Литература
Учебные пособия
Журналистика и социология / Под ред. И. Д. Фомичевой. – М., 1995.
Свитич Л. Г., Ширяева А. А. Журналистское образование: взгляд социолога. – М., 1997.
Социология журналистики / Ред. С. Г. Корконосенко. – М., 2004.
Фомичева И. Д. Индустрия рейтингов: Введение в медиаметрию. – М., 2004.
Федотова И. Д. Социология массовой коммуникации. – СПб., 2003.
Основная
Грушин Б. А. Четыре жизни России в зеркале опросов общественного мнения: В 4 кн. – М., 2001, 2003.
Данилова Е. Е. Информационное развитие социальных систем. – М., 2002.
Журналистика и социология. Россия – 90-е годы / Ред.-сост. С. Г. Корконосенко. – СПб., 2001.
Землянова Л. М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества: Толковый словарь терминов и концепций. – М., 1999.
Конецкая В. П. Социология коммуникавистики. – М., 1997.
Левада Ю. А. От мнения к пониманию. – М., 2000.
Массовая информация в советском промышленном городе / Под общ. ред. Б. А. Грушина и Л. А. Оникова. – М., 1980.
Прохоров Е. П. Журналистика и демократия. – М., 2001.
Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики. – М., 2004.
Реснянская Л. Л., Фомичева И.Д. Газета для всей России. – М., 1999.
Смирнова М. Г. Социологические исследования печати, радио и телевидения в развитых капиталистических странах. – М., 1984.
Социология журналистики. – М., 1980.
Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. – М., 1999.
Дополнительная (по выбору)
Аверьянов Л. Я. Искусство задавать вопросы: заметки социолога. – М., 1987.
Белановский С. А. Методика и техника фокусированного интервью. – М., 1993.
Биографический метод. История. Методология. Практика. – М., 1994.
Богомолова Н. Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. – М., 1991.
Буданцев Ю. П. Социология массовой коммуникации. – М., 1994.
В поисках своего лица: общероссийская пресса на информационном рынке / Под ред. Л. Л. Реснянской и И. Д. Фомичевой. – М., 1998.
Верховская А.И. Методы анализа писем в редакционной работе. – М., 1984.
Гоуайзер Ш., Уитт Э. Путеводитель журналиста по опросам общественного мнения. – М., 1997.
Гудимов А. Тайна чужой профессии. – М., 1967.
Гус М. За газетные кадры. – М; Л., 1930.
Дембо В. Бюджет работника печати. – М., 1927.
Дзялошинский И. М. Российский журналист в посттоталитарную эпоху. – М., 1996.
Дьякова Е. Г., Трахтенберг А. Д. Массовая коммуникация: и проблема конструирования реальности. Анализ основных теоретических подходов. – Екатеринбург, 1999.
Дьякова Е. Г., Трахтенберг А. Д. Массовая коммуникация: Модели влияния. Как формируется «повестка дня». – Екатеринбург, 2001.
Журналист: Российско-американские социологические исследования. – М., 1998.
Журналист: Социологические и социопсихологические исследования / Под ред. Л. Г. Свитич и А. А. Ширяевой. – М., 1992.
Западно-европейская социология ХIХ века: Тексты / Под ред. В. И. Добренькова: В 2 т. – М., 1996.
Здравомыслов А. Г., Ядов В. А. Человек и его работа в СССР и после. – М., 2003.
Информационная и психологическая безопасность в СМИ. – Т. 1. Телевизионные и рекламные коммуникации. – М., 2002.
Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика. Общество и культура. – М., 2002.
Кашинская Л. В. Метод наблюдения в журналистике. – М., 1987.
Коробейников В. С. Пирамида мнений. – М., 1981.
Коробейников В. С. Редакция и аудитория. – М., 1993.
Кузин В. И. Психологическая культура журналиста. – СПб., 2001.
Литературная газета и ее аудитория. – М., 1979.
Лукина М. М. Технология ннтервью. – М., 2003.
Матвеева Л. В., Аникеева Т. Я., Мочалова Ю. В. Психология телевизионной коммуникации. – М., 2000.
Мельник Г. С. MASS-MEDIA: психологические процессы и эффекты. – СПб., 1996.
Методология и методы социологических исследований / Под ред. О. М. Масловой. – М., 1996.
Назаров М. М. Массовая коммуникация в современном мире. – М., 2000.
Ноэль Э. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии. – М., 1978.
Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. – М., 1996.
Общественное мнение России. – М., 2001.
Олешко В. Ф. Социожурналистика: Прагматическое моделирование технологий массово-коммуникационной деятельности. – Екатеринбург, 1996.
Основные понятия теории журналистики. – М., 1993.
Парыгин Б. Д. Анатомия общения. – СПб., 1999.
Рабочая книга редактора районной газеты. – М., 1989. – Разд. 9.
Российская журналистика: свобода доступа к информации. – М., 1996.
Российская провинциальная пресса. – М., 1995.
Рубинов А. З. Операции без секретов. – М., 1980.
Свитич Л. Г. Как повысить эффективность журналистской работы? (Методики социологических исследований основных условий и факторов эффективности местных средств информации). – М., 1987.
Свитич Л. Г. Феномен журнализма. – М., 2000. – Разд. 2.4, 4.4.
Свитич Л. Г. Эффективность журналистской деятельности. – М., 1986.
Свитич Л. Г., Ширяева А.А. Профессиональное развитие будущего журналиста. – М., 1989.
Словарь прикладной социологии. – М., 1986.
Смелзер И. Дж. Социология. – М., 1994.
Современная западная социология: Словарь. – М., 1990.
Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. – М., 1992.
Социологические исследования печати, телевидения и радио. – М., 1988.
Социологические исследования эффективности журналистики. – М., 1986.
Социология в России ХIХ – начала ХХ веков: Тексты / Под ред. В. И. Добренькова. – М., 1997. – Вып. 1, 2.
Социология и пресса. – М., 1996.
Социология / Под ред. Э. Тадевосяна. – М., 1995.
Таловов В. П. Читательский спрос на газету. – СПб., 1999.
Федотова Л. Н. Анализ содержания – социологический метод изучения средств массовой коммуникации. – М., 2001.
Фомичева И. Д. Печать, телевидение и радио в жизни советского человека. – М., 1987.
Фролов С. С. Социология. – М., 1994.
Шарков Ф. И, Родионов А. А. Социология массовой коммуникации. – М., 2002.
Шумилина Т. В. «Не могли бы Вы рассказать?» – М., 1976.
* Кареев Н. И. Введение в изучение социологии. – СПб., 1907 // Социология в России Х1Х – начала ХХ веков. – М., 1997. – Вып. 1. – С. 9–11.
** Там же. – С. 47.
* Таблица составлена на основании схемы, приведенной в учебном пособии «Социология» (под ред. Э. В. Тадевосяна. – М., 1995), и включает основные направления зарубежной социологии.
* Конецкая В. П. Социология коммуникации. – М., 1997.
**Землянова Л. М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества: Толковый словарь терминов и концепций. – М., 1999.
* Кастельс М. Информационная эпоха. – М., 2000. – С. 513.
** См.: русское издание: Сиберт Ф., Шрамм У., Питерсон Т. Четыре теории прессы. – М., 1998. – С. 23.
* См.: Землянова Л. М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества: Толковый словарь терминов и концепций. – М., 1999.
* См., в частности, работы: Дьякова Е. Г., Трахтенберг А. Д. Массовая коммуникация и проблема конструирования реальности: анализ теоретических подходов. – Екатеринбург, 1999; Они же Массовая коммуникация: Модели влияния. Как формируется «повестка дня»? – Екатеринбург, 2002; Федотова Л. Н. Социология массовой коммуникации. – СПб., 2003 и др.
* С обзором моделей зарубежных авторов можно познакомиться в работах Л. Земляновой «Американская коммуникативистика», В. Конецкой «Социология коммуникавистики», Ф. Сиберта, У. Шрамма, Т. Питерсона «Четыре теории прессы», К. Дьяковой и А. Трахтенберг «Массовая коммуникация и проблема конструирования реальности: анализ основных теоретических подходов», М. М. Назарова. «Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований», Л. Н. Федотовой «Социология массовой коммуникации», Е. Ахмадуллина «Западные модели массовых коммуникаций: история формирования, структура, функции» (Филологический вестник Ростовского университета. – 2000. – № 3) и др.
* См.: Ахмадуллин Е. В. Западные модели коммуникации: история формирования, структура, функции // Филологический вестник Ростовского университета. – Журналистика. – 2000. – № 3.
* См. подробно в учебном пособии: Журналистика и социология. – М., 1995.
* См.: об этом подробно в учебном пособии «Журналистика и социология».
* См.: «Литературная газета» и ее аудитория. – М., 1978.
* См.: Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. – М., 1972.
* Здесь и далее терминология В. А. Ядова.
* Использована классификация, приведенная в книгах В. А. Ядова, Г. Е. Зборовского, Е. А. Шуклиной.
* См.: Ядов В. А. Стратегия социологического исследования; Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. – М., 1972; Шумилина Т. В. Методы сбора информации в журналистике. – М., 1983.
* См.: Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. – М., 1972.
