Потребности и интересы аудитории
Естественно, что мотивы выбора изданий, теле- и радиопрограмм, представления о функциональном назначении СМИ связаны с коренными потребностями и интересами аудитории. Поэтому практически во всех исследованиях аудитории, начиная с 1920-х гг., выясняются тематические интересы аудитории, ее представления о формах подачи публикаций.
Уже в первом послевоенном репрезентативном исследовании читательской аудитории «Ваше мнение», проведенном в Эстонии в 1965 г. (2 000 опрошенных), изучались интересы аудитории. Опрос показал, что интерес читателей тартуской газеты «Эдази» тесно связан с непосредственными потребностями человека, бытом, семьей и т. п. (семейная жизнь, заработная плата, здоровье и т. п.), а также интересом к чрезвычайному, экстраординарному (происшествия, несчастные случаи и т. п.).
Последующие опросы этих же читателей показали стабильность читательских интересов. В семидесятых годах интересы аудитории были выстроены по индексам семибалльной шкалы*.
Интересы аудитории | Балл |
Интересы индивидуального существования | 5,66 |
Интерес к чрезвычайному | 5,42 |
Интерес к местной информации | 4,94 |
Интерес к развлекательному | 4,82 |
Интерес к литературе и искусству | 4,20 |
Интерес к экономике | 4,10 |
Интерес к материалам на темы морали | 3,87 |
Интерес к политике | 3,50 |
Институтом социологических исследований Академии наук в 1977 г. был проведен широкий всесоюзный опрос населения страны (около 10 тысяч опрошенных) по поводу их отношения к деятельности газет, радио и телевидения. Данные этого репрезентативного исследования по тематическим интересам населения важно привести** (в % к числу опрошенных).
Темы | % |
Международная жизнь | 48 |
Вопросы морали и нравственности | 47 |
Вопросы жилья, зарплаты, социального обеспечения | 32 |
Физкультура и спорт | 30 |
Вопросы бытового обслуживания, работа предприятий торговли | 27 |
Вопросы здравоохранения, медицинского обслуживания | 27 |
Вопросы сельского хозяйства | 26 |
Вопросы законодательства | 26 |
Вопросы культуры, искусства, литературы | 23 |
Вопросы промышленности, строительства, транспорта | 21 |
Вопросы образования | 18 |
Вопросы окружающей среды, природные ресурсы | 18 |
Историко-революционная и военно-патриотическая тема | 17 |
Проблемы науки | 16 |
Работа профсоюзных, комсомольских и других общественных организаций | 13 |
Вопросы партийной жизни, работы партийных организаций | 13 |
Работа Советов, министерств, ведомств и других органов государственного управления | 9 |
Вопросы марксистско-ленинской теории | 9 |
Другие вопросы | 9 |
Затрудняюсь ответить | 12 |
Перестроечные процессы сильно политизировали обычно инертную к политике аудиторию. И сохраняя свои старые приоритеты в тематических интересах, она по политическим убеждениям раскололась на полярные группы. В первые годы перестройки, в 1990–91 гг., когда проводилось Ярославское исследование, в период резкой поляризации общества по политическим ориентациям, мы получили любопытные данные об интересе «демократов» и «консерваторов». Это весьма поучительная таблица с довольно полным и хорошо структурированным перечнем сфер, которые могут быть и должны быть темами для СМИ* (табл. 21).
