logo search
1-7

2 Этап. Основной этап консультирования

социального работника с клиентом. В развернутом виде основной этап включает несколько обязательных стадий (фаз), переходящих друг в друга.

2.1. Первая фаза – психологическая настройка консультанта.

2.2. Вторая фаза – взаимные приветствия будущих собеседников и их представление друг другу. на этой стадии работы снимается чувство смущения, напряжение и устанавливается психологический контакт, взаимопонимание между участниками беседы.

2.3. Третья фаза - заключение “договора-контракта” между социальным работником и клиентом. Психолог уясняет первичный запрос и требования клиента к предстоящей консультации, принимает решение о ее проведении, либо отказе от консультации и направлении клиента к другому специалисту. После этого консультант в деловом и конкретном стиле доводит до сведения клиента цель, задачи и регламент консультирования.

2.4. Четвертая фаза - так называемая фаза “исповеди”, т.е человек имеет возможность “выговориться”, откровенно и эмоционально рассказать о волнующих его проблемах. Опытные консультанты отводят этой стадии не менее двух третей основного этапа консультации, но не более часа. На стадии исповеди консультант большую часть времени молчит, но, активно слушая, поддерживает клиента, выражает ему свой интерес и сочувствие средствами невербальной коммуникации.

2.5. Пятая фаза - фаза активного расспроса клиента и получения дополнительной психологической информации. Психолог задает ряд целенаправленных вопросов для уточнения психологического диагноза и проверка собственной гипотезы об источнике проблемы клиента. При необходимости на этой стадии уместно предложить консультируемому выполнить ряд психологических тестов.

2.6. Шестая фаза: совместная интерпретация психологических проблем клиента. Консультанту не следует в категоричной форме предъявлять клиенту свое понимание ситуации, здесь лучше подойдут фразы типа: “Мне кажется, что дело в том-то”, или “Здесь прослеживается связь с тем-то”.

2.7. Седьмая фаза. оптимизация личностных механизмов саморегуляции и формирование новой модели поведения клиента.

2.8. Завершает общение с клиентом восьмая фаза, суть которой состоит в оценке эффективности консультации методом совместного обсуждения. Клиенту предлагается высказать свое мнение о проведенной работе. Социальный работник дает окончательную оценку успешности консультирования.