32. Использование социальными работниками средств массовой информации (сми).
Современные средства массовой информации в России являются важнейшим социальным институтом с постоянно растущим значением в процессах массовой коммуникации и осуществлении гибких форм информационного социального контроля и обеспечивают массовую коммуникацию, которая оказывает существенное влияние (положительное и отрицательное) на социальные процессы в обществе, в том числе на решение проблем социальной защиты, помощи и поддержки населения, его различных групп, слоев и общностей. Общепризнано, что специалисты по социальной работе обязаны рассматривать связи с общественностью как одну из первостепенных задач собственной профессиональной деятельности.
Многие специалисты по социальной работе осознают, что с помощью взаимодействия со средствами массовой информации они могут информировать население, связываться с общественностью и проводить профилактические мероприятия.
Еще средства массовой информации в контексте социальной работы позволяют:
1) доводить до сведения общественности, включая ее влиятельную часть, настоятельную необходимость полезных социальных программ;
2) предоставлять полные сведения о конкретных программах социального обслуживания, их потребностях и проблемах;
3) разъяснять цели, особенности и деятельность специалистов по социальной работе;
4) информировать общество о целесообразности тех затрат на соц-обеспечение, которые могут предотвратить индивидуальные, семейные и общественные кризисы;
5) предоставлять данные о социальном и психическом развитии детей, подростков, родителей, престарелых и других групп населения и о способах помощи им;
6) обеспечивать полезной информацией граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации: безработных, родителей-одиночек, людей, переживающих потерю близкого человека;
7) сообщать необходимые сведения уязвимым группам населения, таким, как психически больные, нуждающиеся пожилые и инвалиды;
8) разъяснять общественности, общественным организациям потребности уязвимых групп населения;
9) предоставлять информацию, которая может помочь соседям и другим естественным помощникам конструктивно отвечать на потребности родственников и друзей, столкнувшихся с определенными проблемами;
10) сообщать данные, полезные для групп само- и взаимопомощи;
11) поощрять создание групп само- и взаимопомощи, уведомляя об их существовании и способствуя их поддержке со стороны общественности.
Следует также отметить, что СМИ в некоторой степени могут заменять непосредственный межличностный контакт и таким образом решать проблемы тех, кто страдает от дефицита общения. В первую очередь речь здесь может идти о подростках с возникшими осложнениями в коммуникации с окружающими, о пожилых людях, пенсионерах, страдающих от одиночества, больных, инвалидах с ограниченными возможностями межличностного общения, а также о представителях социально-этнических групп, у которых оно ограничено в силу недостаточных связей с другими людьми (титульной нацией) и слабого владения языком коренного населения. В последнем случае очень важны СМИ, функционирующие на языке той или иной социально-этнической группы.
Средства массовой информации выполняют также утилитарную функцию, т.е. они способствуют решению реципиентом каких-либо практических, конкретных вопросов быта, организации досуга, самолечения и т. д.
В контексте социальных проблем при описании системы взаимодействия социальной работы и средств массовой коммуникации авторами часто используется так называемая «восходящая / нисходящая» модель. Согласно «восходящей» модели импульсы снизу, исходящие от граждан и / или альтернативных и оппозиционных движений, порождают общественную дискуссию по тому или иному вопросу и провоцируют реакцию политиков и масс-медиа. Например, специалист по социальной работе по данной модели может предложить такие темы для обсуждения: «Проблема насилия в семье» или «Как предотвратить наркоманию среди подростков?» и т. п. «Нисходящая» модель, напротив, описывает, как тема попадает в сферу общественной полемики по инициативе правящих кругов. Это всегда происходит в том случае, когда в политике обсуждается определенный вопрос, вызывающий противоречивые мнения, и тогда оппоненты добиваются общественного резонанса, с тем чтобы заручиться поддержкой общественности. В рамках «восходящей» модели изучаемые специалисты должны активно реагировать на социально-экономические, демографические и другие изменения в обществе.
Одна из точек соприкосновения социальной работы и средств массовой информации — социальная реклама, задачами которой являются формирование общественного мнения, привлечение внимания к актуальным проблемам общественной жизни, стимулирование действий по их решению, создание позитивного отношения к государственным структурам, демонстрация социальной ответственности бизнеса, укрепление социально значимых институтов гражданского общества, формирование новых типов общественных отношений, изменение поведенческой модели общества. Социальная реклама отстаивает интересы незащищенных слоев населения (детей, пожилых, инвалидов) и общества в целом, связана с жизнеобеспечивающими системами (охрана окружающей среды, животных) [1]. В ее подготовке и организации трансляции ключевая роль принадлежит специалисту по социальной работе.
С целью защиты гражданских прав населения и осуществления других своих профессиональных функций такой специалист во взаимодействии со СМИ должен передавать сведения о деятельности социальных служб в различные печатные издания; публиковать тематические и редакционные статьи для газет и журналов; участвовать в подготовке радио- и телевизионных передач, посвященных решению социальных проблем общества и т. п.