Таблица 21
Интерес к различным сферам жизни у «демократов» и «консерваторов»
(в % к числу опрошенных в каждой группе)
Сферы жизни | «Демократы» | «Консерваторы» |
Политико-управленческая сфера | ||
Конституция, деятельность высших государственных структур | 63 | 30 |
Советы, исполкомы Советов разного уровня | 13 | 30 |
Общественные движения, организации, профсоюзы | 13 | 7 |
Органы правосудия, правопорядка | 43 | 37 |
Преступность, нарушения норм общественной жизни | 47 | 53 |
Международные отношения, зарубежье | 41 | 33 |
Экология | 40 | 57 |
Экономическая сфера | ||
Промышленность | 10 | 31 |
Вопросы собственности, экономические законы | 27 | 15 |
Стоимость жизни, обесценивание денег | 73 | 46 |
Сельское хозяйство | 33 | 50 |
Банковская деятельность, финансы | 7 | 0 |
Наука, технический прогресс | 10 | 0 |
Повседневная жизнь | ||
Торговля, бытовое обслуживание, жилищное строительство Коммунальное хозяйство | 37 | 40 |
Здравоохранение, социальное обеспечение | 51 | 46 |
Дом, быт, приусадебное хозяйство | 37 | 49 |
Спорт | 34 | 6 |
Интимная жизнь, любовь, секс | 29 | 0 |
Свободное время, увлечения, отдых | 17 | 0 |
Природа | 4 | 11 |
Семья, брак | 34 | 23 |
Культура, просвещение | ||
Культура, искусство | 64 | 57 |
Образование, воспитание, самообразование | 19 | 0 |
Жизнь, судьба, бытие людей | 58 | 53 |
Непознанное, сверхъестественное, чудеса | 44 | 30 |
Местная жизнь | ||
Деятельность органов власти | 24 | 31 |
Условия жизни (дороги, благоустройство) | 30 | 41 |
Преступность, хулиганство | 36 | 50 |
Жилищная проблема, качество жилья | 15 | 28 |
Снабжение продуктами и товарами | 30 | 47 |
Новые типы экономических отношений | 27 | 17 |
Повседневная жизнь людей в ближайшем окружении | 24 | 34 |
Местные обычаи, традиции. Культура | 21 | 18 |
Нетрудно заметить, что «демократы» активнее интересуются всеми вопросами политической жизни, финансовыми проблемами, тогда как «консерваторы» больше, чем «демократы», по-прежнему погружены в сферу быта и работы. Примечательно, что и тех и других интересуют культура, искусство, жизнь, судьба, бытие людей, их волнуют проблемы преступности, нарушения норм общественной жизни, которые сейчас крайне обострились.
Познакомимся с исследованием аудиторных интересов последних лет Независимого института коммуникавистики «СМИ и органы местного самоуправления» (табл. 22).
Таблица 22
Представление населения о тематической модели местных СМИ (в % к числу опрошенных)
Темы | Место | Очень малый город | Малый город | Средний город | Большой город |
Состояние хозяйства населенного пункта (торговля, бытовое обслуживание, снабжение, транспорт) | 1 | 55 | 58 | 65 | 64 |
Здравоохранение, социальное обеспечение, семья, дом, быт, повседневная жизнь и т. п. | 2 | 58 | 60 | 66 | 62 |
Экологическая проблематика (состояние и охрана окружающей среды) | 3 | 57 | 58 | 65 | 64 |
Культура, образование, искусство, краеведение, история | 4 | 64 | 48 | 61 | 66 |
Экономическая ситуация в населенном пункте, работа предприятий промышленности | 5 | 49 | 66 | 50 | 58 |
Деятельность местных органов власти, суда, прокуратуры | 6 | 44 | 66 | 42 | 51 |
Происшествия, преступления, охрана порядка, работа милиции | 7 | 39 | 48 | 50 | 42 |
Спорт и физкультура | 8 | 27 | 30 | 35 | 21 |
Художественные произведения, юмористические, развлекательные материалы | 9 | 23 | 18 | 17 | 28 |
Деятельность партий, движений, союзов, общественных организаций | 10 | 17 | 13 | 11 | 25 |
Но с начала 90-х гг. произошли большие изменения в нашей жизни, в журналистике, в аудиторных интересах и ориентациях. Правда, последние, особенно в группе обычных людей, «консерваторов», не так быстро изменяются, как кажется политикам и журналистам. И интерес к общественным и политическим партиям по-прежнему на последнем месте, а близкие человеку повседневные проблемы жизни, как и прежде,– на первых.
