logo
Свитич_ Социология журналистики

Инструктаж участников исследования

Затем проводится инструктаж анкетеров, интервьюеров, кодировщиков, наблюдателей – всех тех, кто в полевых условиях будет проводить исследование. Обычно помимо устного инструктирования существуют и письменные инструкции. Особенно подробно они разрабатываются для интервьюеров. Объясняется, каким образом себя вести, как вызвать желание отвечать на интервью, как интерпретировать те или другие вопросы, как следовать по структуре интервью. Часто интервью предполагает переход от одного вопроса к другому в зависимости от компетентности опрашиваемого в предыдущем вопросе. Например, если опрашиваемый не читает какое-то издание, о котором подробно говорится в интервью, интервьюер пропускает ряд вопросов, относящихся к этому изданию, и т. д.

Иногда в процессе интервью показывают карточки, из которых респондент должен выбрать определенные ответы, или его просят ранжировать в карточках какой-то список (предположим, задачи СМИ) по важности. Короче говоря, все эти тонкости проведения опроса должны быть тем или иным путем доведены до сведения интервьюера. И, конечно, в научном репрезентативном опросе нужно провести обучение интервьюеров.