logo
Философия_кандидатский минимум_word

Становление опытной науки в новоевропейской культуре (оксфордская школа, Роджер Бэкон, Уильям Оккам)

Формирование опытной науки связано с изменяющимися представлениями человека о его взаимосвязи с природой. Человек должен представить себя активным началом в исследовании природы, и это связано с зарождением идеи экспериментального исследования в культуре Нового времени. Познание природы в этот период концентрируется вокруг двух университетских центров: Оксфордского и Парижского университетов. Оксфордская школа сыграла значительную роль в развитии и распространении естествознания.

Главная роль в становлении школы принадлежала Роберту Гроссетесту. Он один из первых стал переводить естественнонаучные произведения Аристотеля непосредственно с оригинала, писал комментарии к ним. Но более интересен Гроссетест как автор собственных естественнонаучных трактатов, среди которых важнейший трактат «О свете или о начале форм». Для проверки своих гипотез Гроссетест использует методы фальсификации и верификации. Метод фальсификации используется там, где нет еще никакой рациональной теории, и естествоиспытатель вынужден произвести отбор походящих гипотез, т.е. отбросить то, что не соответствует природе вещей. Метод верификации предполагает установление зависимостей путем наблюдения и проверку их в изолирующем эксперименте. Исходя из этого, модель математического объяснения становится моделью идеального знания, и даже теологическую аргументацию мыслители этой поры пытаются сформулировать согласно математико-дедуктивному методу. Но математика описывает явления в чистом виде и ничего не говорит о том, почему это происходит именно так. Ответить на этот вопрос может только метафизика.

Роджер Бэкон - английский философ и естествоиспытатель. Он считал, что только математика, как наука, наиболее достоверна и несомненна. С её помощью можно проверять данные всех остальных наук. Кроме того он утверждал, что математика, самая легкая из наук и доступна каждому. Бэкон выделял два типа опыта: 1) реальный, жизненный опыт, который можно приобрести только в процессе жизни; и 2) опыт-доказательство, полученный через внешние чувства. Он касается только материальных предметов. Но существует ещё духовный опыт, утверждал Бэкон, который возможно познать только избранным людям через мистическое состояние, через внутреннее озарение. Данная идея предвосхитила собой появление идей об эвристическом озарении и роли интуиции в науке.

Предполагают, что здесь впервые введен термин опытная наука. Согласно Б., опытная наука, являясь источником новых истин, не входящих в эмпирическое содержание других наук, должна обеспечить верификацию (подтверждение или опровержение) умозрительных начал.

Уильям О́ккам - сторонник номинализма, считал, что существует только индивидуальное, а универсалии существуют только благодаря абстрактному мышлению в человеческом уме, а помимо этого не обладают никакой метафизической сущностью. Считается одним из отцов современной эпистемологии и современной философии в целом, а также одним из величайших логиков всех времен.

Оккам развивает учение о существовании двух разновидностей знания. Первое из них он называет знанием интуитивным. Интуитивное у него означает наглядное и включает в себя как ощущение, таки и внутреннее переживание его. Поэтому с него и начинается основанное на опыте знание. Вторая разновидность – абстрагированное знание. Оно относится к множеству единичных вещей, и здесь наиболее очевиден его концептуалистический смысл. В отличие от интуитивного знания абстрагированное может отвлекаться от их существования или несуществования. Теорию общих понятий Оккама называют терминизмом. Термин – простейший элемент всякого знания, всегда выраженного словом. Оккам различает две разновидности терминов. Термины первичной интенции – это знаки, относящиеся к внешним вещам, но ничего о них не утверждающие. От них отличаются термины вторичной интенции, направленной уже не на вещи, а на термины первично интенции. Из двух разновидностей терминов вытекают и два рода наук. Одни из них – реальные, трактующие о самом бытии. Другие – рациональные, рассматривающие понятия с точки зрения их отношения не к вещам, а к другим понятиям.