Иванова с.Ю. Мультикультурализм: идеология и социальная практика
Мультикультурализм как идеология и практика функционирования и развития поликультурного общества представляет на современном этапе социальный эксперимент, результаты которого во многом определят в обозримом будущем принципы деятельности международного сообщества по решению этнических проблем современности. Элементы мультикультурализма присутствуют в идеологии и социальной практике многих стран, но нигде они пока не сложились в работающую систему.
Одной из тяжелейших проблем современной России является трагическое обострение межэтнических конфликтов. Наиболее остро эта проблема проявляется на Северном Кавказе. Одним из серьезных препятствий на пути стабилизации этнических отношений как в регионе, так и в стране в целом является отсутствие позитивного образа межэтнических отношений в общественной идеологии и общественной психологии. Между тем такой образ - исключительно важный элемент поликультурного общества, который присутствует в идеологии большинства многонациональных стран. Для преодоления подобной ситуации могут быть использованы принципы мультикультурализма, которые приобретает все больше сторонников в мире и успешно сочетаются с идеей интеграции.
Каждое полиэтничное, многокультурное общество должно в качестве одной из важнейших иметь цель формирования у своих членов взаимного признания и уважения взаимодействующих этнических и культурных сообществ навыков и умений межкультурной коммуникации. Проблема социальной политической и этнокультурной стабилизации в России не может быть решена без выработки и пропаганды новых форм толерантности между этническими и культурными группами как внутри государства, так и на международном уровне. Эта задача стоит прежде всего перед наукой, средствами массовой информации, учреждениями культуры, образовательными учреждениями всех уровней.
Реализация данного подхода в рамках изменений, происходящих в общественном сознании, может внести значительный вклад в решение проблемы этноконфликтной напряженности в России и на Северном Кавказе, поскольку в его рамках должна проводиться работа по расширению знаний о представителях иных народов, формированию взаимной терпимости и готовности к продуктивному межэтническому и межкультурному взаимодействию. В настоящее же время этническое возрождение в России приводит к отказу от универсализма в официальной коммуникации вообще и в образовании в частности, что опасно для будущего страны, так как затрудняет интеграцию ее народов в мировое сообщество. Потребности в более высоком уровне специализации и профориентации приводят к увеличению количества универсальных элементов в культуре. С другой стороны, процесс этнического возрождения повышает интерес к этнокультурным ценностям. Эта тенденция также может носить прогрессивный характер, но только в тех случаях, когда она не ведет к этнокультурной изоляции и росту чувства национальной исключительности. В свете вышесказанного изучение идеологии и практики мультикультурализма, возможности применения его принципов к российским реалиям и к условиям Северного Кавказа представляется весьма актуальным, так как за последнее десятилетие в сфере общественного сознания субъектов Российской Федерации наметился значительный крен в сторону этнизации культур. Мультикультурализм как идеология и практика социального согласия и межэтнической, межкультурной толерантности в условиях российской действительности представляется одним из возможных путей снижения межэтнической напряженности.
