Переосмысление категорий пространства и времени в гуманитарном контексте. Время, пространство, хронотоп (м.М.Бахтин).
Исследования последних лет обнаружили новые аспекты времени. Возникает необходимость осмысления современных понятий с учетом новейших тенденций в философии, науке, социологии, политологии и экономике.
Классика. В классической физике время — непрерывная величина, ничем не определяемая. В термодинамике, как и в квантовой механике, время необратимо, а в релятивистской физике ход времени зависит от движения системы отсчета.
В истории. В Средние века понятие времени в основном имело тесную связь с теологией, главным образом с проблемой сотворения мира. В конце XVII – начале XVIII веков одним из основных движущих факторов анализа времени стало теоретическое естествознание. Развитие естествознания в начале XX века привело к открытию фундаментальной связи между пространством и временем.
Философия. Существуют различные философские концепции времени.
Начиная с XIX века философия все больше сосредотачивала внимание на проблеме времени. В монадологии Лейбница время субъективно — это всего лишь способ восприятия монад. В философской системе И. Канта время рассматривается как априорная форма чувственного созерцания. «Время есть не что иное, как форма внутреннего чувства, т.е. созерцания нас самих и нашего внутреннего состояния». Ньютон считал пространство и время абсолютными понятиями, едиными для всей Вселенной, и явно указал на это в своих «Началах».
Статическая и динамическая: принципы временного упорядочения явлений.
A-рядом принято называть порядок "прошлое-настоящее-будущее" – динамическая концепция. B-ряд - порядок "раньше-позже" или, в трехчленном представлении, "раньше-одновременно-позже" – статическая концепция.
Субстенциальная и реляционная: реляционная концепция отрицает существование времени как самостоятельного явления и трактует его как специфическое проявление свойств самих физических тел и происходящих с ними изменений. Субстанциональная концепция предполагает, что время есть самостоятельное явление природы, существующее наряду с пространством, веществом и физическими полями. Современная физика не дает оснований для предпочтения ни одной из этих концепций.
Объективное и субъективное время
Объективное время измеряется отрезками пути небесных тел и существует независимо от сознания индивида.
Субъективное время - это восприятие объективно реального времени человеком, оценка им длительности и последовательности временных интервалов, это временные отношения в их непосредственной данности субъекту. Субъективное время отличается у разных людей в зависимости от социальных, психологических и половозрастных предпосылок.
Объективное и субъективное время крайне тесно взаимосвязаны. Человек оказывается способным осваивать время, превращая его из физического или биологического в человеческое, субъективное, то есть основанное на осознании времени. Осознает его конечность, затем осознание времени в культуре и социального времени.
Культурно-историческое время. Представления о времени в различных культурах могут кардинально отличаться. В одних культурах время принято считать цикличным, спиралевидным. В других культурах время воспринимается как дорога между прошлым и будущим, по которой идет общество. Существуют и такие культуры, где человеческая жизнь считается стационарной во времени.
В таком же смысле каждое общество имеет определенное и свойственное для него восприятие времени в зависимости от внимания к прошлому, настоящему или будущему.
Прошлое осталось, оно живет в нас, оно продолжается в памятниках культуры. Познание исторического времени осуществляется в контексте социальных наук, в особенности в политологии, экономики, социологии и психологии.
Социальное время. Возникшее в XX веке понятие «социальное время» отражает многообразные временные отношения, относящиеся к человеческой деятельности.
Социальное время - время, в которое человеческая активность создает общество. Характеризуется возможностью ускорения или замедления в зависимости от частоты событий. Понятие социального времени предложили социологи П.А. Сорокин и Р. Мертон, связав его со временем выполнения общественных функций.
Социальное время принципиально немыслимо вне человеческой деятельности.
На ранних стадиях общественного развития социальные процессы в обществе были более медленными. В обществе Нового времени социальные процессы ускоряются, происходит более интенсивное развитие и линейно направленное время проявляется наиболее отчетливо. Еще в большей мере ускорение социальных процессов свойственно современной эпохе.
Ф. Бродель в рамках своей теории “социального времени разных скоростей” выделяет: время, соразмерное с ритмом повседневной жизни индивида; время, характерное для цикла экономической жизни; время “большой продолжительности” - историю человечества вместе с окружающей его средой. Это только самые основные, по мнению Броделя, ритмы времени.
Скорость протекания социального времени определяется его насыщенностью социально значимыми историческими событиями.
