logo
Свитич_ Социология журналистики

Основные направления контент-анализа в журналистике

Первое направление – это саморефлексия редакционного коллектива.

  1. Анализ содержания изданий, передач ТВ и РВ для саморефлексии редакционного коллектива и корректировки своей деятельности.

  2. Изучение характеристик текстов с позиций их соответствия составу, потребностям, интересам, запросам конкретной аудитории.

  3. Установление степени соответствия содержания материалов СМИ заявленной программе, намерениям учредителей и журналистов.

  4. Анализ содержания СМИ в качестве способа управления и самоуправления социума.

  5. Определение места своего издания в ряду других изданий при помощи контент-анализа.

  6. Выявление характеристик авторов публикаций в СМИ.

  7. Изучение писем в редакцию, их тематики, мотивации обращения, ожидаемых от редакции реакций, социально-демографического состава авторов и т. п.

  8. Анализ анкет, в частности опросов, предпринимаемых редакцией.

Второе направление – изучение документов, необходимых для создания журналистских публикаций.

1. Анализ различных документов, которые используются в публикациях: официальных, в том числе юридических документов, протоколов собраний, вопросов на читательских, зрительских конференциях, библиотечных формуляров, театральных, концертных и киноафиш, звуковой и видеопродукции, рекламных роликов и слоганов, даже надписей и рисунков на заборах, как носителей ориентаций определенных групп массового сознания (как это практиковал в заданиях студентам факультета журналистики МГУ на семинаре Б. А. Гру­шин) и т. п.

2. Реконструкция по текстам событий и процессов, которые происходили и происходят (так называемой внетекстовой реальности) в том случае, когда непосредственное наблюдение их невозможно или затруднено. Это особенно важно для исторических или сравнительных исследований.

3. Выявление характеристик текстов как носителей социальной информации о разных типах социальных общностей.

4. Определение картины мира (знаний, ценностей, норм, распространяемых различными субъектами общественной жизни).