Концепция информационной культуры, активно развивающаяся в последние годы, выдвигает идею сочетания, динамического равновесия глобальной информационной культуры с мультикультурами различных этносов, наций, национально-государственных образований. Концепция информационной культуры становится теоретической основой идеологии и политики мультикультурализма, активно проводимой правительствами, общественными движениями и партиями многих стран и регионов. Этими проблемами все активнее занимаются и международные организации. Так, например, ЮНЕСКО придает большое значение разработке теоретических аспектов политики мультикультурализма. В России инициатором разработки концепции информационной культуры и политики мультикультурализма стал известный философ Л.В.Скворцов. В трактовке этого автора мультикультурализм - это осмысленная и разработанная политика, выражающаяся в систематическом ответе на возникающее в современном мире культурное и этническое многообразие; политика, включающая образовательные, лингвистические, экономические и социальные компоненты, а также специфические институциональные и информационные механизмы. Эффективность политики мультикультурализма во многом определяется созданием механизмов включения групп этнического меньшинства в реализацию политики, созданием возможности принятия ответственности, созданием возможности принятия ответственности за решения, которые относятся к их общественной жизни. Политика мультикультурализма базируется на принципах равенства, свободы выбора и партнерства. Считается, что эти принципы дают эффект интеграции (взаимовыгодного взаимодействия при сохранении своеобразия). Не вызывает сомнения, что уверенность в своей собственной позитивной групповой идентичности может дать основания для уважения других групп, для понимания и «принятия» других надо уважать собственную культуру, быть уверенным в ее ценном и позитивном значении и чаще вступать в контакты с другими, отличными от нее культурами. Таковыми видятся известные на сегодняшний день составляющие формулы межкультурной толерантности. Для претворения этой формулы в жизнь в социальном законодательстве полиэтнических государств должны подчеркиваться выгоды плюрализма, а представление о непомерно дорогой социальной и личностной цене этнических предубеждений и дискриминации должно быть сформировано у каждого гражданина. Мультикультурализм как идеология социального согласия и межэтнической, межкультурной толерантности приобретает в этом случае особое социальное и политическое значение. Принципиально важным является то, что тема мультикультурализма охватывает весь спектр социальных, этнокультурных, политических проблем, которые возникают в динамично изменяющихся современных обществах. Тема мультикультурализма также самым тесным образом связана с проблемами федерализма.
В современной отечественной обществоведческой литературе заявленная проблема еще только начинает рассматриваться, в то время, как на Западе она имеет уже сложившуюся историю изучения. В опубликованных к настоящему времени работах феномен мультикультурализма рассматривается преимущественно с социально-философской, морально-этической или политико-правовой точек зрения. Между тем эти весьма важные подходы недостаточно полно охватывают круг вопросов, затрагивающих такую тему, как «потенциал идеологии мультикультурализма в гармонизации межэтнического взаимодействия». В связи с этим в необходимым представляется взгляд на мультикультурализм как на социальный, этнокультурный и политико-идеологический феномен, прежде всего, через призму современных процессов этнического возрождения и глобализации. Именно этническое возрождение в совокупности с демографическими, политическими факторами - тот катализатор неблагоприятных тенденций, которые определяют внутреннее развитие современных национальных государств, международной социальной системы в целом. Наряду с этим мультикультурализм рассматривается мною как продуктивная идеология и политика стабилизации отношений между большинством и меньшинством в государствах как мультинациональных, так и мультиэтнических. В данном контексте значимы как собственно инструментальные - социально-технологические средства, так и меры, направляемые на трансформацию политических и правовых систем соответствующих национальных государств. Важность изучения темы мультикультурализма, обсуждаемой в академических кругах, политических дискуссиях и средствах массовой информации США, Австралии и Западной Европы, обусловлена также и тем, что в отечественной научной традиции этот феномен известен небольшому кругу специалистов и, соответственно, не имеет необходимого инструментального научного значения. Между тем, мультикультурализм как идеология и политика межэтнического согласия имеет особое значение для стран полиэтнических. Обсуждение этой темы в современной России, переживающей период межэтнической и, шире, социальной дезинтеграции является важным и своевременным.