Одно из последних исследований аудитории «Региональные СМИ и демократия в России (на примере Вологодской области) выполнено в конце 2001 г. Центром русских и восточно-европейских исследований при Университете в Торонто, Центром сравнительных социально-политических и социально-экономических исследований Института международной экономики и международных отношений Российской академии наук и Независимым институтом коммуникавистики*. Опрос жителей Вологодской области (1 000 чел.), показал, что их прежде всего волнуют проблемы роста цен, обнищания, безработицы, роста преступности и наркомании, ухудшение медицинского обслуживания и кризис производства.
Ниже приводятся ответы на вопрос: «Выберите из предложенного списка проблемы, которые, по Вашему мнению, сильнее всего волнуют россиян» (в % к числу опрошенных).
Рост цен | 76 |
Рост преступности | 47 |
Обнищание населения | 45 |
Рост наркомании | 41 |
Военный конфликт в Чечне | 38 |
Рост безработицы | 36 |
Рост тарифов на коммунальные услуги | 34 |
Ухудшение медицинского обслуживания | 28 |
Кризис в промышленности и сельском хозяйстве | 21 |
Коррупция и взяточничество | 16 |
Трудности с получением образования | 15 |
Ухудшение экологической ситуации | 12 |
Задержки выплаты зарплат и пособий | 12 |
Нарушение прав человека в России | 8 |
Отток капиталов из России | 7 |
Слабость государственной власти | 6 |
Свободная купля-продажа земли | 4 |
Усиление влияния Запада | 2 |
Уменьшение влияния России на мировую политику | 2 |
Дефицит товаров первой необходимости | 1 |
Уменьшение влияния России на страны СНГ | 1 |
Данные же контент-анализа показывают, что пресса реально весьма далека от проблем, которые волнуют людей. Ниже показана тематика региональных СМИ и процент публикаций по темам.
Реклама, объявления | 17 |
ТВ-программа | 17 |
Развлекательные материалы (юмор, конкурсы, сканворды, загадки, гороскопы, мистика, лотерея | 11 |
Житейские темы (здоровье, красота, сад, огород, дом, семья, житейские истории, гендерные отношения) | 11 |
Культурная жизнь (культура, искусство литература, наука, образование, церковь) | 10 |
Политическая и общественная жизнь (деятельность властей, партии и общественные движения, профсоюзы) | 7 |
Состояние городского хозяйства (торговля, бытовое обслуживание, снабжение, транспорт) | 5 |
Экономическая ситуация (общая проблематика, промышленные предприятия, сельское хозяйство) | 5 |
Криминальная тематика | 4 |
Положение в социальной сфере (здравоохранение, социальное обеспечение, условия жизни, труд, занятость, безработица) | 4 |
Служба в армии (призывники, война) | 2 |
Спорт | 2 |
Деятельность суда, прокуратуры, милиции | 1 |
Происшествия (катастрофы, пожары) | 1 |
Отдых (путешествия, туризм) | 1 |
Экологическая проблематика | 1 |
Литературные произведения (повести, мемуары) | 1 |
Ожидания от телевидения, конечно, отличаются от читательских интересов в полном соответствии с мотиваций телепросмотра и функциональными ожиданиями аудитории. Мы помним, что телезритель ждет новостной, развлекательной и познавательной информации. Поэтому он придает большое значение специфическим художественным формам – телесериалам, кинофильмам, музыкальным передачам, особенно эстрадным, играм, показу спортивных соревнований и т. п. Хотя новости – на первом месте. Познакомьтесь с ответами 4 тысяч опрошенных ВЦИОМом в 1994 г. на вопрос «Какого рода телепередачи в последнее время в наибольшей степени привлекали ваше внимание?» (в % к числу опрошенных).
