logo
Свитич_ Социология журналистики

Методы изучения аудитории Медиаметрические исследования

Для изучения аудитории применяются все те методы, о которых мы говорили выше:

Опросы:

Интервьюирование

Интервью: по месту жительства, по месту работы, уличное

Массовое, экспертное

Интервью лицом к лицу («фейс-ту-фейс»), телефонное

Интервью с номером в руках

Фокус-группа.

Анкетирование:

Раздаточное

Почтовое

Прессовое

Интенет-опрос

Наблюдение невключенное и включенное – за поведением аудитории в лабораторных или естественных условиях, при чтении изданий, просторе телепредач, прослушивании радио, у газетных киосков, в метро и т. п.

Контент-анализ при обработке вопросников с ответами аудитории и при изучении писем в редакцию. Социологическая обработка почты очень помогает при выявлении основных мотивов обращения в редакцию, выяснении тем, на которые пишут люди, изучении некоторых социально-демографических характеристик авторов, их настроения и мнений по актуальным социальным проблемам и, конечно, их реакции на публикации в СМИ, их оценки и предложения. Прежде количество писем в редакции было очень велико, например, центральное телевидение и радиовещание получало около 2 млн писем в год и, конечно, они требовали социологической обработки. Велика были почта печатных изданий, особенно газет. Областная газета получала по 20–30, а то и больше писем в день. Сейчас этот поток в связи с новыми особенностями прессы и изменением ее отношения к письмам аудитории стал намного меньше, но тем не менее проблема контент-анализа писем в СМИ остается достаточно актуальной*.

Социологический и социально-психологический эксперимент с изменением модели издания, заголовка, типа публикации, оформления, расположения на полосе или в программе и т. п. с последующим опросом аудитории или наблюдением за ее поведением. Лабораторные эксперименты с видеоматериалами.

Социопсихолингвистические методы (ассоциативный метод семантического дифференциала, метод коллажа и др.)

Изучение статистических данных, данных тиражей, подписки, пользователей теле- и радио-, интернет-изданий и т. п., изучение динамики этих показателей за ряд лет.

В рамках медиаметрических исследований применяются некоторые специфические методы.

Дневниковые методики – панели, ведение дневников, в которых аудитория фиксирует потребление СМИ, например, время просмотра телевизора, каналы, передачи, которые она смотрит и т. п. Особенно они важны при панельных повторных исследованиях.

Электронный мониторинг с приставками, аудиометры или пиплметры

Медиаметрические исследования – это изучение количественного размера аудитории конкретного издания, программы, передачи. Такой метод берет начало в коммерческом подходе к СМИ, для которого главный показатель качества – зрительская аудитория, которая влияет на объем рекламы в зависимости от рейтингов изданий, программ, передач.

Рейтинг – это место, ранг в той или иной шкале изменения популярности. Произошло от английского слова ratingоценка, отнесение к тому или иному классу, рангу, разряду.

Сейчас появилось хорошее учебное пособие, в котором подробно описана эта область социологии журналистики: Фомичева И. Д. Индустрия рейтингов. Введение в медиаметрию. – М., 2004. Советуем вам его почитать.

Исследованием аудитории и общественного мнения в России занимаются социологические центры:

ВЦИОМ (Всероссийский центр исследования общественного мнения)

ЛЕВАДА-ЦЕНТР (Центр Юрия Левады)

ФОМ (Фонд общественного мнения)

КОМКОН

МОНИТОРИНГ.РУ

Основные российские социологические журналы:

«Социологические исследования», «Социологический журнал»

«Социология: методология, методы, математические модели (Социология 4 М)».