Термин «мультикультурализм», а также ряд концепций, научных подходов, им определяемых, получил развитие по преимуществу в западных социальных науках - в США, Австралии, Канаде, Западной и Северной Европе. Здесь наряду с другими понятиями, такими, как этничность, этническая и национальная идентичность, нация, этническая среда, национальные меньшинства, широко используемыми для изучения современных этносоциальных процессов, мультикультурализм уже более двух десятилетий находится в центре внимания академических, политических и общественных дискуссий. Особенно заметно интерес к проблемам мультикультуральных или полиэтнических обществ проявился в европейских странах в 1970-80-е годы. Тема мультикультурализма, вопросы этнокультурной плюрализации индустриально развитых стран мира, ее последствий для национальных обществ стали проникать в эти десятилетия из североамериканской и австралийской научных традиций в социальные науки Западной и Северной Европы. В отличие от послевоенного периода развития западных социальных наук, когда понятийно-терминологический аппарат этнической социологии разрабатывался в них довольно слабо, а ученые, по мнению Ф. Хекмана, едва ли хотели что-либо слышать о таких темах, как народ, нация, этнос, этнические меньшинства и межэтнические отношения (1), утверждая, что время теории этноса еще не наступило, в 1980 - начале 1990 г. стало очевидным, что этничность, этнос, мультикультурализм и другие родственные им категории представляют собой важные социологические феномены, определение сущности которых стало центральной задачей социальных наук для понимания новейших этносоциальпых процессов и явлений. Так, например, на рост популярности термина «мультикультурализм» указывает такой факт: в 1981 г. в ведущих американских массовых изданиях он встречается всего 41 раз, а в 1992 г. «мультикультурализм» был употреблен в соответствующем контексте уже 2000 раз (2). На рубеже 1980-1990-х годов мультикультурализм включается в специальные словари по социологии и философии и рассматривается как важнейшая научная категория. В самом общем виде мультикультурализм определяется как особая форма интегративной, либеральной идеологии, посредством которой полиэтничные, поликультурные национальные общества реализуют стратегии социального согласия и стабильности на принципах равноправного сосуществования различных форм культурной жизни. Ее важным элементом является принцип социального равенства или недискриминации. В мультикультуральной перспективе либерализм выступает «не как защита свободы вообще», а как принцип защиты и поддержки своего общества (3), входящих в его состав культурных, языковых, этнических групп на том основании, что их гражданская принадлежность определяется в демократических, либеральных государствах, исходя не из членства в культурном или этническом сообществе, сообщество, в таком случае, лишь форма, в которой вырабатываются основы солидарности общества, а по факту принадлежности к политическому образованию. Центральной в мультикультурализме является идея гармоничного взаимодействия разных этнических и культурных групп населения в культурно-плюралистическом обществ. Кроме того, важными темами научных дискуссий, которые проводятся в рамках концепций мультикультурализма, являются:
обсуждение проблем этнокультурной плюрализации национальных обществ и связанной с ней трансформации национальной идентичности, изменение подходов к изучению проблем нации;
анализ причин и механизмов этнической дифференциации обществ;
этнизация социальных структур, общественной жизни в целом в кризисные периоды развития национальных государств;
исследование межэтнических конфликтов, возникающих как между этническими и иными группами меньшинств, так и между национальным большинством и меньшинствами за перераспределение властных и иных ресурсов;
Каждое из указанных направлений анализа этносоциальных, этнополитичсских процессов и явлений имеет свой особый ракурс трактовки мультикультурализма, свои специфические, локальные перспективы его использования для решения конкретных задач в определенных сферах общественной жизни. В связи с таким, довольно широким охватом научных проблем, исследовательских и прикладных задач мультикультурализм, по справедливому замечанию М. Вивиорки, довольно трудно поддается точному определению (4). В социальных науках существуют, по крайней мере, два уровня понимания мультикультурализма:
демографический, сущность которого состоит в описании изменений демографических и этнокультурных параметров национальных обществ, происходящих как вследствие внутренних, так и внешних причин;
идеологический, в рамках которого обсуждаются концепции национальных идеологий, например, полиэтнического национализма в Австралии, культурной коммуникации, межкультурного взаимопонимания, соответствия и различий ценностей, норм, морали контактирующих между собою этнокультурных общностей, национальных меньшинств и национального большинства.
Эти ракурсы рассмотрения могут представлять интерес в поиске путей построения этнокультурного и этнополитического диалога народов Северного Кавказа. В российской научной литературе пока нет исследований раскрывающих потенциал идеологии и практики мультикультурализма в процессе предотвращения межэтнического противостояния, а между тем российская региональная культурная политика нуждается в механизмах формирования межкультурной толерантности.
- Министерство образования Российской Федерации
- Часть I. Исследовательские программы и проекты 7
- Часть II. Научные диалоги 144
- Часть III. Новые имена: теоретический семинар. 159 Руководитель – доктор философских наук, профессор н.Г.Айдемиров 159
- Часть IV. Альтернативы 228 эволюция идеи войны в культуре 228
- Часть V. Сведения об авторах 241
- Примечания
- Авксентьев в.А., Бабкин и.О., Новиков а.С. События в кендже-кулаке: локальный конфликт или часть целого?
- Примечания
- Айдемиров н. Г. Ислам и межэтнические отношения
- Аствацатурова м.А. Современные диаспоры: сложности теоретического осмысления
- Примечания
- Бабкин и.О., Майборода э.Т., Хоц а.Ю. Отношение к контртеррористической операции в Чеченской республике в массовом сознании населения Ставропольского края
- Багдасарова а.Б. Этнонациональное самосознание как феномен культуры
- Примечания
- Типы динамики этнической структуры населения северного кавказа
- Воробьев с.М., Ерохин а.М. Состояние этнополитических процессов на Ставрополье: в оценках и представлениях массового сознания
- Самооценка денежных доходов респондентов
- Ожидают улучшения материального положения
- О социально-политической и межнациональной обстановке в восточных районах Ставропольского края
- Иванова с.Ю. Мультикультурализм: идеология и социальная практика
- Примечания
- Этнология и гендерология в свете современной российской глобалистики
- Современная социоестественная и социокультурная реальность
- Глобальные идентификаторы и социальные индикаторы
- Система ментальной безопасности: социоестественный код цивилизации.
- Система цивилизационной безопаности: социокультурны код цивилизации
- Примечания
- Лукьяшко р.А. К вопросу о латинизации тюркских алфавитов
- Нахушев в.Ш. Межнациональный диалог и субъект-субъектные отношения как источники сближения народов
- Примечания
- Новикова о.С., Ерохин а.М., Бабкин и. О., Хоц а.Ю. Роль региональных элит в консолидации межэтнических отношений в местах цивилизационных разломов
- Рязанцев с.В. Интеграция этнических мигрантов в европейское общество: проблемы управления
- Факторы, стимулирующие или затрудняющие интеграции иммигрантов на рынке труда
- Примечания
- Щербина е.А. Межнациональные отношения в условиях конфликтности общества (на примере кчр)
- Часть II. Научные диалоги Авксентьев в.А., Шнюков в.В. От реактивности к аналитичности:
- Примечания
- Примечания
- Болганова и. В. Взаимосвязь геополитических и этнических процессов в современной россии
- Волошина е.А. Взаимодействие старожильческого населения и мигрантов в Краснодарском крае
- Примечания
- Головатая л.В. Воспитание толерантности - путь к миру
- Примечания
- Зинев с. Н. Феномен харизматической личности и его роль в этнических процессах
- Примечания:
- Золотова б. Х. Культура межнационального общения: сущность и содержание
- Примечания
- Кохов ю.Я. Диалог культур как фактор снижения напряженности в северо-кавказском регионе
- Примечания
- Лубянецкая е.В. Этнический экстремизм на Северном Кавказе
- Ляшенко 0.В. Феномен исторического мифотворчества как один из факторов, способствующих усилению социальной напряженности в сфере межэтнических отношений. (на примере осетино-ингушского конфликта)
- Примечания
- Мамасьян с.А. Этнокультурное содержание Военного образования
- Примечания
- Мирзаева т.А. Проблема статуса женщины в исламе
- Примечания
- Назарова е. С. Моделирование политического экстремизма: к постановке проблемы
- Примечания
- Ольшанский д.А. Национальная психология русского народа в ‘l’idйe ruse’ Владимира Соловьёва
- Примечания
- Рындина и.Н. Некоторые проблемы взаимодействия государства, церкви и интеллигенции в России
- Примечания
- Симонян л. Ю. Проблема этнической правосубъектности в современной россии
- Примечания:
- Тлюняева а.А. О некоторых аспектах проблемы беженцев
- Примечания
- Трунаева в. В. Северный Кавказ: культура русских в философском и социологическом аспектах
- Шишканова а.В. Роль русского языка в историческом диалоге народов и культур
- Примечания
- Ягьяева м.А. Религия в современном межэтническом диалоге
- Часть IV. Альтернативы
- Эволюция идеи войны в культуре
- Сухоруков а.В. Высшая мера социальной защиты: «за» и «против»
- Труфанова а. А. Социально-психологические методы коррекции деформации «временной перспективы» личности.
- Примечания
- Часть V. Сведения об авторах