Время, пространство, хронотоп
Хроното́п (от др.-греч. χρόνος, «время» и τόπος, «место») — «закономерная связь пространственно-временных координат». Термин, введённый А.А. Ухтомским в контексте его физиологических исследований, и затем (по почину М. М. Бахтина) перешедший в гуманитарную сферу.
Бахтин вводит это понятие в контекст человеческого восприятия: «с точки зрения хронотопа, существуют уже не отвлеченные точки, но живые и неизгладимые из бытия события». Он также понимал под хронотопом «существенную взаимосвязь временных и пространственных отношений». Благодаря работам Бахтина термин получил значительное распространение в русском и зарубежном литературоведении.
Топографический хронотоп связан с узнаваемостью в романе конкретного исторического времени и места, а также событий. Топографический хронотоп является хронотопом сюжета. Психологический хронотоп - хронотоп персонажей. Метафизический хронотоп – ощущения.
- Наука в культуре современной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм.
- Роль науки в современном образовании и формировании личности.
- Наука и философия. Наука и искусство. Наука и религия.
- Функции науки в жизни общества.
- Наука как социальный институт. Научные сообщества и их исторические типы.
- Возникновение науки и основные стадии её исторической эволюции
- Преднаука и наука в собственном смысле слова.
- Историческое развитие способов трансляции научных знаний.
- Роль христианской теологии в изменении созерцательной позиции ученого.
- Понимание природы в средневековой науке. Манипуляции с природными объектами.
- Западная и восточная средневековая наука.
- Становление опытной науки в новоевропейской культуре (оксфордская школа, Роджер Бэкон, Уильям Оккам)
- Формирование эмпирического и рационалистического методов (ф.Бэкон, р.Декарт)
- Формирование технических наук.
- Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно-организованной науки.
- Становление социальных и гуманитарных наук. Мировоззренческие основания социально-исторического исследования.
- Классическая политэкономия: Смит, Рикардо, марксизм как экономические учения.
- Теория постиндустриального развития общества (Ростоу, Тоффлер, Белл).
- Синергетика как новая парадигма современной науки: самоорганизация, открытые системы, нелинейность.
- Структура научного знания. Эмпирический и теоретический уровни.
- Структура эмпирического знания. Проблема теоретической нагруженности факта
- Структура теоретического знания. Гипотетико-дедуктивный метод.
- Основания науки (Идеалы и нормы исследования. Научная картина мира. Философские основания науки)
- Научная картина мира и ее исторические формы.
- Динамика науки как процесс порождения нового знания.
- Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая наука.
- Сравнение
- Научные революции как точки бифуркации в развитии знания. Нелинейность роста знаний. Т.Кун о структуре научных революций.
- Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации.
- Новые этические проблемы науки в нач. Xx1 столетия. Проблема гуманитарного контроля в науке. Концепция науки к. Поппера.
- Современные проблемы биоэтики.
- Формирование научных дисциплин социально-гуманитарного цикла XX-xx1 столетия. Проблемы экологической этики в современной западной философии (б. Калликот, о. Леопольд, р. Аттфильд).
- Сходство и отличие наук о природе и наук об обществе: современные трактовки проблемы. Возможность применения математики и компьютерного моделирования в социально-гуманитарных науках.
- Особенности субъекта и объекта социально-гуманитарного познания.
- Особенности исследовательского процесса в социально-гуманитарных науках. Философия экономики.
- Концепция неявного личностного знания м.Полани.
- Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании. Оценочные суждения в науке.
- Основные исследовательские программы социально-гуманитарных наук: натуралистическая и культур-центристская.
- Методы социальных и гуманитарных наук.
- Социальная эпистемология: идеи, методы и программы. Проблема как форма научного познания. Особенности постановки проблем в гуманитарном знании.
- 3 Направления, связанные с именами их представителей, каждое из которых по-своему позиционируется по отношению к классической эпистемологии и философии вообще.
- Социокультурное и гуманитарное содержание понятия жизни (а.Бергсон, в.Дильтей).
- Переосмысление категорий пространства и времени в гуманитарном контексте. Время, пространство, хронотоп (м.М.Бахтин).
- Коммуникативность в науках об обществе и культуре: методологические следствия.
- Классическая и неклассическая концепции истины в социально-гуманитарных науках.
- Объяснение и понимание в экономической и юридической науках. Природа и типы объяснений.
- Интерпретация в социальных и гуманитарных науках
- Текст как особая реальность социально-гуманитарного знания.
- Вера, сомнение, знание в социально-гуманитарных науках. Разные типы обоснования веры и знания
- Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания.