непрерывная величина, ничем не определяемая. В термодинамике, как и в квантовой механике, время необратимо, а в релятивистской физике ход времени зависит от движения системы отсчета.

В истории. В Средние века понятие времени в основном имело тесную связь с теологией, главным образом с проблемой сотворения мира. В конце XVII – начале XVIII веков одним из основных движущих факторов анализа времени стало теоретическое естествознание. Развитие естествознания в начале XX века привело к открытию фундаментальной связи между пространством и временем.

Философия. Существуют различные философские концепции времени.

Начиная с XIX века философия все больше сосредотачивала внимание на проблеме времени. В монадологии Лейбница время субъективно — это всего лишь способ восприятия монад. В философской системе И. Канта время рассматривается как априорная форма чувственного созерцания. «Время есть не что иное, как форма внутреннего чувства, т.е. созерцания нас самих и нашего внутреннего состояния». Ньютон считал пространство и время абсолютными понятиями, едиными для всей Вселенной, и явно указал на это в своих «Началах».

Статическая и динамическая: принципы временного упорядочения явлений.

A-рядом принято называть порядок "прошлое-настоящее-будущее" – динамическая концепция. B-ряд - порядок "раньше-позже" или, в трехчленном представлении, "раньше-одновременно-позже" – статическая концепция.

Субстенциальная и реляционная: реляционная концепция отрицает существование времени как самостоятельного явления и трактует его как специфическое проявление свойств самих физических тел и происходящих с ними изменений. Субстанциональная концепция предполагает, что время есть самостоятельное явление природы, существующее наряду с пространством, веществом и физическими полями. Современная физика не дает оснований для предпочтения ни одной из этих концепций.

Объективное и субъективное время

Объективное время измеряется отрезками пути небесных тел и существует независимо от сознания индивида.

Субъективное время - это восприятие объективно реального времени человеком, оценка им длительности и последовательности временных интервалов, это временные отношения в их непосредственной данности субъекту. Субъективное время отличается у разных людей в зависимости от социальных, психологических и половозрастных предпосылок.

Объективное и субъективное время крайне тесно взаимосвязаны. Человек оказывается способным осваивать время, превращая его из физического или биологического в человеческое, субъективное, то есть основанное на осознании времени. Осознает его конечность, затем осознание времени в культуре и социального времени.

Культурно-историческое время. Представления о времени в различных культурах могут кардинально отличаться. В одних культурах время принято считать цикличным, спиралевидным. В других культурах время воспринимается как дорога между прошлым и будущим, по которой идет общество. Существуют и такие культуры, где человеческая жизнь считается стационарной во времени.

В таком же смысле каждое общество имеет определенное и свойственное для него восприятие времени в зависимости от внимания к прошлому, настоящему или будущему.

Прошлое осталось, оно живет в нас, оно продолжается в памятниках культуры. Познание исторического времени осуществляется в контексте социальных наук, в особенности в политологии, экономики, социологии и психологии.

Социальное время. Возникшее в XX веке понятие «социальное время» отражает многообразные временные отношения, относящиеся к человеческой деятельности.

Социальное время - время, в которое человеческая активность создает общество. Характеризуется возможностью ускорения или замедления в зависимости от частоты событий. Понятие социального времени предложили социологи П.А. Сорокин и Р. Мертон, связав его со временем выполнения общественных функций.

Социальное время принципиально немыслимо вне человеческой деятельности.

На ранних стадиях общественного развития социальные процессы в обществе были более медленными. В обществе Нового времени социальные процессы ускоряются, происходит более интенсивное развитие и линейно направленное время проявляется наиболее отчетливо. Еще в большей мере ускорение социальных процессов свойственно современной эпохе.

Ф. Бродель в рамках своей теории “социального времени разных скоростей” выделяет: время, соразмерное с ритмом повседневной жизни индивида; время, характерное для цикла экономической жизни; время “большой продолжительности” - историю человечества вместе с окружающей его средой. Это только самые основные, по мнению Броделя, ритмы времени.

Скорость протекания социального времени определяется его насыщенностью социально значимыми историческими событиями.

Время, пространство, хронотоп

Хроното́п (от др.-греч. χρόνος, «время» и τόπος, «место») — «закономерная связь пространственно-временных координат». Термин, введённый А.А. Ухтомским в контексте его физиологических исследований, и затем (по почину М. М. Бахтина) перешедший в гуманитарную сферу.

Бахтин вводит это понятие в контекст человеческого восприятия: «с точки зрения хронотопа, существуют уже не отвлеченные точки, но живые и неизгладимые из бытия события». Он также понимал под хронотопом «существенную взаимосвязь временных и пространственных отношений». Благодаря работам Бахтина термин получил значительное распространение в русском и зарубежном литературоведении.

Топографический хронотоп связан с узнаваемостью в романе конкретного исторического времени и места, а также событий. Топографический хронотоп является хронотопом сюжета. Психологический хронотоп - хронотоп персонажей. Метафизический хронотоп – ощущения.