Телепередачи | % |
Новости | 65 |
Многосерийные телесериалы | 61 |
Музыкальные передачи, эстрадные концерты | 39 |
Игры, лотереи, викторины | 35 |
Криминальные происшествия | 26 |
Беседы с интересными людьми в прямом эфире | 24 |
Спортивные | 19 |
Познавательные | 18 |
Передачи о здоровье, о приусадебном участке и т. п. | 18 |
Музыкальные видеоклипы, концерты рок звезд | 15 |
Общественно-публицистические | 13 |
Религиозные | 6 |
Передачи для деловых людей | 5 |
Аудитория обычно предъявляет достаточно высокие требования к форме и стилю публикаций. Она предпочитает публикации интересные, яркие, драматичные, доступные ее уровню понимания. Разговор о форме публикаций особенно актуален, если речь идет о телевидении. Вот каковы требования к характеру телепередач у аудитории разных стран. Исследование проведено в 1996 г.*
Телепередачи должны быть | % к числу опрошенных |
Интересными | 73 |
Образовательными | 56 |
Помогать расслабиться | 50 |
Забавными | 47 |
Годными для просмотра всей семьей | 44 |
Реалистичными | 39 |
Оригинальными | 38 |
Без насилия | 35 |
Развивающими воображение | 35 |
Волнующими | 34 |
Возбуждающими | 31 |
Объективными | 30 |
- Социология журналистики
- Часть I
- Часть II 54
- Часть 1
- Социология журналистики как область социологии Предмет социологии
- Структура социологии журналистики
- Основные социологические теории сми
- Функционирование сми в обществе
- Социологическая информация в работе редакции Зоны применения социологии в журналистике
- Социологическое мышление журналиста
- Публикация об итогах социсследований в сми
- Структура социологического исследования Важность знания журналистами этапов социологического исследования
- Особенности программирования исследования
- Методологическая часть
- Процедурная часть программы
- Выборка как основа репрезентативности Понятие репрезентативности
- Репрезентативные выборки
- Нерепрезентативные выборки
- 2 Ступень. Выбор представителей районов
- 3 Ступень. Определение численности внутри выбранных районов
- 5 Ступень. Выбор подписчиков для опроса
- Этапы и процедуры социологического исследования
- Разработка инструментария исследования
- Пилотирование полевых документов – пробное исследование
- Доработка и тиражирование полевых документов
- Инструктаж участников исследования
- Полевое исследование
- Приемка информации
- Кодирование информации, подготовка информации к обсчету, обработка информации
- Анализ полученных данных
- Подготовка отчета, других публикаций по исследованию, в т. Ч. В прессе
- Часть II социологические методы в журналистике Социологические методы в работе журналиста
- Интервью и анкетирование в социологии и журналистике
- Интервьюирование
- Техника проведения интервью, особенности поведения интервьюера
- Анкета, вопросник. Структура и правила составления анкеты
- Анализ документов в социологии и журналистике
- Виды документов*
- Виды контент-анализа
- Основные направления контент-анализа в журналистике
- Особенности выборки в контент-анализе
- Составление кода контент-анализа
- Методика проведения контент-анализа
- Социологическое и журналистское наблюдение
- Роли наблюдателя в процессе включенного наблюдения
- Эксперимент как метод социологии и журналистики
- Типы экспериментов
- ИсслеДоВание аудитории Предмет аудиторных исследований
- Потребление сми. Аудиторное поведение
- Выбор изданий
- Выбор телеканалов
- Выбор радиостанций
- Функциональные ожидания от сми, мотивы выбора
- Потребности и интересы аудитории
- Типологические группы аудитории
- Группы по полу: мужчины и женщины
- Возрастные группы
- Чрезмерная эмоциональная чувствительность и ранимость,
- Группы по уровню образования
- Группы по месту жительства
- Методы изучения аудитории Медиаметрические исследования
- Литература