logo
Свитич_ Социология журналистики

Типологические группы аудитории

Основы типологических исследований аудитории СМИ заложили в отечественной социологии наши эстонские коллеги. Широкий типологический анализ (кластер-анализ) по репрезентативной выборке около 1 000 человек был проведен в 1984 г. В результате было выделено 7 групп респондентов*.

I тип – гармоничный (14 % опрошенных).

Ведут активный образ жизни, считают проблемы своего труда для себя очень существенными, общественно активны, лично заинтересованы в решении социальных проблем. Активные и квалифицированные читатели художественной и специальной литературы, активные потребители культуры (концерты, выставки, театры). Хорошо материально обеспечены, и материальные проблемы для них менее значимы, чем для других групп, Высокий уровень образования. Гуманитарии и не гуманитарии. Интерес к психологии, управлению, но и к ведению домашнего хозяйства.

Среднее поколение. Характеризуются высокой степенью потребления СМИ.

II тип – общественный (5 %).

Показатели трудовой, социальной и информационной деятельности еще выше, чем у первого типа. Сверхактивное участие в общественной работе. Высокое потребление культуры, но большее равнодушие к требовательным видам искусства. Менее активно участвуют в культурной жизни. Деятельная, экстравертная жизненная ориентация, но внетрудовая активность (домашние дела и т. п.) не свойственна. Свободное время тоже заполняют общественной работой. Высокая степень удовлетворенности своей жизнью, работой. Люди среднего поколения, половина – с высшим образованием, как и у первого типа.

Информационная активность наиболее высокая по сравнению с другими типами, причем в поиске информации значительную роль играет элемент престижа. Лидеры в межличностном общении.

III тип – культурный (19 %).

Трудовая, социальная и информационная активность – близка к средним показателям. Культурная активность – наиболее высокая, как и самовыражение средствами искусства, при этом художественная литература менее привлекательна (за исключением современной поэзии), чем другие виды культуры (музыки, театра, кино, изобразительного искусства). Заметно стремление к выражению и развитию своего «Я». Активны в домашней деятельности и любительских занятиях. Хорошо материально обеспечены, и амбиции в этой сфере – на среднем уровне. Это в основном молодежь до 30 лет.

Активность контактов со СМИ на среднем уровне, более активны в межличностной коммуникации.

IV тип – любительский (18 % опрошенных).

Ориентированы на любительские занятия. Трудовая и социальная активность на среднем уровне, информационная активность значительно выше средней. Культурная активность и участие в домашней деятельности – ниже среднего. Выше участие в любительских занятиях (уход за машиной, автомобильные поездки, физкультура, спорт, настольные игры). Структура свободного времени характеризуется деловитостью. Мало тратится времени на простые прогулки и пребывание на природе, размышления о жизни. Интересует наука, техника, экономика, зарубежная жизнь. Доминируют мужчины (женщин – третья часть) с негуманитарным образованием.

Высокая активность в чтении общественно-политических газет, специализированных журналов и книг. Низкая активность в межличностном общении.

V тип – домашний (24 %).

Трудовая, социальная, информационная и культурная активность на среднем уровне. Высокая активность в семейно-бытовой сфере, ориентация на семью. Женщины составляют три четверти этого типа.

Из источников информации существенную роль играют радио и телевидение.

VI тип – неустроенный (12 %).

Образ жизни, ориентированный на самовыражение и улучшение материального благосостояния. Трудовая, социальная, информационная, практически-бытовая активность – ниже средней. Выше средней – активность в сфере художественной культуры, особенно в различных формах художественного самовыражения, высокая степень участия в любительских занятиях. Низкая материальная обеспеченность и большие неудовлетворенные амбиции в этой сфере. Единственной тип, явно не удовлетворенный своей жизнью и многими аспектами окружающей действительности. В проведении свободного времени существенную роль играет алкоголь. Это чаще мужчины, чем женщины, но различие небольшое. Молодежь, на четверть – студенческая.

Относительно низкая активность в информационной сфере, меньше читают общеполитических газет.

VII тип – пассивный (8 % опрошенных).

Прежде всего, люди старшего возраста. Показатели всех форм активности, кроме практически-бытовой, значительно ниже средних показателей.

Среди источников информации первое место принадлежит радио.

Социально-демографические признаки и социальная ориентация каждого из названных типов приводятся в табл. 28.

В результате кластерного анализа выделилось пять типов читателей местных газет*.

1. Активные критичные – избирательные (десятая часть аудитории) критически оценивают газеты, обращаются к ней с профессиональными вопросами, ожидают более острого и делового обсуждения экономических и социальных проблем. Специалисты и квалифицированные рабочие.

2. Активные малокритичные – малоизбирательные (четвертая часть) читают газету «залпом» из привычки быть в курсе дел. Претензий к газете мало. Интересуются местными новостями, социально-бытовыми и культурными проблемами. Женщины, средний и высокий уровень образования, часто заняты в непроизводственной сфере.

Таблица 23

Социально-демографические характеристики разных типов аудитории

(в % от состава типа)

ГРУППЫ

Все

Типы

I

II

III

IV

V

VI

VII

Гармоничный

Общест­вен­ный

Культурный

Любительский

Домашний

Неустроен­ный

Пассивный

Пол

мужчины

42

38

47

37

66

23

53

44

женщины

58

62

53

63

34

77

47

56

Возраст

до 30 лет

38

21

7

62

46

30

57

15

30–49

35

51

81

20

39

32

34

20

50 лет и старше

27

28

12

18

15

38

9

65

Образование

ниже среднего

27

179

9

27

21

31

25

61

среднее, ср. спец.

37

27

40

38

39

44

30

31

высшее

36

56

31

35

40

25

44

6

Проф. деятельность

рядовые работники

34

26

35

29

33

42

35

42

специалисты

28

52

60

21

27

24

18

10

студенты

14

9

2

21

20

7

30

1

учащиеся

12

6

0

23

15

7

14

9

пенсионеры

12

7

3

6

5

20

3

38

Семейное положение

женат, замужем

51

59

81

41

49

58

36

43

в семье есть дети

44

39

75

40

48

48

36

35

3. Умеренные активные и критичные (около трети аудитории) принимают газету с точки зрения практической полезности, ценят местную информацию о производственной и бытовой сфере, советы и объявления, то есть прагматическую информацию.

4. Пассивные, критичные, недовольные (четвертая часть аудитории) ждут более интересных тем, новизны и занятности, мало интересуются бытовыми и производственными проблемами. Преимущественно молодежь.

5. Пассивные, малокритичные, невзыскательные (10–16 %) – это старшее поколение, для которого местная газета является основным источником информации.

Теперь разберем чуть более подробно различные группы по полу, возрасту, образованию, месту жительства, учитывая, конечно, результаты социологических исследований разных групп аудитории.