Возрастные группы
Прежде чем проанализировать информационное поведение различных возрастных групп, полезно познакомиться с их социальными и общепсихологическими особенностями.
Американские психологи Р. Гаулд, Д. Левинсон и Дж. Вейланд провели исследование на 1000 человек об изменении личности с возрастом. Дж. Вейланд 38 лет наблюдал за изменением структуры личности 268 выпускников Гарвардского университета. Его результаты и результаты исследований российских ученых в целом совпадают*.
Возраст 16–22 года. Стремятся доказать, что они уже готовы к самостоятельной жизни Трудность возраста – в его неопределенности: с одной стороны самостоятельный человек, с другой – ребенок, нуждающийся в заботе и помощи. Характерно частое обращение к письмам как средству общения, юношеский максимализм в оценках и суждениях, просьбы помочь, посоветовать, иногда разочарованность «Мне всего 22 года. Я ни о чем не мечтаю, ни во что не верю и ни на что не надеюсь. Впереди пустота».
Возраст 23–28 лет. Поиски самого себя, выработка индивидуальности, осознание себя как взрослого человека с определенными правами и обязанностями по отношению к другим. Большую роль здесь играет представление о месте, которое надо занять в жизни. Взрослые могут стабилизировать это развитие. Если наставника нет, могут сказаться черты предыдущей возрастной группы.
Возраст 29–32 года. Переходный период. Оказывается, что сформированные ранее представления – не совсем верные, жизнь перестает вдруг казаться легкой. Возникают болезненные вопросы о жизни. Иногда человек разрушает основы своего прошлого образа жизни.
Возраст 33–39 лет. Интенсивная влюбчивость в работу, когда человек стремится достичь вершин профессии.
Возраст 40–42 года. Критический период. Достигнутое кажется недостаточным, незначительным. Возникает ощущение, что жизнь проходит зря. Добавляется ухудшение здоровья, признаки утраты молодости.
Возраст 43–49 лет. Новое равновесие, стабильность психики. Поднимается продуктивность труда. У творческих людей – своеобразие подъема.
После 50 лет человек приходит к примирению с самим собой. Но это не самодовольство, критическое начало не утрачено. Просто человек уже хорошо познал самого себя. Но его снова одолевают вопросы о смысле жизни и ценностях. Характерно стремление к контактам с людьми, к поддержанию старых знакомств и завязыванию новых. Стремление избегать всего, что вызывает эмоциональную напряженность.
Естественно, что эти возрастные различия сильно сказываются на информационном поведении людей.
Стоит особенно остановиться на психологических особенностях молодежной аудитории. Российский психолог В. А. Мансуров выделяет следующие сущностные характеристики молодых:
Неустойчивость психологии и сознания,
Противоречивость мнений и оценок, суждений и поведения,
Ограниченный социальный опыт,
- Социология журналистики
- Часть I
- Часть II 54
- Часть 1
- Социология журналистики как область социологии Предмет социологии
- Структура социологии журналистики
- Основные социологические теории сми
- Функционирование сми в обществе
- Социологическая информация в работе редакции Зоны применения социологии в журналистике
- Социологическое мышление журналиста
- Публикация об итогах социсследований в сми
- Структура социологического исследования Важность знания журналистами этапов социологического исследования
- Особенности программирования исследования
- Методологическая часть
- Процедурная часть программы
- Выборка как основа репрезентативности Понятие репрезентативности
- Репрезентативные выборки
- Нерепрезентативные выборки
- 2 Ступень. Выбор представителей районов
- 3 Ступень. Определение численности внутри выбранных районов
- 5 Ступень. Выбор подписчиков для опроса
- Этапы и процедуры социологического исследования
- Разработка инструментария исследования
- Пилотирование полевых документов – пробное исследование
- Доработка и тиражирование полевых документов
- Инструктаж участников исследования
- Полевое исследование
- Приемка информации
- Кодирование информации, подготовка информации к обсчету, обработка информации
- Анализ полученных данных
- Подготовка отчета, других публикаций по исследованию, в т. Ч. В прессе
- Часть II социологические методы в журналистике Социологические методы в работе журналиста
- Интервью и анкетирование в социологии и журналистике
- Интервьюирование
- Техника проведения интервью, особенности поведения интервьюера
- Анкета, вопросник. Структура и правила составления анкеты
- Анализ документов в социологии и журналистике
- Виды документов*
- Виды контент-анализа
- Основные направления контент-анализа в журналистике
- Особенности выборки в контент-анализе
- Составление кода контент-анализа
- Методика проведения контент-анализа
- Социологическое и журналистское наблюдение
- Роли наблюдателя в процессе включенного наблюдения
- Эксперимент как метод социологии и журналистики
- Типы экспериментов
- ИсслеДоВание аудитории Предмет аудиторных исследований
- Потребление сми. Аудиторное поведение
- Выбор изданий
- Выбор телеканалов
- Выбор радиостанций
- Функциональные ожидания от сми, мотивы выбора
- Потребности и интересы аудитории
- Типологические группы аудитории
- Группы по полу: мужчины и женщины
- Возрастные группы
- Чрезмерная эмоциональная чувствительность и ранимость,
- Группы по уровню образования
- Группы по месту жительства
- Методы изучения аудитории Медиаметрические исследования
- Литература