Методы изучения аудитории Медиаметрические исследования
Для изучения аудитории применяются все те методы, о которых мы говорили выше:
Опросы:
Интервьюирование
Интервью: по месту жительства, по месту работы, уличное
Массовое, экспертное
Интервью лицом к лицу («фейс-ту-фейс»), телефонное
Интервью с номером в руках
Фокус-группа.
Анкетирование:
Раздаточное
Почтовое
Прессовое
Интенет-опрос
Наблюдение невключенное и включенное – за поведением аудитории в лабораторных или естественных условиях, при чтении изданий, просторе телепредач, прослушивании радио, у газетных киосков, в метро и т. п.
Контент-анализ при обработке вопросников с ответами аудитории и при изучении писем в редакцию. Социологическая обработка почты очень помогает при выявлении основных мотивов обращения в редакцию, выяснении тем, на которые пишут люди, изучении некоторых социально-демографических характеристик авторов, их настроения и мнений по актуальным социальным проблемам и, конечно, их реакции на публикации в СМИ, их оценки и предложения. Прежде количество писем в редакции было очень велико, например, центральное телевидение и радиовещание получало около 2 млн писем в год и, конечно, они требовали социологической обработки. Велика были почта печатных изданий, особенно газет. Областная газета получала по 20–30, а то и больше писем в день. Сейчас этот поток в связи с новыми особенностями прессы и изменением ее отношения к письмам аудитории стал намного меньше, но тем не менее проблема контент-анализа писем в СМИ остается достаточно актуальной*.
Социологический и социально-психологический эксперимент с изменением модели издания, заголовка, типа публикации, оформления, расположения на полосе или в программе и т. п. с последующим опросом аудитории или наблюдением за ее поведением. Лабораторные эксперименты с видеоматериалами.
Социопсихолингвистические методы (ассоциативный метод семантического дифференциала, метод коллажа и др.)
Изучение статистических данных, данных тиражей, подписки, пользователей теле- и радио-, интернет-изданий и т. п., изучение динамики этих показателей за ряд лет.
В рамках медиаметрических исследований применяются некоторые специфические методы.
Дневниковые методики – панели, ведение дневников, в которых аудитория фиксирует потребление СМИ, например, время просмотра телевизора, каналы, передачи, которые она смотрит и т. п. Особенно они важны при панельных повторных исследованиях.
Электронный мониторинг с приставками, аудиометры или пиплметры
Медиаметрические исследования – это изучение количественного размера аудитории конкретного издания, программы, передачи. Такой метод берет начало в коммерческом подходе к СМИ, для которого главный показатель качества – зрительская аудитория, которая влияет на объем рекламы в зависимости от рейтингов изданий, программ, передач.
Рейтинг – это место, ранг в той или иной шкале изменения популярности. Произошло от английского слова rating – оценка, отнесение к тому или иному классу, рангу, разряду.
Сейчас появилось хорошее учебное пособие, в котором подробно описана эта область социологии журналистики: Фомичева И. Д. Индустрия рейтингов. Введение в медиаметрию. – М., 2004. Советуем вам его почитать.
Исследованием аудитории и общественного мнения в России занимаются социологические центры:
ВЦИОМ (Всероссийский центр исследования общественного мнения)
ЛЕВАДА-ЦЕНТР (Центр Юрия Левады)
ФОМ (Фонд общественного мнения)
КОМКОН
МОНИТОРИНГ.РУ
Основные российские социологические журналы:
«Социологические исследования», «Социологический журнал»
«Социология: методология, методы, математические модели (Социология 4 М)».
- Социология журналистики
- Часть I
- Часть II 54
- Часть 1
- Социология журналистики как область социологии Предмет социологии
- Структура социологии журналистики
- Основные социологические теории сми
- Функционирование сми в обществе
- Социологическая информация в работе редакции Зоны применения социологии в журналистике
- Социологическое мышление журналиста
- Публикация об итогах социсследований в сми
- Структура социологического исследования Важность знания журналистами этапов социологического исследования
- Особенности программирования исследования
- Методологическая часть
- Процедурная часть программы
- Выборка как основа репрезентативности Понятие репрезентативности
- Репрезентативные выборки
- Нерепрезентативные выборки
- 2 Ступень. Выбор представителей районов
- 3 Ступень. Определение численности внутри выбранных районов
- 5 Ступень. Выбор подписчиков для опроса
- Этапы и процедуры социологического исследования
- Разработка инструментария исследования
- Пилотирование полевых документов – пробное исследование
- Доработка и тиражирование полевых документов
- Инструктаж участников исследования
- Полевое исследование
- Приемка информации
- Кодирование информации, подготовка информации к обсчету, обработка информации
- Анализ полученных данных
- Подготовка отчета, других публикаций по исследованию, в т. Ч. В прессе
- Часть II социологические методы в журналистике Социологические методы в работе журналиста
- Интервью и анкетирование в социологии и журналистике
- Интервьюирование
- Техника проведения интервью, особенности поведения интервьюера
- Анкета, вопросник. Структура и правила составления анкеты
- Анализ документов в социологии и журналистике
- Виды документов*
- Виды контент-анализа
- Основные направления контент-анализа в журналистике
- Особенности выборки в контент-анализе
- Составление кода контент-анализа
- Методика проведения контент-анализа
- Социологическое и журналистское наблюдение
- Роли наблюдателя в процессе включенного наблюдения
- Эксперимент как метод социологии и журналистики
- Типы экспериментов
- ИсслеДоВание аудитории Предмет аудиторных исследований
- Потребление сми. Аудиторное поведение
- Выбор изданий
- Выбор телеканалов
- Выбор радиостанций
- Функциональные ожидания от сми, мотивы выбора
- Потребности и интересы аудитории
- Типологические группы аудитории
- Группы по полу: мужчины и женщины
- Возрастные группы
- Чрезмерная эмоциональная чувствительность и ранимость,
- Группы по уровню образования
- Группы по месту жительства
- Методы изучения аудитории Медиаметрические исследования
- Литература