* См.: Читатель и газета в зеркале социологии. – Фрунзе, 1990.
* См.: Фомичева И. Д., Реснянская Л. Л. Газета для всей России. – М., 1999.
* См.: Кропотов Л. А. Журналистика на путях социологии. – Свердловск, 1976.
* См.: Шумаков Г. Е. К участникам русско-японской войны // Социология в России ХIХ – начала ХХ века. – М., 1997. – Вып. 2.
* См.: Грушин Б. А. Четыре жизни России в зеркале опросов общественного мнения. Очерки массового сознания россиян эпохи Хрущева, Брежнева, Горбачева и Ельцина. – М., 2001. – Кн. 1. – С. 19, 20.
* См.: Грушин Б. А. Четыре жизни России. – Кн. 1. – С. 34–38.
* См.: Реснянская Л. Л., Фомичева И. Д. Газета для всей России. – М., 1999.
* Нет сведений.
* См.: Человек социалистического общества и процессы массовой коммуникации.– Будапешт; Л., 1979. – Т. 1. – С. 102.
* См.: Социологические исследования журналистики. – М., 1986.
** См.: Социологические проблемы общественного мнения и деятельности средств массовой информации. – М., 1979. – С. 19.
* См.: Смирнова М. Г. Провинциальный читатель в профиль и анфас. – М., 1992. – С. 46–48.
* См.: Региональные СМИ и демократия (На примере Вологодской области). – М., 2003.
* См.: Федотова Л. Н. Указ. раб. – С. 25.
* См.: Вихалемм П. Образ жизни и активность в информационной среде // Массовая коммуникация и развитие социалистического образа жизни. – Тарту, 1986.
* См.: Лауристин М. Опыт и проблемы изучения эффективности районных и городских газет // Массовая коммуникация и развитие социалистического образа жизни. – Тарту, 1986.
* См.: Зазыкин В. Г. О психологических аспектах анализа писем телеаудитории // Аудитория. – М., 1988. – Вып. 7.
* См.: Региональные СМИ и демократия в России (На примере Вологодской области). – М., 2003.
* См.: Верховская А. И. Методы анализа писем в редакционной работе. – М., 1984.
- Социология журналистики
- Часть I
- Часть II 54
- Часть 1
- Социология журналистики как область социологии Предмет социологии
- Структура социологии журналистики
- Основные социологические теории сми
- Функционирование сми в обществе
- Социологическая информация в работе редакции Зоны применения социологии в журналистике
- Социологическое мышление журналиста
- Публикация об итогах социсследований в сми
- Структура социологического исследования Важность знания журналистами этапов социологического исследования
- Особенности программирования исследования
- Методологическая часть
- Процедурная часть программы
- Выборка как основа репрезентативности Понятие репрезентативности
- Репрезентативные выборки
- Нерепрезентативные выборки
- 2 Ступень. Выбор представителей районов
- 3 Ступень. Определение численности внутри выбранных районов
- 5 Ступень. Выбор подписчиков для опроса
- Этапы и процедуры социологического исследования
- Разработка инструментария исследования
- Пилотирование полевых документов – пробное исследование
- Доработка и тиражирование полевых документов
- Инструктаж участников исследования
- Полевое исследование
- Приемка информации
- Кодирование информации, подготовка информации к обсчету, обработка информации
- Анализ полученных данных
- Подготовка отчета, других публикаций по исследованию, в т. Ч. В прессе
- Часть II социологические методы в журналистике Социологические методы в работе журналиста
- Интервью и анкетирование в социологии и журналистике
- Интервьюирование
- Техника проведения интервью, особенности поведения интервьюера
- Анкета, вопросник. Структура и правила составления анкеты
- Анализ документов в социологии и журналистике
- Виды документов*
- Виды контент-анализа
- Основные направления контент-анализа в журналистике
- Особенности выборки в контент-анализе
- Составление кода контент-анализа
- Методика проведения контент-анализа
- Социологическое и журналистское наблюдение
- Роли наблюдателя в процессе включенного наблюдения
- Эксперимент как метод социологии и журналистики
- Типы экспериментов
- ИсслеДоВание аудитории Предмет аудиторных исследований
- Потребление сми. Аудиторное поведение
- Выбор изданий
- Выбор телеканалов
- Выбор радиостанций
- Функциональные ожидания от сми, мотивы выбора
- Потребности и интересы аудитории
- Типологические группы аудитории
- Группы по полу: мужчины и женщины
- Возрастные группы
- Чрезмерная эмоциональная чувствительность и ранимость,
- Группы по уровню образования
- Группы по месту жительства
- Методы изучения аудитории Медиаметрические исследования
- Литература