Однако, как показывают отдельные исследования, большинство специалистов по социальной работе не готовы к сотрудничеству со СМИ, недостаточно владеют компетенциями в практике коммуникации, недооценивают степень важности информирования общественности через СМИ о своей профессиональной деятельности. С этой точки зрения перед профессиональным образованием в первую очередь стоит задача подготовки данных специалистов, психологически и инструментально готовых к взаимодействию со средствами массовой информации.
- 8. Два крайних подхода по вопросу социального неравенства в обществе
- 9. Модели социального благосостояния в изменяющемся мире. Три типа государства всеобщего благосостояния (классификация Эспинг-Андерсена)
- 10. Политика социального развития. Декларация о социальном благосостоянии, прогрессе и развитии оон (1969). Копенгагенская декларация о социальном развитии оон (1995)
- 11. Социальные действия территориальной (местной) общины, в сеттельментах
- 12. Социальное обеспечение на международном уровне. Международные организации и службы социальной работы, социального обеспечения
- 13. Социальные проблемы и особенности социального обслуживания в странах с развитой рыночной экономикой: тенденции, сходства, различия и проблемы.
- 19. Особенности социальной работы в условиях экономического кризиса.
- Договор с клиентом. Защита прав клиента.
- Социальная работа как профессия. Профессия социального работника: демография, структура занятости, сферы деятельности, заработная плата, квалификация, специализация, функции.
- Ассоциации социальных работников. Национальная ассоциация социальных работников сша (наср); Британская Ассоциация социальных работников: история, цели, функции, структура, программы.
- 28. Профессиональная ответственность. Правовое регулирование практической деятельности.
- Правовая регуляция социальной работы
- Этические ценности, проблемы и дилеммы в социальной работе, их разрешение.
- Этика социальной работы: принципы и стандарты, принятые Международной ассоциацией социальных работников. Национальные Кодексы этики социальной работы.
- 1. Преамбула
- 2. Определение понятия социальная работа
- 3. Международные конвенции
- 4. Принципы
- 4.1. Права человека и человеческое достоинство
- 4.2. Социальная справедливость
- 5. Профессиональная этика
- Этика социальной работы: стандарты взаимоотношений и поведения социального работника с агентствами и организациями, с коллегами, с клиентами, по отношению к профессии.
- 32. Использование социальными работниками средств массовой информации (сми).
- 33. Государственные службы социальной помощи. Функции и должности социальных работников в них.
- 34. Частные социальные службы. Функции социальных работников в них.
- 36. Территориальные социальные центры.
- 37. Хоспис как тип медико-социального учреждения
- 38. Прекращение работы с клиентом социальной службы.
- 39. Деинституциализация: сущность, причины возникновения, положительные и отрицательные стороны.
- 40. Услуги учреждений социального обслуживания, их виды. Качество услуг, гарантии качества услуг, контроль за качеством услуг.
- 41. Стандартизация социальных услуг.
- 42. Лицензирование социальных услуг.
- 43. Социальный диагноз (экспертная оценка) – неотъемлемая часть взаимодействия социального работника с клиентом или группой.
- 38. Прекращение работы с клиентом социальной службы.
- 39. Деинституциализация: сущность, причины возникновения, положительные и отрицательные стороны.
- 40. Услуги учреждений социального обслуживания, их виды. Качество услуг, гарантии качества услуг, контроль за качеством услуг.
- 41. Стандартизация социальных услуг.
- 42. Лицензирование социальных услуг.
- 43. Социальный диагноз (экспертная оценка) – неотъемлемая часть взаимодействия социального работника с клиентом или группой.
- 56. Социальная работа в пенитенциарных учреждениях.
- 63. Подготовка, обучение семейной жизни.
- 64. Родители как клиенты социальных служб.
- 65. Роль социальной работы по предотвращению жестокости и насилия в семье (на примере Финляндии).
- 66. Социальная работа с семьями в повторном браке.
- 67. Социальная работа и система помощи, направленные на оказание помощи детям. Службы социального обеспечения детей. Социальная защита детей.
- 69. Волонтерская практика как составляющая социальной работы в детских приютах Израиля.
- 70. Роль социальной работы в решении проблем детей-беглецов, беспризорников.
- 71. Социальная работа с детьми со специфическими нуждами, ослабленными и с физическими недостатками.
- 72. Социальная работа с детьми, страдающими от плохого обращения.
- 73.Социальная работа в школе.
- 74.Социальная работа, социальные службы для молодежи.
- 76. Роль социальных работников в исправительных учреждениях для несовершеннолетних.
- 70. Роль социальной работы в решении проблем детей-беглецов, беспризорников.
- 71. Социальная работа с детьми со специфическими нуждами, ослабленными и с физическими недостатками.
- 72. Социальная работа с детьми, страдающими от плохого обращения.
- 73.Социальная работа в школе.
- 74.Социальная работа, социальные службы для молодежи.
- 76. Роль социальных работников в исправительных учреждениях для несовершеннолетних.
- 77. Международная политика в отношении пожилых людей.
