Особенности исследовательского процесса в социально-гуманитарных науках. Философия экономики.
Для гуманитарного знания важную роль играет единичный факт. Факты такого рода уникальны и неповторимы, поэтому это науки особого рода – идиографические.
Гуманитарные науки не ограничиваются описанием. Важной задачей для них является оценка факта. Ученый гуманитарий совершает отбор фактов по их значимости. Значимые факты он должен оценить. Вынесение оценки – отнесение к ценностям (нравственным, эстетическим, гуманитарным).
Для гуманитарных наук, как и для естественных, необходимы априорные (лежит в основе опыта) предпосылки в виде представлений о пространстве, времени, причинности, сходстве, различии и т.д. Но сверх того, для гуманитарного знания имеют особую важность априорные ценностные установки исследователя. Категории.
Это высшие ценности человеческого бытия: жизнь и достоинство личности, добро, красота и т.д. Ценностная шкала, в соответствие с которой каждый факт может быть оценен как положительный или отрицательный. Процесс расположения фактов на ценностной шкале зависит от уникальности и неповторимости событий и т.д. Гуманитарный факт не служит утилитарной полезности, а обладает мерой самоценности.
Изучая объект гуманитарного знания исследователь его изменяет.
Невозможность занять позицию внешнего наблюдателя по отношению к предмету исследования, так как он неизбежно включен в него.
Среди исследователей социально-гуманитарных проблем имеются различные представления об организации научно-исследовательской деятельности в данной сфере научного познания. В частности, одни из них считают, что организация исследований в гуманитарных науках должна строиться по образцу естественных. Сторонники противоположного подхода полагают, что в социально-гуманитарном познании имеют место принципиально иные, самостоятельные методы исследования. Анализ коллекторских и исследовательских программ позволяет выявить в этих представлениях точки соприкосновения и расхождения, обусловливающие различия авторских подходов к организации познания.
Философия экономики разбирает философский смысл некоторых основных экономических категорий – таких, как хозяйство, труд, свобода, рациональность, желания и потребность, «экономический человек», богатство и бедность и т.п. Эти понятия по своему значению выходят за сферу экономики, их смысл изменяется со временем. Пытаюсь разобраться в их содержании, мы получаем общее представление о природе хозяйственной деятельности, о ее месте в жизненном мире человека.
«Хозяйство» - историческая эволюция понятия. Формы хозяйства включены в общую человеческую историю и меняются вместе с ней.
Экономика как домоуправление. «Автаркия» - самодостаточность. Аристотель.
Укорененность хозяйства в порядок полиса, а полис – в порядок космоса. Рыночные же формы разжигают желания людей, ведут к нарушению центрального принципа жизнедеятельности, не имеют естественных пределов роста.
А. Смит. Трудовая теория стоимости (богатство – результат собственного труда).
Категория труда в философии и экономике. Труд в античности как мука, наказание.
В средние века труд начал восприниматься как позитивная ценность, как богоугодное дело. Труд способствует духовному совершенствованию, единственный правомерный источник собственности и богатства (Ф. Аквинский).
Труд и ранний капитализм. Протестантизм. Необходимость упорного труда, что приведет к спасению. Труд как товар, развитые рынки производства, товаров, услуг и труда – с конца 16 в.
«Экономический человек». Мотивы и характеристики хозяйственного человека. Это человек рационального действия. Homo economicus проявляет себя через рационально организованную экономическую деятельность. Также оказало влияние появление протестантизма – «только избранный предопределен к спасению, но человек может показать, что он достоин – трудом и богатством».
Современный рынок: Маркс, Кейнс, Фридман.
- Наука в культуре современной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм.
- Роль науки в современном образовании и формировании личности.
- Наука и философия. Наука и искусство. Наука и религия.
- Функции науки в жизни общества.
- Наука как социальный институт. Научные сообщества и их исторические типы.
- Возникновение науки и основные стадии её исторической эволюции
- Преднаука и наука в собственном смысле слова.
- Историческое развитие способов трансляции научных знаний.
- Роль христианской теологии в изменении созерцательной позиции ученого.
- Понимание природы в средневековой науке. Манипуляции с природными объектами.
- Западная и восточная средневековая наука.
- Становление опытной науки в новоевропейской культуре (оксфордская школа, Роджер Бэкон, Уильям Оккам)
- Формирование эмпирического и рационалистического методов (ф.Бэкон, р.Декарт)
- Формирование технических наук.
- Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно-организованной науки.
- Становление социальных и гуманитарных наук. Мировоззренческие основания социально-исторического исследования.
- Классическая политэкономия: Смит, Рикардо, марксизм как экономические учения.
- Теория постиндустриального развития общества (Ростоу, Тоффлер, Белл).
- Синергетика как новая парадигма современной науки: самоорганизация, открытые системы, нелинейность.
- Структура научного знания. Эмпирический и теоретический уровни.
- Структура эмпирического знания. Проблема теоретической нагруженности факта
- Структура теоретического знания. Гипотетико-дедуктивный метод.
- Основания науки (Идеалы и нормы исследования. Научная картина мира. Философские основания науки)
- Научная картина мира и ее исторические формы.
- Динамика науки как процесс порождения нового знания.
- Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая наука.
- Сравнение
- Научные революции как точки бифуркации в развитии знания. Нелинейность роста знаний. Т.Кун о структуре научных революций.
- Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации.
- Новые этические проблемы науки в нач. Xx1 столетия. Проблема гуманитарного контроля в науке. Концепция науки к. Поппера.
- Современные проблемы биоэтики.
- Формирование научных дисциплин социально-гуманитарного цикла XX-xx1 столетия. Проблемы экологической этики в современной западной философии (б. Калликот, о. Леопольд, р. Аттфильд).
- Сходство и отличие наук о природе и наук об обществе: современные трактовки проблемы. Возможность применения математики и компьютерного моделирования в социально-гуманитарных науках.
- Особенности субъекта и объекта социально-гуманитарного познания.
- Особенности исследовательского процесса в социально-гуманитарных науках. Философия экономики.
- Концепция неявного личностного знания м.Полани.
- Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании. Оценочные суждения в науке.
- Основные исследовательские программы социально-гуманитарных наук: натуралистическая и культур-центристская.
- Методы социальных и гуманитарных наук.
- Социальная эпистемология: идеи, методы и программы. Проблема как форма научного познания. Особенности постановки проблем в гуманитарном знании.
- 3 Направления, связанные с именами их представителей, каждое из которых по-своему позиционируется по отношению к классической эпистемологии и философии вообще.
- Социокультурное и гуманитарное содержание понятия жизни (а.Бергсон, в.Дильтей).
- Переосмысление категорий пространства и времени в гуманитарном контексте. Время, пространство, хронотоп (м.М.Бахтин).
- Коммуникативность в науках об обществе и культуре: методологические следствия.
- Классическая и неклассическая концепции истины в социально-гуманитарных науках.
- Объяснение и понимание в экономической и юридической науках. Природа и типы объяснений.
- Интерпретация в социальных и гуманитарных науках
- Текст как особая реальность социально-гуманитарного знания.
- Вера, сомнение, знание в социально-гуманитарных науках. Разные типы обоснования веры и знания
- Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания.