logo search
1-7

32. Использование социальными работниками средств массовой информации (сми).

Современные средства массовой информации в России являются важнейшим социальным институтом с постоянно растущим значением в процессах массовой коммуникации и осуществлении гибких форм информационного социального контроля и обеспечивают массовую коммуникацию, которая оказывает существенное влияние (положительное и отрицательное) на социальные процессы в обществе, в том числе на решение проблем социальной защиты, помощи и поддержки населения, его различных групп, слоев и общностей. Общепризнано, что специалисты по социальной работе обязаны рассматривать связи с общественностью как одну из первостепенных задач собственной профессиональной деятельности.

Многие специалисты по социальной работе осознают, что с помощью взаимодействия со средствами массовой информации они могут информировать население, связываться с общественностью и проводить профилактические мероприятия.

Еще средства массовой информации в контексте социальной работы позволяют:

1) доводить до сведения общественности, включая ее влиятельную часть, настоятельную необходимость полезных социальных программ;

2) предоставлять полные сведения о конкретных программах социального обслуживания, их потребностях и проблемах;

3) разъяснять цели, особенности и деятельность специалистов по социальной работе;

4) информировать общество о целесообразности тех затрат на соц-обеспечение, которые могут предотвратить индивидуальные, семейные и общественные кризисы;

5) предоставлять данные о социальном и психическом развитии детей, подростков, родителей, престарелых и других групп населения и о способах помощи им;

6) обеспечивать полезной информацией граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации: безработных, родителей-одиночек, людей, переживающих потерю близкого человека;

7) сообщать необходимые сведения уязвимым группам населения, таким, как психически больные, нуждающиеся пожилые и инвалиды;

8) разъяснять общественности, общественным организациям потребности уязвимых групп населения;

9) предоставлять информацию, которая может помочь соседям и другим естественным помощникам конструктивно отвечать на потребности родственников и друзей, столкнувшихся с определенными проблемами;

10) сообщать данные, полезные для групп само- и взаимопомощи;

11) поощрять создание групп само- и взаимопомощи, уведомляя об их существовании и способствуя их поддержке со стороны общественности.

Следует также отметить, что СМИ в некоторой степени могут заменять непосредственный межличностный контакт и таким образом решать проблемы тех, кто страдает от дефицита общения. В первую очередь речь здесь может идти о подростках с возникшими осложнениями в коммуникации с окружающими, о пожилых людях, пенсионерах, страдающих от одиночества, больных, инвалидах с ограниченными возможностями межличностного общения, а также о представителях социально-этнических групп, у которых оно ограничено в силу недостаточных связей с другими людьми (титульной нацией) и слабого владения языком коренного населения. В последнем случае очень важны СМИ, функционирующие на языке той или иной социально-этнической группы.

Средства массовой информации выполняют также утилитарную функцию, т.е. они способствуют решению реципиентом каких-либо практических, конкретных вопросов быта, организации досуга, самолечения и т. д.

В контексте социальных проблем при описании системы взаимодействия социальной работы и средств массовой коммуникации авторами часто используется так называемая «восходящая / нисходящая» модель. Согласно «восходящей» модели импульсы снизу, исходящие от граждан и / или альтернативных и оппозиционных движений, порождают общественную дискуссию по тому или иному вопросу и провоцируют реакцию политиков и масс-медиа. Например, специалист по социальной работе по данной модели может предложить такие темы для обсуждения: «Проблема насилия в семье» или «Как предотвратить наркоманию среди подростков?» и т. п. «Нисходящая» модель, напротив, описывает, как тема попадает в сферу общественной полемики по инициативе правящих кругов. Это всегда происходит в том случае, когда в политике обсуждается определенный вопрос, вызывающий противоречивые мнения, и тогда оппоненты добиваются общественного резонанса, с тем чтобы заручиться поддержкой общественности. В рамках «восходящей» модели изучаемые специалисты должны активно реагировать на социально-экономические, демографические и другие изменения в обществе.

Одна из точек соприкосновения социальной работы и средств массовой информации — социальная реклама, задачами которой являются формирование общественного мнения, привлечение внимания к актуальным проблемам общественной жизни, стимулирование действий по их решению, создание позитивного отношения к государственным структурам, демонстрация социальной ответственности бизнеса, укрепление социально значимых институтов гражданского общества, формирование новых типов общественных отношений, изменение поведенческой модели общества. Социальная реклама отстаивает интересы незащищенных слоев населения (детей, пожилых, инвалидов) и общества в целом, связана с жизнеобеспечивающими системами (охрана окружающей среды, животных) [1]. В ее подготовке и организации трансляции ключевая роль принадлежит специалисту по социальной работе.

С целью защиты гражданских прав населения и осуществления других своих профессиональных функций такой специалист во взаимодействии со СМИ должен передавать сведения о деятельности социальных служб в различные печатные издания; публиковать тематические и редакционные статьи для газет и журналов; участвовать в подготовке радио- и телевизионных передач, посвященных решению социальных проблем общества и т. п.

Однако, как показывают отдельные исследования, большинство специалистов по социальной работе не готовы к сотрудничеству со СМИ, недостаточно владеют компетенциями в практике коммуникации, недооценивают степень важности информирования общественности через СМИ о своей профессиональной деятельности. С этой точки зрения перед профессиональным образованием в первую очередь стоит задача подготовки данных специалистов, психологически и инструментально готовых к взаимодействию со средствами массовой информации.