logo search
Контр

2. Развитие культуры в Японии в послевоенный период до сегодняшнего дня.

Послевоенный период. После второй мировой войны Япония была полностью разорена. Все крупные города (исключая Киото), промышленность, транспортные и информационные сети были сильно повреждены. Оккупация Японии силами союзников началась в августе 1945 года и закончилась в апреле 1952 года.

Территория Японии после войны напоминала 1868 г. – без Курильских островов, оккупированных Советским Союзом, и островов Рюкю, включая остров Окинава, находящихся под контролем США.

Топливный кризис 1973 года больно ударил по экономике Японии, зависящей от внешних поставок нефти. Япония отреагировала бурным ростом уровня высоких технологий.

В 1980-х Япония продемонстрировала чудеса экономического процветания и стала мировым лидером в области высоких технологий. В начале 1990-х в Японии начался экономический и политический кризис, в сущности, продолжающийся по сей день. Однако это не мешает Японии входить в Большую Восьмерку [1; с. 26].

Общая структура массовой культуры была позаимствована японцами в США. Но в эту структуру японцы заложили свое, достаточно самобытное содержание, и потому современная японская музыка и массовая литература начинают завоевывать не только азиатские, но и американские и европейские рынки, чего никогда не происходило бы, если бы они были только дешевым повторением уже существующей западной культуры.

Во времена становления общечеловеческой цивилизации ни один из народов, проживающих на громадных просторах евроазиатского континента, не был так удален от других народов как японский. Одним из наиболее зримых результатов воздействия фактор изоляции стало формирование высокой степени гомогенной нации и гомогенной культуры. Культура Японии, хотя ее неоднократно обогащали зарубежные заимствования, также стала однородной, что особенно ярко проявилось за годы политической изоляции во времена сегуната Токугавы (1600 – 1868).

Другим последствием географической и политической изоляции Японии была сравнительная редкость контактов местных жителей с иностранцами, как следствие огромное влияние этих контактов на формирование и развитие национальной культуры. Чередование периодов мощного заимствования и глухой изоляции привело к переоценке значения процесса обогащения иностранными идеями. Японцы столь привыкли к тому, что все принципиально новое идет из-за рубежа, что у большинства населения выработался «синдром преклонения» перед «иностранным». Так родился миф о том, что Японцы – нация не талантливых творцов, а усердных копировальщиков чужих идей. В то же время изоляционизм привел к тому, что японцам в своей массе приходилось полагаться на собственные силы становления собственной цивилизации. Как это обычно и бывает, любое подобное “зацикливание” носило как позитивный, так и негативный характер [6; с. 33].

С одной стороны оно вело к бережному сохранению всего доставшегося от предков – мастерства, навыков, отношения к труду, жизни, природе. С другой стороны это стало питательной средой для мистической демагогии о божественности, избранности японского народа.

Итак, долгая изоляция Японии привела к двум противоположным, если не взаимно исключающим последствиям. С одной стороны, японцы восприимчивы ко всему новому, необычному, приходящему из-за рубежа в куда большей степени, чем представитель большинства народов, с другой – они держатся за старое, привычное, традиционное. В результате, сформировался особый тип японского консерватизма, при котором рядовой обыватель делит свою жизнь на две практически не взаимоприкасающиеся части. Дома он предпочитает в халате юката отдыхать на циновках, потягивая зеленый чай, раболепно подаваемый женой или детьми, а на службе – это чиновники европейского образца, использующие в работе все новейшие достижения мировой техники, запивающий “хот-дог” или “биг-мак” чашечкой кофе. Многие аспекты древней японской цивилизации продолжают существовать бок обок с евроамериканским модернизмом, например, институт императорского управления. Для ХХ века это явный пережиток. Но только не в Японии, где император не только символ нации, это и поныне овеществленная душа японцев, без которого они не мыслят дальнейшего существования [7; с. 50].

Японская культура в силу ряда исторических и географических факторов в высшей степени самобытна. ей свойственна особая сила присвоения чужих форм. На земле есть мало культур, которые были бы способны также как японская впитывать влияние чужеземных культур, оставаясь при этом самими собой. В истории японской культуры были периоды, когда воздействие китайской культуры, например, продолжалось столетиями, охватывая многие стороны жизни японского народа. Но это воздействие преодолевалось, поглощенные элементы чужеземной культуры творчески перерабатывались, органически включались в японскую культуру, которая от этого становилась еще более самобытной. Действительно, в японской живописи, поэзии, архитектуре, скульптуре, художественном ремесле и многом другом можно обнаружить китайские, индийские, корейские и иные иноземные элементы. Но присутствуют они там, как сказал бы философ, в “снятом” виде, подчиненными системе японской культуры в целом. В области изобразительного искусства японская и западная живопись обменивались техническими приемами, в музыке были предприняты попытки соединить японские и западные мелодии, то есть восточный и западный виды искусства не изолировались окончательно друг от друга, и тем не менее японская живопись и живопись западная, национальная музыка и музыка западная, театр Кабуки и новый театр Сингэки – каждый из этих видов искусства отчетливо противостоит другому. Однако в отличие от данной сферы искусства, как японская живопись, которая противостоя живописи западного стиля, смогла постоянно развиваться, обогащаясь новыми элементами, в театре Кабуки японской музыки возможности для развития нового казались незначительными. Здесь пришлось приложить большие усилия к тому, чтобы сохранить сложившиеся в прошлом формы. Сейчас сложилось положение, когда такие виды искусства, как театральные представления гагаку, но, кегэн, кукольный театр дзерули стали лишь предметом эстетического созерцания, как культурные ценности далекого прошлого, подобно картинам и скульптурам хранящимся в музее. Театр играет не столько роль искусства, сколько роль развлекающего зрелища. Развлечения, будучи видом культуры повседневной жизни, непосредственно связаны со временем, поэтому доминирующее положение среди них неизбежно заняли кино, спорт, джаз, представляющий собой продукт современной жизни.