logo
Свитич_ Социология журналистики

Функциональные ожидания от сми, мотивы выбора

Выбор изданий и теле-радиопрограмм, о чем мы говорили в предыдущем разделе,– важный показатель. Но он ничего не говорит о том, почему выбор именно таков, а мотивы могут быть разные: получаю оперативную информацию, интересно, практически полезно, расширяет кругозор, важно для работы, помогает расслабиться, отдохнуть, читаю по традиции, потому что семья давно выписывает, читают (смотрят, слушают) мои друзья и т. д.

Один из наиболее полных списков различных мотивов обнаружили эстонские социологи при опросе около тысячи молодых эстонцев при ранжировании ответов на вопрос «Почему Вы обращаетесь к теле- и радиоканалам?».

  1. Расширить свой кругозор

  2. Слушать музыку

  3. Получить новости о своем городе, районе, республике

  4. Отдыхать, развлекаться

  5. Получать новости о зарубежных странах

  6. Быть в курсе проблем молодежи у нас и за рубежом

  7. Получать эстетическое наслаждение

  8. Слушать, видеть, читать кое-что приключенческое

  9. Получать приятный фон для своих дел

  10. Получать новости о других республиках, о Советском Союзе

  11. Получать материалы – повод для совместного раздумья и рассуждения

  12. Получить практические советы

  13. Лучше понять сущность современных событий

  14. Слушать, смотреть, читать что-нибудь смешное

  15. Получать оперативную информацию

  16. Узнать, какая будет погода

  17. Узнать оценки и мнения о различных явлениях

  18. Получить авторитетную информацию

  19. Узнать точное время

  20. Быть в курсе проблем, о которых говорят в кругу моих знакомых

  21. Избавиться от уединения, одиночества

  22. Получить подтверждение своим мыслям

  23. Слушать- видеть- читать кое-что критическое о разных событиях и проблемах

  24. Чувствовать себя участником событий в мире

  25. Получать радость от решения кроссвордов, викторин и т. п.

  26. Получить помощь для решения проблем, возникающих в жизни

Мотивацию аудитории по отношению к разным СМИ (телевидению, радиовещанию, печати) демонстрирует исследование аудитории Ленинградской области (1985)*. Ниже представлены мотивы обращения в СМИ (табл. 19).

Таблица 19

Мотивы обращения к разным СМИ (в % к числу опрошенных)

Мотивы

Телеви­дение

Радио

Газеты

Узнать новости о событиях в нашей стране

76

76

83

Узнать новости о событиях за рубежом

58

56

65

Отдохнуть, восстановить силы

57

31

25

Узнать о каких-либо занимательных событиях или происшествиях

46

37

45

Получить удовлетворение от произведений литературы, искусства

42

31

20

Отвлечься от житейских забот и волнений

26

13

11

Найти ответы на нравственные проблемы, которые волнуют

24

21

24

Получить сведения и советы, полезные для любимых занятий во время досуга

22

17

21

Повысить свой общеобразовательный уровень

21

17

22

Углубить свои профессиональные знания и опыт

16

12

16

Пережить острые, волнующие впечатления

14

10

11

«Убить время», когда нет других занятий

13

6

4

Как видим, люди хотят, прежде всего, узнать новости, отдохнуть, расширить свой кругозор и получить полезную для жизни информацию. Конечно, телевидение незаменимо для проведения досуга. Но и вообще оно наиболее полно способно удовлетворить потребности человека во всех его функциональных ожиданиях.

С тех пор структура функциональных ожиданий аудитории претерпела немного изменений. Люди довольно консервативны в своих предпочтениях относительно базовых мотивов, связанных с базовыми потребностями, и функциональных ожиданий. Конечно, это не застывшая картина: она связана и с переменами в обществе, с изменением образа жизни и культуры населения, но главным образом, пожалуй, с динамикой самих СМИ.

Правда, на уровне представлений населения о задачах местных СМИ кардинальных изменений не произошло. Соотношение их функциональных ориентаций в 2002 г. почти такое же, как и в 1960–1980 гг. Однако довольно сильно изменились ориентации руководителей органов власти и журналистов. Они стали чуть ближе к ориентациям аудитории, хотя «ножницы» до сих пор значительные и их не может не быть, потому что у властей основные задачи – организаторские и идеологические, у журналистов – информационные, а у аудитории практические. Познакомимся с сопоставительными данными, полученными Независимым институтом коммуникавистики «СМИ и органы местного самоуправления» (табл. 20).

Таблица 20

Представление населения о задачах местных СМИ в 1985 г.

Задачи СМИ

Население

Журналисты, место

Руководители местных органов власти, место

%

Место

Давать практическую информацию, справки, советы и т. д.

1

69

4

1

Оказывать людям помощь в конкретных ситуациях

2

61

8

7

Информировать о происходящих событиях, рассказывать о жизни горожан

3

58

1

4

Излагать позицию руководства населенного пункта

4

54

6

10

Давать людям возможность высказать различные точки зрения; отражать разнообразие мнений, настроений

5

53

2

3

Анализировать происходящие события, искать пути решения проблем

6

52

3

2

Контролировать действия хозяйственных и политических структур

7

51

5

9

Содействовать взаимопониманию людей, разрешать споры

8

40

7

6

Давать возможность весело, приятно провести время

9

35

9

11

Организовывать людей для достижения общих целей

10

35

12

5

Формировать у людей определенные политические взгляды, побуждать к активным общественным действиям

11

32

10

8

Критиковать действия властей, отдельных людей и групп населения

12

31

11

12