Процедурная часть программы
В ней прежде всего делается обоснование выборки, называются ее количественные и качественные параметры, то есть обозначается, какие объекты будут реально изучаться. О выборке подробно поговорим в следующем разделе.
Содержание исследования
В этой части программы подробно описываются признаки, которые надлежит изучить.
Например, задача исследования социально-демографического состава подписчиков и членов их семей, читающих «ЛГ», предполагало выявление:
- пола,
- возраста,
- образования,
- социально-профессионального статуса,
- партийности.
Выявление аудиторных признаков предполагало обнаружение следующих актов аудиторного поведения:
- подписка на газеты и журналы,
- длительность подписки на «ЛГ»,
- намерение подписаться на газету в будущем,
- чтение проблемно-тематических разделов и рубрик подписчиками и членами их семей, читающими «ЛГ».
Задача определения отношения к газете предполагала выявление следующих признаков:
- суждения о роли «ЛГ» среди других источников информации,
- суждения о специфике «ЛГ» в ряду других источников информации с точки зрения: подбора авторов, способов подачи, характера использования источников информации, целей и результатов выступлений,
- суждение о достоинствах и недостатках содержания «ЛГ» по различным основаниям,
- суждения по поводу выбора редакцией прозаических и поэтических публикаций,
- суждения о материалах 16-й полосы.
Задача выявления специфических характеристик авторов писем, которая фиксировалась отдельно, включала выяснение характера, цели и повода написания писем в «ЛГ» и степень удовлетворенности контактов с редакцией.
Наконец, задача выявления предложений читателей о необходимых с их точки зрения изменениях в газете предполагала:
- предложения по ведению разделов,
- предложения по прозаическим и поэтическим публикациям,
- предложения по контактам редакции с читателями.
Когда в программе подробно прописано содержание исследования, есть гарантия того, что в анкете не будет пропущен ни один из важных вопросов, которые поставлены в задачах. И наоборот, не будет лишних, загружающих опросный лист вопросов, которые увеличивают время опроса и ресурсы на обработку результатов.
Методы и процедуры исследования
Описание методов и процедур исследования, соответствующих целям и ресурсам исследовательского коллектива,– следующий блок программы. Подробно о методах (опрос, контент-анализ, социологическое наблюдение, эксперимент) мы расскажем в соответствующих разделах учебного пособия.
Организация, рабочий план исследования
Финальный раздел программы должен ответить на вопросы: кто проводит исследование, когда, какими силами и средствами, в каком виде выдаются результаты исследования. Здесь называются организация, которая проводит исследование, ее руководители и участники (или их количество), сроки проведения работ (чаще всего календарный план с точными датами, названием процедур и ответственных за их проведение), смета исследования, способ обработки информации и форма, в которой будут представлены его итоги.
- Социология журналистики
- Часть I
- Часть II 54
- Часть 1
- Социология журналистики как область социологии Предмет социологии
- Структура социологии журналистики
- Основные социологические теории сми
- Функционирование сми в обществе
- Социологическая информация в работе редакции Зоны применения социологии в журналистике
- Социологическое мышление журналиста
- Публикация об итогах социсследований в сми
- Структура социологического исследования Важность знания журналистами этапов социологического исследования
- Особенности программирования исследования
- Методологическая часть
- Процедурная часть программы
- Выборка как основа репрезентативности Понятие репрезентативности
- Репрезентативные выборки
- Нерепрезентативные выборки
- 2 Ступень. Выбор представителей районов
- 3 Ступень. Определение численности внутри выбранных районов
- 5 Ступень. Выбор подписчиков для опроса
- Этапы и процедуры социологического исследования
- Разработка инструментария исследования
- Пилотирование полевых документов – пробное исследование
- Доработка и тиражирование полевых документов
- Инструктаж участников исследования
- Полевое исследование
- Приемка информации
- Кодирование информации, подготовка информации к обсчету, обработка информации
- Анализ полученных данных
- Подготовка отчета, других публикаций по исследованию, в т. Ч. В прессе
- Часть II социологические методы в журналистике Социологические методы в работе журналиста
- Интервью и анкетирование в социологии и журналистике
- Интервьюирование
- Техника проведения интервью, особенности поведения интервьюера
- Анкета, вопросник. Структура и правила составления анкеты
- Анализ документов в социологии и журналистике
- Виды документов*
- Виды контент-анализа
- Основные направления контент-анализа в журналистике
- Особенности выборки в контент-анализе
- Составление кода контент-анализа
- Методика проведения контент-анализа
- Социологическое и журналистское наблюдение
- Роли наблюдателя в процессе включенного наблюдения
- Эксперимент как метод социологии и журналистики
- Типы экспериментов
- ИсслеДоВание аудитории Предмет аудиторных исследований
- Потребление сми. Аудиторное поведение
- Выбор изданий
- Выбор телеканалов
- Выбор радиостанций
- Функциональные ожидания от сми, мотивы выбора
- Потребности и интересы аудитории
- Типологические группы аудитории
- Группы по полу: мужчины и женщины
- Возрастные группы
- Чрезмерная эмоциональная чувствительность и ранимость,
- Группы по уровню образования
- Группы по месту жительства
- Методы изучения аудитории Медиаметрические исследования
- Литература