Виды документов*
По форме фиксации:
Письменные – материалы архивов прессы, личные документы, где информация изложена в форме письменного текста.
Иконографические – кинодокументы, картины, гравюры, фотографии, видеоматерилы.
Статистические документы, в которых форма изложения в основном цифровая.
Фонетические и магнитные записи, грампластинки.
Компьютерные документы.
По источнику информации:
Первичные – строятся на основе прямого наблюдения или опроса.
Вторичные – результат обработки, обобщения других документов.
По характеру мотивации:
Целевые, спровоцированные – сделанные по инициативе исследователей, журналистов (сочинения, отклики и т. п.).
Неспровоцированные, или естественные,– функционирующие естественным путем.
По типу авторства:
1. Официальные – создаются должностными лицами, соответствующим образом оформлены и юридически согласованы: правительственные материалы, постановления, официальные заявлении, государственная и ведомственная статистика, документация официальных учреждений, деловая корреспонденция, финансовая отчетность и т. п.
2. Неофициальные документы – созданные частными лицами, письма, дневники, мемуары, заметки.
3. Материалы средств массовой информации.
По степени персонификации:
1. Личные – касающиеся отдельного человека: библиотечные формуляры, анкеты, рекомендательные письма, заявления.
2. Безличные – протоколы, постановления, стенограммы, пресса, архивы, документы учреждений и т. п.
По сфере жизнедеятельности: исторические, экономические, технические, статистические, правовые, педагогические, журналистские и т. п.
Журналисты в своей работе часто имеют дело со всеми названными типами документов. Но анализируют их обычно как единичные, уникальные, конкретные, необходимые для готовящейся публикации или с другими целями. Социологи тоже имеют дело со всеми перечисленными типами документов, но изучают их особым способом, с применением измерения, на более или менее больших массивах текстов. Делают они это с помощью социологического метода, который называется контент-анализом.
Итак, методы анализа документов можно подразделить на:
1. Традиционные, или качественные. К ним относятся исторический анализ, политический анализ, литературоведческий, психологический, логический, текстологический анализ и т. п.
2. Качественно-количественные, формализованные, или контент-анализ.
Естественно, что журналист обычно имеет дело с качественным анализом документов: официальных документов разного рода, материалов СМИ, писем в редакцию, литературных произведений, интернет-источников и т. п. Но знание правил формализованного анализа документов ему тоже может оказаться полезным. Принципы такого анализа, выбор наиболее типичных документов для этого, составление плана структурных элементов текстов и пр. помогут глубже анализировать документы, с которыми имеет дело журналист в своей повседневной работе. Наконец, весьма полезно знать методику контент-анализа, чтобы провести социологический анализ достаточно большого количества материалов по строгим, формализованным категориям и признакам.
Любому журналисту очень пригодится знание правил оценки достоверности документа*.
1. Документы, в которых выражены мнения, оценки менее достоверны, чем те, которые сообщают факты.
2. Первичные документы надежнее вторичных.
3. Важно выяснить подлинность документа.
5. Необходимо выяснить тип документа, имея в виду, что обычно официальные документы надежнее неофициальных, хотя это правило порой нарушается.
6. Полезно понять, составлялся ли документ по следам события, были ли в нем отражены мнения свидетелей событий или это информация из «вторых рук», хотя при этом следует помнить, что нередко свидетели событий преувеличивают свою роль.
7. Желательно определить, в каких условиях составлялся документ (присутствовали ли посторонние, был ли нажим на автора, составлялся ли он непосредственно после события, для кого был предназначен и т. п.); достаточно ли компетентно лицо или учреждение, от имени которого составлен документ; каков внешний вид документа (состояние бумаги, степень изношенности и т. п.).
8. Важно понять, какие намерения были у составителя документа, был ли он заинтересован в его создании.
Считается, что документ более достоверен, если:
- не затрагивает интересы автора,
- наносит ему определенный ущерб,
- в момент сообщения сведений они были общеизвестны,
- с точки зрения автора, сведения малосущественны,
- автор относится к сведениям недоброжелательно.
9. Необходима, если возможно, перекрестная проверка документов другими документами, опросом людей причастных к их составлению или наблюдающих этот процесс.
10. Если документ представляет статистические данные, важно понять каким образом и на каких основаниях сделана классификация данных.
Причины ошибок зависят от условий, в которых составлялся документ, и от его конкретного автора, его жизненного опыта.
Итак, контент-анализ – это качественно-количественный социологический метод исследования, при котором измеряются характеристики множества текстов однотипных документов по ряду формализованных категорий и признаков. Этот метод позволяет объективно зафиксировать и количественно измерить некоторые характеристики текстов, визуальных или звуковых документов. В журналистике могут анализироваться публикации в прессе, на ТВ и РВ, в Интернете, фотографии и видеоряд, звуковая информация.
Основные требования к контент-анализу:
систематичность (содержание должно быть упорядочено в категориях, которые будут применены при исследовании),
измеримость (выраженность результатов в количественных показателях частоты употребления, объема и т. п., согласно проведенной кодификации).
- Социология журналистики
- Часть I
- Часть II 54
- Часть 1
- Социология журналистики как область социологии Предмет социологии
- Структура социологии журналистики
- Основные социологические теории сми
- Функционирование сми в обществе
- Социологическая информация в работе редакции Зоны применения социологии в журналистике
- Социологическое мышление журналиста
- Публикация об итогах социсследований в сми
- Структура социологического исследования Важность знания журналистами этапов социологического исследования
- Особенности программирования исследования
- Методологическая часть
- Процедурная часть программы
- Выборка как основа репрезентативности Понятие репрезентативности
- Репрезентативные выборки
- Нерепрезентативные выборки
- 2 Ступень. Выбор представителей районов
- 3 Ступень. Определение численности внутри выбранных районов
- 5 Ступень. Выбор подписчиков для опроса
- Этапы и процедуры социологического исследования
- Разработка инструментария исследования
- Пилотирование полевых документов – пробное исследование
- Доработка и тиражирование полевых документов
- Инструктаж участников исследования
- Полевое исследование
- Приемка информации
- Кодирование информации, подготовка информации к обсчету, обработка информации
- Анализ полученных данных
- Подготовка отчета, других публикаций по исследованию, в т. Ч. В прессе
- Часть II социологические методы в журналистике Социологические методы в работе журналиста
- Интервью и анкетирование в социологии и журналистике
- Интервьюирование
- Техника проведения интервью, особенности поведения интервьюера
- Анкета, вопросник. Структура и правила составления анкеты
- Анализ документов в социологии и журналистике
- Виды документов*
- Виды контент-анализа
- Основные направления контент-анализа в журналистике
- Особенности выборки в контент-анализе
- Составление кода контент-анализа
- Методика проведения контент-анализа
- Социологическое и журналистское наблюдение
- Роли наблюдателя в процессе включенного наблюдения
- Эксперимент как метод социологии и журналистики
- Типы экспериментов
- ИсслеДоВание аудитории Предмет аудиторных исследований
- Потребление сми. Аудиторное поведение
- Выбор изданий
- Выбор телеканалов
- Выбор радиостанций
- Функциональные ожидания от сми, мотивы выбора
- Потребности и интересы аудитории
- Типологические группы аудитории
- Группы по полу: мужчины и женщины
- Возрастные группы
- Чрезмерная эмоциональная чувствительность и ранимость,
- Группы по уровню образования
- Группы по месту жительства
- Методы изучения аудитории Медиаметрические исследования
- Литература