- 78. Роль социальной работы в социальном обслуживании пожилых и престарелых.
- 79. Особенности социального обслуживания пожилых в странах Северной Европы.
- 80. Деинституализация как принцип социальной работы с пожилыми. Три модели проживания пожилых в Дании как социальная модель активной жизни.
- 81.Программы помощи пожилым людям, проживающим вне семьи.
- 82. Пенсионные нормы в конвенциях и рекомендациях Международной организации труда (мот).
- 83. Пенсионная система и пенсионное страхование в Германии.
- 84. Пенсионное обеспечение в Швеции и Финляндии.
- Реформа
- Условно-накопительная часть (Inkomstpension)
- Персональная накопительная часть (Premiepension)
- Добровольная часть
- Бюджетная гарантированная пенсия (Garantipenson)
- Административные расходы пенсионного фонда
- 86. Негосударственное пенсионное страхование за рубежом.
- 87. Здравоохранение и социальная работа.
- 3.2.6. Здравоохранение и социальная работа
- 88. Социальная работа в больнице.
- 89. Социальная работа с неполноценно развитыми людьми.( насколько поняла здесь только инвалиды). Социальная работа с инвалидами
- 90. Участие социальных работников в профилактической деятельности в здравоохранении.
- 91. Социальная работа с алкоголиками и членами их семей.
- 92. Социальная работа с наркоманами и членами их семей.
- 93. Практика социальной работы с вич- инфицированными и больными спиДом.
- 94. Социальная работа в онкологии.
- 104. Добровольцы (волонтеры): понятие, мотивы, виды деятельности, проблемы, будущее
- 105. Добровольческие агентства: понятие, типы, функции, финансирование, виды деятельности, тенденции. Международные добровольческие организации.
- Международные благотворительные организации Армия Спасения
- Движение «Анонимные алкоголики»
- Международный Красный Крест
- (107) Управление, руководство добровольческой работой.
- 108.. Благотворительность. Благотворительные фонды: сущность, виды, направления и сферы деятельности, правительственный контроль.
- Взаимопомощь. Группы взаимопомощи: сущность, основные цели, характерные черты, функции, участие профессионалов, современные тенденции.
- 110. Добровольческая работа с молодежью на улице: опыт работы общественной организации "Новые горизонты помощи" (г. Сиетта, сша)
- 113. Участие граждан в социальных программах.
- 115.А. Методы и формы практики социальной работы
- 115.А 2. Консультирование: как необходимый элемент деятельности социального работника, определение, типы, процесс консультирования.
- 1 Этап. Подготовительный этап консультирования
- 2 Этап. Основной этап консультирования
- 3 Этап. Заключительный этап консультирования.
- 120. А.3 Социальное общение: теоретические основы, обучение и обучающие программы, перспективные направления.
- 120.А.4. . Профилактика в социальной работе: необходимость, старые и новые тенденции, методы, затраты и доходы, будущее.
- 121. Б1. Бихевиористкий подход: общая характеристика, особенности, методы воздействия, сферы применения, будущее.
- 15. Сша: социальное страхование и его проблемы.
- 16. Сша: социальная помощь и проблемы, связанные с реализацией программ.
- 17. Социальная политика Европейского Союза и проблемы социальной защиты населения стран-участниц
- 18. Социальное обеспечение в странах Северной Европы
- 19. Особенности социальной работы в условиях экономического кризиса.
- 20. Права женщин. Социальная работа и социальная дискриминация женщин.
- 21. Права ребенка. Декларация прав ребенка (1959г.) Конвенция о правах ребенка (1989 г.)
- 22. Права инвалидов. Конвенция о правах инвалидов (2007г)
- 23. Европейская социальная хартия (пересмотренная и дополненная): сущность, структура, цели, принципы, основные права человека. Ее подписание, ратификация, и реализация рф.
- 24. Законотворчество и социальная работа.
- 98. Рынок труда и занятость в Швеции.
- 99. Механизм государственного управления рынка труда в Японии.
- 100. Опыт социальной работы с безработными и их семьями.
- 101. Занятость и безработица маргинальных слоев.
- 102. Обучение безработных в странах западной европы : некоторые аспекты организации и финансирования.
- 103. Международная организация труда (мот): Основные причины создания, цели, основные принципы, задачи, направления и методы работы мот.
- 61.Социальная работа с семьей состоит из:
- 59/ Социальная работа в среде этнических групп.
- 58. Социальная работа в сфере материального производства
- 57. Социальная работа с несовершеннолетними правонарушителями и подростками «группы риска» в сша
- 95. Государственная политика занятости, регулирование рынка труда (опыт стран с развитой рыночной экономикой).
- 96. Регулирование занятости в Германии: опыт, проблемы, перспективы.
- 97. Государственное регулирование рынка труда в сша.
- 98. Рынок труда и занятость в Швеции.
- 99. Механизм государственного управления рынка труда в Японии.
- 100. Опыт социальной работы с безработными и их семьями.
- 101. Занятость и безработица маргинальных слоев.